Суспiльство

Народных депутатов будут выбирать в два тура?

Народных депутатов будут выбирать в два тура?

Вчера на сайте Верховной Рады был опубликован проект закона, предполагающий введение двухтуровой системы парламентских выборов. Авторами законопроекта «О внесении изменений в закон «О выборах народных депутатов Украины» выступили Андрей Портнов (БЮТ) и Александр Лавринович (Партия регионов). Документ предлагает ввести двухтуровую систему парламентских выборов.

В документе говорится: «Выборы депутатов осуществляются в два тура. Первый тур выборов в Верховную Раду происходит на пропорциональной основе». Окончательные же итоги выборов определяются по результатам второго тура. Согласно предложенным изменениям, он должен состояться на следующей неделе после обнародования результатов первого. Во втором туре должны принимать участие две политические силы, набравшие наибольшее количество голосов по результатам первого тура. Партия или блок, которому во втором туре было отдано больше голосов, автоматически получает 226 мандатов – необходимое количество для формирования большинства в парламенте. По мнению авторов, остальные места в Раде должны распределяться между политической силой, занявшей второе место во втором туре выборов, и другими партиями или блоками на пропорциональной основе в соответствии с результатами первого тура.

Примут ли такой закон и нужен ли он Украине, ForUm спросил у политиков и экспертов.

Один из авторов законопроекта, народный депутат VI созыва, член фракции Партии регионов Александр Лавринович считает, что этот законопроект имеет и позитивные, и негативные стороны. По его словам, позитив заключается в том, что, если бы такой проект стал законом, Украина получила бы гарантированную ситуацию, при которой парламент работает стабильно долгое время.

«Досрочные выборы становятся практически невозможными. Формируется Кабинет министров, за который отвечает одна политическая сила, что также дает стране стабильность. При этом сохраняется сильная оппозиция, которая может эффективно контролировать деятельность всех органов власти.

В минус можно записать то, что таким законом мы искусственно ускоряем политическую структуризацию в Украине, делаем представительство одной партии в парламенте больше, чем ее реальная поддержка в обществе. Здесь нужно находить баланс между плюсами и минусами и принимать решение, которое сегодня будет иметь наибольшую пользу для украинского общества», - отметил депутат.

Нардеп подчеркнул, что в ближайшее время будет дан вопрос относительно целесообразности принятия или непринятия такого закона.

«То, что я поставил свою подпись под этим законопроектом, не означает, что именно таким путем нужно идти.

Что касается повышения проходного барьера, то этот вопрос сейчас не актуален. Существующий вариант повышения проходного барьера, как предложил в своем законопроекте Сергей Терехин, так же предполагает то, что мы получим похожую ситуацию с одним победителем. Но в этом случае у нас будет однопартийная оппозиция. Меньшие политические партии уже не попадут в Верховную Раду, в отличие от того законопроекта, о котором мы говорили вначале», - заявил Лавринович.

Народный депутат Украины, член фракции НУ-НС Владимир Стретович напомнил, что до 1998 года в Украине существовала подобная система.

«Ничего плохого в этом я не вижу, но двухтуровая система выборов возможна только при возвращении к мажоритарной системе выборов. Или при голосовании открытыми списками, где каждый кандидат должен набрать больше 50% голосов. Пока таких законопроектов я не вижу. Но двухтуровая система дала бы высокую легитимность победителю.

К сожалению, Верховная Рада не приняла законопроект, где проходной барьер в парламент понижался до 1%. Если барьер повысить, то стагнация, в которой сейчас находится Украина, будет законсервирована, и никакие демократические начинания не будут иметь успеха», - рассказал Стретович.

Его однопартиец народный депутат Юрий Кармазин высказывается против двухпартийной системы. По его словам, это искажает волю избирателей и не соответствует Конституции.

«В Украине существует прямое избирательное право. В данной ситуации, говорить про выборы и будоражить эту систему безответственно. В обвале экономики Украины, инвестиционного и финансового рынка виновата не война, как в Российской федерации, а заявления Президента, премьера, руководителей парламента и тех, кто допускает возможность внеочередных выборов. Тоже самое касается и разговоров об внесении изменений в Основной Закон. Пока что нельзя даже запятую менять в Конституции», - отметил депутат.

Нардеп подчеркнул, что проходной барьер противоречит Конституции Украины. По его словам, там нигде не говорится о том, что голос должен быть забран у избирателя, прописано прямое избирательное право.

«Мой голос не может быть отдан за ту политсилу, за которую я не проголосовал. К сожалению, многие партии этого не понимают. Но, я считаю, что сейчас не нужно менять правила игры. Пока что должен оставаться трехпроцентный проходной барьер», - заявил Кармазин.

Народный депутат из фракции Блок Литвина Олег Зарубинский отметил, что двухпартийной системы нет ни в одной цивилизованной стране мира, она противоречит сущности парламента.

«Двухпартийная система приводит к тому, что искусственным путем мнение части населения не будет учитываться. Условно говоря, в первом туре проходит несколько партий. Партия «А» набрала 20% голосов, партия «В» - 19%, партия «С» - 18% и так далее. Соревнования во втором туре будут проходить между двумя партиями. Это будут похороны парламента», - отметил депутат.

Что касается проходного барьера, нардеп подчеркнул, что в Европе он не превышает 5%. По его словам, сейчас идет тенденция снижения или уничтожения проходного барьера, чем выше проходной барьер, тем большее количество людей не смогут иметь своих представителей в Верховной Раде.

«Возьмем, к примеру, проходной барьер в 7%. Для того, чтобы пройти в парламент нужно, чтобы за политсилу проголосовало около двух миллионов избирателей. Если за партию проголосовал миллион девятьсот избирателей, то их сила не попадает в Верховную Раду. Эти люди будут лишены своего представительства в парламенте», - рассказал Зарубинский.

Народный депутат Украины, фракция БЮТ, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия Андрей Сенченко, считает, что в двухтуровой системе выборов есть разумное зерно, поскольку партия, победившая во втором туре, получает все возможности для того, чтобы сформировать правительство. Он подчеркнул, что это позволяет уйти от спекулятивных позиций мелких партий, которые пытаются, входя или не входя в коалицию, существенно влиять на парламент.

«Степень влияния должна быть адекватна степени доверия народа. В этом случае «золотой акции» у маленьких партий не будет. Это не значит, что в парламенте не возможны коалиции. Есть целый ряд вопросов, которые требуют большего числа голосов, чем 226.

Что касается проходного барьера, то его поднимать не нужно. Позиция нашей фракции заключается в том, что 3% барьер позволяет обеспечить приток свежих сил, новых политиков в парламент. Если поднять барьер, все выродится до двухпартийной системы. Опускать барьер ниже 3% тоже нецелесообразно, поскольку парламент – это не проходной двор, и здесь не должно быть партий-однодневок», - рассказал Сенченко.

Народный депутат Украины, член фракции Партии регионов, член Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Юрий Мирошниченко считает, что система двухтуровых выборов в парламент должна согласовываться как с реформой политической системы в контексте конституционной реформы, так и в целом с программными принципами политических партий.

«Я не знаю, как соединить двухтуровые выборы с выборами по региональным открытым спискам. Такую систему поддержала Партия регионов, БЮТ и НУ-НС. Поэтому пока что преждевременно говорить о двухтуровых выборах в Верховную Раду.

Я лично считаю, что такая система была бы неприемлема к выборам в парламент. Если говорить о выборах городских и сельских глав, двухтуровый принцип я поддерживаю. В случае победы глава может получить большую поддержку и иметь большую легитимность», - отметил Мирошниченко.

Директор Института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко считает, что двухтуровая система – это абсолютный нонсенс и дополнительные расходы из бюджета.

«Оправдывает она себя только тогда, когда речь идет о персональных выборах того или иного должностного лица: Президента, мэра, губернатора. Двухтуровая система абсолютно не подходит для выбора коллективных органов власти.

У нас сегодня нормальный проходной барьер. Я бы рекомендовал установить его на уровне 4%, как это было во времена Леонида Кучмы. Но повышать его еще больше нецелесообразно, поскольку в наших условиях это будет означать только деребан электората и политической плоскости», - рассказал Бондаренко.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что нынешнее конституционное большинство голосов, которое имеет Партия регионов и БЮТ, не только в состоянии принять закон о двухтуровой системе выборов, но может преодолеть вето Президента.

«Я не уверен, что выиграют «регионалы». Ситуация меняется не в пользу ПР. Последние данные социологических исследований показывают, что рейтинги БЮТ и ПР практически совпадают. Учитывая то, что в рамках избирательных кампаний БЮТ всегда прибавляет голоса, «регионалы» могут уступить первое место. Если раньше они проигрывали коалиционные соревнования, то теперь у Партии регионов больше возможностей сформировать коалицию. Они могут договориться с теми же КПУ, Блоком Литвина. У БЮТ не союзников. Поэтому игра на двухтуровую систему выборов – это игра в пользу БЮТ. «Бютовцы» заманили «регионалов» в тактическую ловушку», - отметил политолог.

Эксперт подчеркнул, что если победитель получит все, проигравший может проиграть очень надолго.

«Поделить власть на двоих вряд ли удастся. Это приведет к ускорению кризиса политической системы.

Что касается проходного барьера, то тут не нужно изобретать велосипед. Оптимальный вариант, который применяется в европейских странах – от 3% до 5%. Если барьер поднимается выше 5%, это искажает выбор избирателей, отсекает ряд политических сил от парламента. Высокий избирательный барьер критикуется как недемократический. В Европе высокий проходной барьер имеет Россия и Турция. Заниженный проходной барьер позволяет наиболее полно представить выбор избирателей, но чрезмерно фрагментирует состав парламент. Нужно искать золотую середину», - подытожил Фесенко.

Анна Гончаренко