
Выступавшие отмечали, что для ноября 1990 года ДОВСЕ был большим шагом вперед: благодаря этому документу вооруженный конфликт между странами НАТО и Варшавского договора стал практически невозможным. Появился механизм контроля за передвижением вооруженных сил: стороны обязались уведомлять друг друга о передислокации своих войск и дали добро на проведение взаимных инспекций. "Это был настоящий прорыв", - вспоминал во время круглого стола Александр Шаравин, который (тогда полковник Генерального штаба СССР) участвовал в разработке этого договора образца 1990 года. Вместе с тем после прекращения действия Варшавского договора и распада Советского Союза ДОВСЕ устарел и, по мнению экспертов, стал стеснять и Россию, и Запад. Во многом из-за так называемых фланговых ограничений на размещение вооруженных сил. Они затрудняли развертывание российских Вооруженных сил на Кавказе, а Соединенным Штатам мешали перемещать войска для операций на Ближнем Востоке. По этой причине, по мнению завотделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, страны - члены НАТО не ратифицировали договор даже в его обновленном виде, адаптированном к реалиям 1999 года.
Как хором заявили российские эксперты, американцы стали активно использовать ДОВСЕ, чтобы вытеснить нашу страну из постсоветского пространства, увязывая этот договор со Стамбульскими соглашениями о выводе российских войск из Грузии и Молдавии. При этом расширение НАТО продолжилось за счет бывших республик СССР и стран бывшего соцлагеря. Вопрос о том, чтобы сдержать данное Россией в Стамбуле в 1999 году слово и все-таки убрать войска из Грузии и Молдавии, на круглом столе даже не обсуждался.
"Сегодняшний акт с приостановкой ДОВСЕ - вариант ответа на вопрос: доколе?" - заявил директор Института стратегических оценок, один из разработчиков ДОВСЕ Сергей Ознобищев.
Правда, тот же эксперт считает, что и расширение НАТО, и нежелание Запада присоединяться к ДОВСЕ вовсе не свидетельствуют о намерении Североатлантического альянса напасть на Россию даже в отдаленной перспективе. По словам Ознобищева, "внешняя угроза нашей стране сведена до минимума, если не говорить об угрозе терроризма и угрозе распространения ядерного оружия, которые на сегодня общемировые".
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом