
Безусловно, от взгляда общественности не мог ускользнуть довольно интересный процесс, который переживают сейчас политические силы, близкие к главе государства. В настоящее время в жизнь воплощается тот самый проект помаранчевых, о котором говорили около года назад политические эксперты и оппоненты президентской команды.
Напомним: осенью 2006 года в прессу впервые просочилась информация, что Банковая задумала явить миру некую новую политическую единицу, одной из задач которой состояла бы в том, чтобы как можно успешней противостоять в парламенте коалиции во главе с Партией регионов. По сути, новая политическая сила замышлялась как очищенная и перерожденная «Наша Украина», которая со времени создания ее в 2001 году, порядком пообтрепалась в политических баталиях, обросла негативом (как только ее представители добрались до властного кормила), и утратила свой шарм и электоральную привлекательность, о чем явственно свидетельствовали результаты парламентских выборов-2006. Предназначение «Нашей Украины» образца 2001 года было в том, чтобы привести к власти ее лидера – Виктора Ющенко. На это в течение трех лет работали, с переменным успехом, 10 правоцентристских партий плюс – несколько временных сателлитов. Как мы знаем, блок свою задачу выполнил: Виктор Ющенко стал президентом. Однако, «Наша Украина» оказалась неспособной выполнить другую, не менее важную задачу – помочь гаранту удержать власть в стране. Конечно, в этом вина не только самих нашеукраинцев, но и союзников, которые, ощутив кайф от управления страной (а особенно – от распределения многомиллиардных финансовых потоков и прочих благ), не сумели побороть искушения выбить из партнеров рук рычаги власти. Однако, представители «Нашей Украины» ничего не сделали для того, чтобы избежать столь печального для них финала. Просто потому, что в алгоритм пропрезидентского блока его разработчики изначально не внесли инструкций, как действовать в стране, в которой президент – не первое лицо, обладающее всей полнотой власти, а всего лишь номинальная должность. Так что, были бы «люби друзи», не было бы их – результат был бы один: Ющенко все равно не заимел бы послушное большинство в парламенте.
Снова блок? Нет, мегаблок!
Когда в политическом обиходе Украины появилось словосочетание «Народная самооборона», многие сперва решили, что это и есть воплощение того самого проекта Банковой, который должен был отмыть имидж помаранчевых и вновь завоевать любовь электората к президенту и его верным вассалам. Однако, как показало время, НС и близко не смог бы потянутьвсех тех задач, которые глава государства без преувеличения возлагает на подобную политическую структуру. Во-первых, направленность «Народной самообороны» узка: этот проект, в силу отсутствия какой-либо крепкой идеологической прослойки и далекоидущих планов, призван лишь отобрать часть голосов у БЮТ, живущего за счет голого популизма. Во-вторых, персона лидера НС Юрия Луценко неоднозначно воспринимается в разных регионах Украины – если в центре и на западе страны к Юрию Витальевичу относятся более-менее терпимо, то юго-восток вовсе не приемлет записного популиста, который, положа руку на сердце, мало чего добился на посту главы МВД. Потому строить на силе, которую возглавляет человек с крайне неубедительным имиджем, всю будущую парламентскую, а в будущем – и президентскую кампании, было бы верхом легкомыслия. И в-третьих: появление возле Луценко одного из тех самых «любих друзив» Давида Жвании, сразу же вызывало подозрения в чистоте помыслов лидеров НС, и, стало быть, урезало возможность успешного интегрирования данного проекта в политический бомонд Украины ввиду неприятия этой политсилы у электората. Кроме того, Банковая сама чуть не уничтожила свой же проект: подписав указ о роспуске парламента и назначив досрочные выборы на 27 мая, Ющенко вынудил «самооборонцев» ускорить процесс охмурения народных масс, одновременно не дав Луценко времени как следует влюбить в свою политсилу тех, кто поддерживает БЮТ. Если бы выборы состоялись в мае, НС вряд ли бы преодолела проходной барьер, и, следовательно, все усилия разработчиков пошли бы насмарку.
Параллельно с попытками вживления «Народной самообороны» в умы украинцев, из Банковой спустили еще один проектец – «Европейскую платформу для Украины», рулить которой поставили обаятельного, но чересчур неавторитетного в политическом плане Николая Катеринчука. И если НС хоть как-то засветилась (вспомнить хотя бы великолепно инсценированные наезды на Юрия Луценко со стороны Генпрокуратуры), то «ЕвроПУК» зачах практически сразу же, как был высажен в богато удобренный политический грунт. Похоже, сами разработчики «Европейской платформы» не сильно заботились дальнейшей судьбой своего детища, раз этот проект с поразительной скоростью пошел на дно. От преждевременной кончины его спас тот, кто додумался объединить НС и «ЕвроПУК».
В то же время представители дышащего на ладан блока «Наша Украина» несколько раз предпринимали попытки реанимировать проект. Чем это закончилось – известно. Раздробленная изнутри сила сожрала бы сама себя (ввиду непомерности амбиций лидеров партий и групп, ее составляющих), если бы люди из обновленного окружения президента не намекнули Виктору Ющенко, что устраивать публичную «поножовщину» – не самый хороший конец для популярного прежде блока. А потому НУ кардинально сменила руководство с тем, чтобы хотя бы на некоторое время, пока не будет создана новая сила, продержаться на плаву и окончательно не похоронить свой имидж в глазах все еще верящего в светлые идеалы нашеукраинцев избирателей.
Идея о мегаблоке демократических сил стала той самой спасительной соломинкой, за которую ухватились нашеукраинцы. Действительно, с первого взгляда все прилично и мощно: с одной стороны – левые популисты в лице «Народной самообороны», с другой – правые националисты из «Украинской правицы», по центру – «Наша Украина». Даже для искушенного избирателя сей проект представляет собой некий прототип той, еще оппозиционной, а потому крайне привлекательной «Нашей Украины» 2001-2004 годов.
Но уже первые активные действия по созданию этого образования показали шаткость и ненадежность исполинской, казалось бы, конструкции.
Без идеи не будет побед
Выше мы упоминали, что НУ образца 2001 года должна была привести к власти людей, вложивших в нее определенные ресурсы. Выполнив свою задачу, блок должны были подвергнуть переформатированию с тем, чтобы он обеспечил президенту поддержку в парламенте и служил кузницей кадров для заполнения министерских и прочих чиновничьих кресел. Частично он свою задачу выполнил. Однако, мегаблок, свидетелями построения которого мы все сейчас являемся, призван в первую очередь обеспечить Виктору Ющенко второй президентский срок. Да-да, от результатов, которые покажет безымянный пока еще проект, будет зависеть судьба президентского кресла, удержаться в котором Виктор Андреевич планирует аж до 2014 года. Но, похоже, что при создании этого блока разработчики снова допустили серьезные просчеты.
Во-первых, забарахлило левое крыло. Ультиматум, выдвинутый на прошлой неделе Юрием Луценко к руководству «Нашей Украины», засвидетельствовал: окрыленный непомерным доверием гаранта, лидер «Народной самообороны» замахнулся на посты, которые, откровенно говоря, ему не по зубам. Во-вторых, не осталась безучастной «Украинская правица», представители которой вдруг возомнили себя весомой политической силой, без которой мегаблоку не стоит рассчитывать на успех на выборах. И ни много ни мало, тоже заявили о своих кадровых претензиях, попутно укорив нашеукраинцев в том, что их силы традиционно имеют большую поддержку у электората на западе страны, а стало быть, их квота в избирательном списке должна быть больше, чем у НС.
Естественно, эти свары не устраивают основателей мегаблока. Вчера заместитель руководителя избирательного штаба «Нашей Украины» Игорь Криль впервые озвучил идею создания на основе этого проекта единой партии с единым уставом – после прохождения в парламент шестого созыва. Идею поддержал Виктор Ющенко, которому ее, вероятно, нашептал Виктор Балога – нынешний фаворит и главный стратег в окружении президента. Причем, гарант сразу же выдвинул жесткие требования к будущим партнерам, призвав их в течение 7-9 дней определиться с тем, быть или не быть им в мегаблоке и единой партии. И если Юрий Луценко, по всей видимости, не возражает влиться в единую партию, то более опытных в политическом плане участников блока из «Украинской правицы» такой вариант развития событий не устраивает.
«Ультимативные интонации, которые слышны при обсуждении темы создания единой партии от наших потенциальных коллег по мегаблоку, а также постоянное продуцирование первых десяток и комплектация Кабмина побуждают к мысли, что для части коллег акценты существенно смещены» - эти слова руководителя центрального избирательного штаба блока «Рух -Украинская правица» Ярослава Джоджика красноречиво свидетельствуют, что поделив шкуру неубитого еще медведя, НУ и НС рискуют провалить главную идею создания мегаблока – обеспечить Виктору Ющенко второй президентский срок. Но зарвавшиеся представители «афилированных» партий этого, похоже, не осознают. Чего только стоит заявление Луценко о том, что блок «Рух – Украинская правица» может идти на досрочные выборы самостоятельно, если он категорически протестует против создания единой партии на базе будущего блока с «Нашей Украиной» и «Народной самообороной». Еще один аспект, из-за которого идут постоянные перебранки у «партнеров» - кому достанется пост главы мегаблока. Вячеслав Кириленко видит на этой должности себя, Луценко – себя, ну а УП – кого-то из своих представителей, того же Юрия Костенко. Президент заявил, что он склонен рассматривать первые две кандидатуры, и тем самым, дал повод для правых «отцепиться» от мегаблока.
Из чего следует вывод: заниматься партийным строительством помаранчевые не умеют. Они вроде бы и понимают, что на блоке из разнокалиберных по идеологии и финансовым ресурсам партий далеко не уедешь. Но в тоже время каких-то логичных шагов по построению единой партии наподобие Партии регионов (а это – розовая мечта Ющенко) не предпринимают, постоянно давая волю непомерным амбициям, которые идут во вред всему предприятию. Отсюда – вывод: не усмирив кадровые аппетиты свои и своих будущих партнеров, не выработав единую идеологию, которую бы приняли и левые из «Народной самообороны» и правые из «Украинской правицы», не предолжив избирателю вразумительной модели будущего построения государства, блок обречен на провал. А значит, заранее обречены на провал мечты Виктора Ющенко о втором президентском сроке.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом