Аналітика

Давид Жвания не знает границ

Давид Жвания не знает границ

Верховный суд приостановил процесс пересмотра оснований выдачи народному депутату Давиду Жвании ("Наша Украина–Народная самооборона") украинского гражданства. Тем временем господин Жвания обратился к парламентам ряда европейских стран с просьбой предоставить ему возможность заявить с их трибун о политическом преследовании в отношении него в Украине. В посольстве Франции к намерению депутата относятся скептически и считают, что такой возможности у него, скорее всего, не будет.

Вчера стало известно, что Верховный суд приостановил действие решения Апелляционного суда Киева, ранее отменившего решение Радянского райсуда, на основании которого Давид Жвания получил украинское гражданство, и направившего дело на повторное рассмотрение в Святошинский райсуд Киева (см. Ъ от 3 июля). "Учитывая, что решение Апелляционного суда Киева от 2 июля 2008 года может привести к нарушению его конституционных прав, в том числе права на гражданство Украины, суд считает, что данное ходатайство заслуживает внимания и подлежит удовлетворению",– говорится в тексте определения, вынесенного Верховным судом. По словам народного депутата Геннадия Москаля (НУНС), представляющего в суде интересы господина Жвании, решение апелляционного суда приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы Верховным судом.
Первым в законности обретения господином Жванией украинского гражданства усомнился генпрокурор Александр Медведько. В мае он лично подписал обращение в Святошинский райсуд Киева с просьбой разобраться в обстоятельствах получения им гражданства (см. Ъ от 21 мая). Позже генпрокурор свое заявление отозвал (см. Ъ от 12 июня), а после получения разрешения на продление срока обжалования решение Радянского райсуда было обжаловано в апелляционном порядке (см. Ъ от 3 июля). Параллельно Генпрокуратура возбудила в отношении Давида Жвании уголовное дело по факту подделки документов. Решением Подольского райсуда Киева постановление о возбуждении уголовного дела было признано законным.
Получив на руки определение Верховного суда, Давид Жвания обратился к парламентам нескольких европейских стран с просьбой предоставить ему возможность выступить перед депутатами. По словам господина Москаля, соответствующие письма уже направлены в парламенты Франции, Бельгии и Италии.
– Он будет говорить о своих преследованиях в Украине по политическим мотивам. А куда еще деваться человеку, если здесь поддержки нет? – сказал Ъ господин Москаль.
В Главном следственном управлении Генпрокуратуры, в чьем производстве находится сразу несколько уголовных дел, связанных с получением Давидом Жванией украинского гражданства, к его намерению выступить с трибун европейских парламентов отнеслись спокойно.
– Это его право – пусть жалуется. Мы расследуем уголовное дело, а его право, если он с чем-то не согласен, обращаться в суд или другие инстанции,– сказал Ъ начальник Главного следственного управления по расследованию особо важных дел Петр Коваль.
– Я сомневаюсь, что парламенты этих стран предоставят ему парламентскую трибуну для заявления – ему просто посоветуют обратиться в международные судебные правозащитные органы,– считает глава парламентского комитета по иностранным делам Олег Билорус (БЮТ).
Скептически относятся к намерению Давида Жвании сделать публичное заявление перед депутатами и в посольстве Франции. "Бывает такое, что иностранцы выступают в парламенте (Франции.–Ъ), но только президенты, премьер-министры, главы парламентов других стран, короли или же известные религиозные фигуры, например далай-лама или патриарх Варфоломей,– сказала Ъ пресс-атташе посольства Франции в Украине Фанни Греко.– Но я сомневаюсь, что депутат Жвания сможет выступить (в парламенте Франции.–Ъ), потому что, если его пригласят, это будет означать, что Франция официально поддерживает и его, и все то, что он говорит".
Как известно, помимо конфликта, связанного с получением гражданства, господин Жвания активно рассказывает о том, что никакого отравления президента Виктора Ющенко диоксином не было. Между тем глава государства дал понять, что к его отравлению, в котором он не сомневается, имеет отношение Давид Жвания (см. Ъ от 24, 25, 29 июля).