Газ для Украины снова подорожает. Сегодня уже нет никаких оснований полагать, что «Газпром» не воспользуется своим правом пересмотреть цены на голубое топливо и RosUkrEnergo AG не изменит тарифную ставку на поставки газа в Украину.

Вопреки тому, что прогнозы о появлении новых ценовых претензий Кремля выдвигались ещё на стадии формирования совместного предприятия, их экономическое обоснование появилось совсем недавно. Основной мотив россиян на заре газовых переговоров сводился к навязчивому предложению о создании газотранспортного консорциума, который, формально, предоставлял бы правительству РФ возможность технически модифицировать наш газопровод. Но реально, такая организация передавала право на владение украинской газотранспортной системой (далее – ГТС, прим. авт.) другому государству. Именно после того как Украина отказалась от идеи создания консорциума, госчиновники РФ перешли в активное наступление, не особо стараясь скрыть в своих действиях политическую подоплёку.

Теперь, когда процесс экономической модификации газовых отношений с восточным соседом набирает обороты можно сделать два основных вывода. Во-первых, Кремлю удалось реализовать программу по реформированию системы оплаты за свой газ и полностью упразднить прежние бартерные схемы расчёта. Во-вторых, наряду с целым рядом преференций, которые предоставила Москва в ходе переговоров, Украина всё ещё удерживаёт под полным контролем свою ГТС и вопрос о её продаже (в отличие от Беларуси) украинское правительство в ближайшее время обсуждать не намерено.

Вместе с тем, наш восточный партнёр приложил немало усилий, чтобы украинская сторона лишилась какой-либо экономической опоры за столом переговоров. Одним из последних актов партизанской части газового конфликта можно вспомнить перекупку Россией туркменского газа, который (исходя из подписанного с этой страной соглашения) должен был поставляться в Украину по низким ценам. Действия Туркменбаши, не сложно оправдать с точки зрения финансовой целесообразности – стране выгоднее продавать продукт по более высоким ценам. Однако чистота партнёрских отношений с РФ оставляет желать лучшего.

Политическая составляющая требований России стала очевидной на этапе, когда Москва заявила о том, что не станет устанавливать новую цену за газ лишь в том случае, если Украина предоставит возможность управления своей ГТС. Поэтому все последующие действия Кремля после отказа украинских переговорщиков от такого предложения можно расценивать как политический и экономический шантаж. Однако не следует забывать и того, что впервые за 15 лет независимости мы с Россией разговариваем на языке денег, как это принято во всём цивилизованном мире, прибегая к политическим мотивам лишь на этапе перехода к новому формату взаимоотношений. Похоже, что в Кремле наконец-то поняли и осознали, что мир уже отошёл от метрополий и колоний, а во главу угла международных отношений необходимо ставить именно мотивы экономической целесообразности.

Поэтому, несмотря на агрессивную позицию и постоянный прессинг со стороны России в газовых переговорах, московских чиновников сложно упрекнуть в том, что их действия остро резонируют с национальными интересами Российской Федерации. К сожалению, подобного комплимента сложно удостоить наших управленцев. На сегодняшний день существует реальная угроза того, что RosUkrEnergo приостановит подачу газа в Украину, если будут нарушены обязательства по оплате за голубое топливо. Такая перспектива целиком возможна, так как некоторые кабминовские чиновники настаивают на увеличении отчислений НАК «Нафтогаз-Украины» в госбюджет. По мнению экспертов, это может привести к окончательному дисбалансу в работе национальной акционерной компании.

С учётом дополнительных финансовых обязательств перед газотрейдерами украинскому правительству необходимо выработать новую концептуальную схему расчёта за газ внутри страны. Жизненно важно подготовится к новым ценовым ставкам, которые предлагает Москва. По мнению отраслевых экспертов (в т.ч. из НАК «Нафтогаз-Украины») наша страна должна воспользоваться определёнными внутренними ресурсами для перехода на рыночные отношения в сфере газа. Реформирование существующих схем торговли газом внутри Украины необходимо адаптировать к условиям рыночной экономики. Это означает, что такие функционирующие сегодня схемы как бартер (при продажах газа на производство) или дотации (поставка топлива коммунальным организациям) должны остаться в прошлом.

Среди таких ещё не разработанных возможностей можно рассматривать повышение стоимости топлива для коммунальных потребителей. О необходимости повышать цены частникам говорил и глава НАК «Нафтогаз-Украины» Алексей Ивченко. А возможность реализации новой схемы оплаты газа коммунальщиками рассматривалась ещё до создания СП. Сейчас голубое топливо предоставляется украинцам по значительно заниженным (приблизительно 75 процентов от настоящей стоимости) ценам. Ивченко ранее сообщал, что уже разработал схему, реализация которой не ударит по кошелькам украинцев со средним уровнем доходов. Согласно проекту, затраты малоимущего населения на использование газа в бытовых условиях будут покрыты субсидиями. Вместе с тем, граждане с высоким уровнем доходов смогут покупать газ по ценам на внешних рынках. В случае внедрения такой ценовой политики есть перспектива реструктуризации дочерней компании «Нафтогаза» – «Газ Украины», через которую НАК реализует полученный от RosUkrEnergo газ теплоснабжающим предприятиям и бюджетным организациям.

Между тем, сегодня активно обсуждается вопрос о пересмотре схем поставок газа и частным предприятиям. По указу Кабмина многие приватные промышленные компании закупают топливо по льготным ценам. Однако вызывает сомнение целесообразность этих неоправданных преференций. Известно, что некоторые из таких облагодетельствованных государством предприятий получают сверхприбыли и никоим образом не нуждаются в дотациях. Если условия закупок газа для использования в промышленности будут пересмотрены, эти изменения коснуться и компании ЗАО «Укргаз-Энерго» (совместному предприятию RosUkrEnergo и «Нафтогаз-Украины»), которое поставляет топливо промышленным потребителям.

Но, не смотря на часто повторяющиеся заявления политической элиты страны о необходимости реформирования системы энергоснабжения и возможности энергетического кризиса, инициативы такого реформирования блокируются правительственными органами Украины. Национальная Комиссия по Регулированию Энергоснабжения (далее НКРЭ – прим. авт.) пресекает все попытки изменить принципы продажи топлива внутри государства. Тот факт, что сегодня «Нафтогаз» вынужден продавать топливо значительно дешевле, чем закупает его у посредников, уже привёл к кредиторской задолженности Национальной Акционерной Компании. Не смотря на то, что такая схема дестабилизирует экономику Украины и противоречит элементарным понятиям о ведении бизнеса, она не упраздняется.

Что же мешает НКРЭ отказаться от нерентабельных продаж и позволить стране перейти на подготовленные и стратегически выгодные механизмы. Возможно, то же, что побуждает политиков из различных лагерей пировать во время чумы и спекулировать на теме газового кризиса. Возникает вопрос – не это ли тот самый популизм? К слову, в европейских странах нет, и не может быть наших «дотационных» принципов продаж. Альфа и Омега всех европейских схем поставок топлива населению сводится к максимальной рентабельности. Именно поэтому западные страны легко переносят скачки цен на топливо.

Как уже упоминалось, 230 долларов за тысячу кубометров своего газа россияне потребовали уже на том этапе переговоров, когда в диалог включились чиновники Кабмина и главы государств. Этому предшествовал период, где стороны пытались разрешить спор на уровне переговоров хозяйственных субъектов – НАК «Нафтогаз-Украины» и «Газпрома». Не смотря на видимость полной решимости россиян установить цены за свой газ для Украины на уровне рыночных, на заре переговоров позиции восточных коллег были компромиссными, а возможность найти паритетное решение казалась совсем реальной обеим сторонам диалога. Однако, хэппи энда не произошло и вину за это нельзя возложить лишь на несговорчивых российских чиновников и руководителей «Газрома». Ведь во время от предоставления советов и ценных указаний относительно того, как следует вести переговоры, смогли воздержаться, пожалуй, лишь министры спорта и культуры Украины. Безапелляционная критика главы национальной газовой компании Алексея Ивченко со стороны ряда отечественных политиков также не способствовала становлению позитивного профессионального имиджа украинской делегации. Все эти факторы существенно ухудшали позицию менеджмента «Нафтогаза» в переговорах с российскими коллегами.

Мотивы критикующих Ивченко политических деятелей сводились к тому, что НАК не прикладывает достаточных усилий к быстрому разрешению конфликта и диалог затягивается. Однако когда переговорный процесс стали курировать политики, некоторые из которых имеют смутные представления о работе в данной отрасли, украинской стороне предложили ещё более невыгодные условия. После того, как Россия выдвинула абсолютно неприемлемую ставку в 230 долларов, украинское правительство пригласило главу «Нафтогаза» вновь стать модератором диалога с Кремлём. Этого урока оказалось достаточно для того чтобы политики законотворческой и исполнительной власти, которые совсем недавно наперебой выдвигали разнообразные сценарии ведения переговоров, сегодня заняли выжидательные позиции.

Однако штиль продолжался недолго, эстафету по предоставлению «конструктивных» советов перехватил Виктор Пинзеник. Министр финансов лоббировал непринятие Кабмином финансового плана «Нафтогаза» на 2006 год, который был представлен менеджментом компании 19 апреля. Пинзеник утверждает, что поступление средств в госбюджет от НАК «Нафтогаз-Украины» должны увеличиться. По всей видимости, господина министра видимо совершенно не беспокоит проблема дисбаланса в финансовой деятельности компании, которая образовалась после подорожания газа. Пинзеник также не называл способы, которые могут реформировать программы по дотациям продаж топлива внутри страны, чтобы получить необходимые средства. Виктор Михайлович признался, что его волнует лишь то, что в бюджете есть «дырки» и их нужно залатать.

Для проведения действительно эффективных переговоров, необходимо, чтобы руководство страны, наконец стало источником политической воли и кардинальных реформ в топливно-энергетическом комплексе. Именно Президент должен инспирировать процессы обновления и реструктуризации в этой сфере. Должна быть принята комплексная программа энергосбережения государства, которая включает в себя: энергосберегающие технологии, альтернативные источники энергии и увеличение добычи энергоносителей.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4303