Наконец-то появился текст коалиционного соглашения, на которое тут же радостно набросились аналитики и просто неравнодушные граждане. Жить по нему придется всем нам, и уже очень скоро. Но червь сомнения начинает грызть прямо с преамбулы, где целью обозначены такие знакомые по прошлым правительственным программам преодоление бедности и снижение безработицы.
По всем прогнозам мы достаточно уверенно входим в инфляционную спираль, которая крайне редко сопровождается инвестиционной активностью. А это значит, что о росте экономики, и о ее благотворном влиянии на социальную сферу говорить не приходится. Тем не менее это не остановило коалицию от раздачи обещаний.
Первая же проблема – увеличение окладов военнослужащих. Стремительно сокращающаяся в прошлые годы украинская армия на конец прошлого года насчитывала более 120 тысяч бойцов, не считая гражданских лиц. А сейчас и того больше. Учитывая, что для «повышения престижа и мотивации прохождения воинской службы» нужно повысить оклады как минимум вдвое, увеличившаяся армия легко может внести плюс 8-10 миллиардов в расходы бюджета. И это только на оклады, ведь есть еще импортная амуниция, стоимость которой резко выросла вследствие девальвации гривни. Таким образом, безобидный пункт 2.8 соглашения стоит примерно столько же, сколько и ушедший в небытие на прошлой неделе VAB банк. Выплата вкладчикам которого от того же госбюджета примерно столько же и потребует. Однако вернемся к соглашению.
Реформирование органов правопорядка порадовало стройностью и отсутствием излишних финансовых запросов. Возможно, сказывается позитивный опыт Грузии в данном вопросе. Осталось только надеяться, что нашим новым «детективам», «национальным» и «муниципальным полицейским» (это все термины из соглашения) США и ЕС помогут так же, как помогли в свое время грузинам. В то же время удивило только создание Государственного бюро расследований - тут авторы явно пересмотрели на ночь фильм о Джейсоне Борне. Иначе сложно понять, зачем в стране, пытающейся экономить, нужно создавать силовую единицу, дублирующую СБУ и МВД. И это еще не все. С января 2015 года создается Национальное антикоррупционное бюро и, чтобы закрепить желаемый результат, через квартал, Национальное агентство по вопросам препятствованию коррупции. Задумка авторов соглашения, вероятно, была следующей: взяточник находит «крышу» в лице одной организации и тут же «прихлопывается» сотрудниками другой. О том, что вскоре появятся специалисты «по комплексному решению антикоррупционных вопросов», мы пока подсказывать не будем.
Реформа публичных финансов написана то ли молодыми лидерами из ASPEN-Украина, то ли аудиторами «большой четверки». Потому что вопросам «не укради» уделяется куда больше внимания, чем «заработай». Также прописана достаточно прогнозируемая и, в принципе, привлекательная для авторов идея децентрализации. В самом деле, не они же должны решать проблемы местных бюджетов.
В то же время обеспечению ускоренного экономического развития посвящена всего одна страница. Похоже, ускорение должно пойти само по себе и мешать ему не нужно. Разве что стоит развить инновационную инфраструктуру и обеспечить международное продвижение отечественных производителей, что, конечно, ерунда, с точки зрения авторов документа, и не требует детализации.
Регуляторной политике уделено куда больше внимания. Тут и уменьшение информации, подаваемой в антимонопольные органы, и ликвидация коррупционной составляющей в администрировании налогов, и налоговый компромисс. Без сомнения, минфиновцы с аналитиками парламентских комитетов не одну диссертацию защитят на эту тему и не в одну заграничную поездку съездят. В то же время удивил крайне низкий уровень радикализма в налоговой сфере. НДС не убрали, формулировки о сокращении налогов какие-то вялые. О реформе законодательства в сфере трудовых отношений и вовсе ничего прочитать не удалось. Будущие коалицианты ограничились фразой «принятие Трудового кодекса». Если кодекса в текущей редакции, тогда, надеюсь, регионалы Стоян и Сухой получат авторскую премию за его написание. Они старались.
И чем дальше к финишу, тем традиционнее становится документ. К примеру, в реформах финансового сектора вспоминают о нашумевшей в прошлом году борьбе с финансовыми пирамидами. А поддержка сельхозпроизводителей предполагает сохранение до 2018 года текущей системы налогообложения. В энергетике - перекрестное субсидирование предлагают проводить не спеша, на протяжении 2015-17 годов, а о радикальном повышении тарифов вообще как-то умалчивают. Вероятно, с НАК «Нафтогаз» уже все хорошо и былых дисбалансов в его финансировании нет и в помине. Также хорошо у нас с дорогами и энергоэффективностью.
Жилищно-коммунальная сфера радует новизной. Акцент сделан на прозрачность, к примеру теперь можно будет узнать истинных собственников соседских квартир. Также можно будет самостоятельно определять, кто получает тепло напрямую от горэнерго, а кто через посредника. Однако при этом на 100-процентную оплату за газ, теплоэнергию и воду украинцы перейдут только к 2017 году. Таким образом, авторы передают привет балансу НАК «Нафтогаз» еще раз.
Тем временем попытка найти раздел по денежно-кредитной политике или банковскому сектору успехом не увенчалась. Тут объяснений может быть два: либо у нас в этой сфере уже все хорошо, либо эта сфера и вовсе лежит вне коалиционного соглашения, то есть ее судьба будет по-прежнему решаться на улице Банковой. Не удалось найти и ответ на главный вопрос – где будущая коалиция собирается брать деньги на выполнение обещаний и финансирование новых государственных органов? Поэтому, с одной стороны, и хочется пожелать коалиции успехов, но, с другой, сделать это искренне никак не получается.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом