Украинский политикум – как та шляпа фокусника, из которой иллюзионист под восторженный рев публики извлекает одного за другим белых кроликов.

Некоторое время тому назад нас забавляли одним «кроликом» - толкотней перед электрощитовой Верховной Рады, сопровождающейся истерическими заявлениями оппозиции о грядущих досрочных выборах. Неделю назад политические циркачи провернули еще один трюк со шляпой: извлекли на свет божий соглашение о единении оппозиционных сил в парламенте, и выдвинули, по сути, невыполнимые требования к коалиции. Вызвав, тем самым, цепную реакцию, которая вполне могла обернуться политическим кризисом в стране. Слава Богу, кое-как конфликт погасили, к компромиссу пришли. Но не успело население страны вздохнуть с облегчением, как из той же шляпы повалила целая толпа «кроликов», заполонив и изменив контуры политической арены Украины практически до неузнаваемости.

Если отвлечься от аллегорий, то речь поведем о нескольких громких событиях, которые произошли на этой неделе в стенах парламента, и за ними. Тем более, что они, так или иначе, были взаимосвязаны между собой.

Итак, политическая элита страны за год, прошедший с момента парламентских выборов, так и не завершила нелегкий путь к консолидации и, соответственно, не приступила к решению целого ряда общенациональных задач первой важности. Времени на это у господ-политиков не было: они занимались, и к сожалению, продолжают упражняться в своем излюбленном деле - дележе властных полномочий. Деяния эти в конце концов завели их в тупик, из которого было несколько выходов. Первый, эволюционный: принятие поправок в Основной закон страны, и, как следствие, разрешение конфликтов на почве того, кто в стране важней: президент или премьер. У этого пути, естественно, множество подводных камней, на которых мы останавливаться не будем. Второй выход – революционный. Это – проведение досрочных выборов в Верховную Раду, которые бы, как надеялись одни, и опасались другие, поменяли бы расстановку политических сил в парламенте кардинальным образом. С соответствующим распределением властных полномочий в исполнительной власти. У пути этого было несколько побочных эффектов, главный из которых – создание обстановки в Украине, близкой к революционной. Что, несомненно, породило бы целую вереницу системных кризисов. Но сейчас опять же не об этом. И выход номер три: консолидация, объединение разобщенных по различным причинам политических сил в единое целое с тем, чтобы наконец определиться, каким курсом и к чему должна двигаться страна.

Политреформенная горячка

Когда бывшие представители оранжевого лагеря столкнулись с тем, что завоеванная ими в конце 2004 года власть уплывает из рук, они, естественно, всполошились. Практически одновременно со стороны Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко посыпались заявления о том, что вступившие в силу с января 2006 года изменения в Конституцию несовершенны, и, следовательно, Основной Закон нуждается в дальнейшей корректировке и оптимизации. Оба, и президент, и лидер оппозиции, делая подобные заявления, преследовали единую цель. Виктор Ющенко, как президент действующий, в полной мере испытал на себе, что такое парламентско-президентский уклад республики. И, как и всякий властолюбивый человек, захотел вернуть себе привилегии, коими с приснопамятной ловкостью пользовался его предшественник Леонид Кучма. Юлия Тимошенко старалась на перспективу: расчет лидера БЮТ заключался в том, чтобы, выдвинув свою кандидатуру на выборах президента-2009, победить и править страной имея в руках всю полноту власти. То есть, и Виктору Андреевичу, и Юлии Владимировне обрезанные президентские полномочия были не по душе. Мы прекрасно помним потуги означенных персон через Конституционный суд доказать несостоятельность ныне действующего Основного Закона. Сейчас можно констатировать, что все попытки изменить Конституцию со стороны президента и оппозиции заканчиваются ничем. С одной стороны усилия Ющенко и Тимошенко наталкиваются на глухую коалиционную «стену», для которой данные изменения крайне противопоказаны. С другой, недавно сформированный Конституционный суд не стал «скальпелем» в руке президента, чего так опасались представители правительственного большинства – данная судебная инстанция не спешит радовать Банковую выводами о некорректности принятых в 2004 поправок. Стало быть, этот путь решения политического кризиса в данное время блокирован. И неизвестно, будет ли востребован вообще: ведь для того, чтобы принимать изменения в Конституцию, нужно провести всеукраинский референдум. Не говоря уже о том, что до этого надо создать конституционную комиссию, которая занялась бы определением слабых мест действующего Закона, и определила, какие именно поправки в него нужны. Пока об этом только говорят, не принимаясь за дело.

Выборного «кина» не будет?

Похоже, сценарий досрочных выборов, этой панацеи для теряющего власть президента, оппозиции и политических партий, оставшихся за бортом нынешнего парламента, может быть в ближайшее время в значительной мере подкорректирован. Во-первых, чтобы пойти на внеочередные выборы Виктору Ющенко нужны основания. Достаточно веские не только для населения Украины, но и для наших геополитических партнеров – США, Западной Европы и России. А их, за исключением банальной жажды власти, по сути и нет. Заверения «народных рупоров» Юрия Луценко и Николая Катеринчука, вещающих по заказу президентского окружения, приправленные сочными обвинениями со стороны БЮТ в том, что правительство и поддерживающее его большинство в Верховной Раде приватизируют власть в стране, де-юре беспочвенны. То есть, для украинцев понятно, что в политических верхах не было и нет «плохих» и «хороших» власть имущих. И факты, при помощи которых формулируют свои упреки оппозиционеры, на поверку оказываются дутыми и дурно попахивают банальным предвыборным популизмом. Несомненно, приватизация власти идет. Но как со стороны правительства, так и со стороны президента и оппозиции. Причем, невооруженным глазом это видно как на высшем, так и на самых нижайших, местных уровнях.

Другое дело что для наших внешнеполитических партнеров ситуация в Украине видится несколько иначе. Но это и понятно: из Вашингтона, Брюсселя или Москвы украинская картинка имеет различные оттенки, в зависимости от интересов тех, кто на нее смотрит. Однако, следует констатировать, что в настоящее время пертурбаций в Украине не желает никто – не Запад, ни Восток.

Вернемся же к событиям внутренним. Знаковым моментом на этой неделе стала ситуация с Юрием Луценко. С одной стороны спектакль с обыском в его квартире очень уж смахивал на умело подстроенную пиар-акцию со стороны заинтересованных в росте популярности экс-министра внутренних дел лиц. Действительно, если бы сценарий досрочных выборов все же был бы одобрен на Банковой, то лучшего старта для него сложно было бы и представить. Притесняемый властью герой – что еще нужно для того, чтобы поднять людей на баррикады, и, в конце концов, довести их до избирательной урны с надеждой, что они вновь, как и в 2004 году, поверят «страдальцам» за народ? Однако вспышки народного негодования не произошло. Вероятно потому, что человек, от которого напрямую зависит, закрутится ли маховик досрочных выборов или нет, смолчал. Виктор Ющенко отреагировал на происходящее со своим соратником настолько вяло, что подтвердил подозрения в том, что радикальный сценарий государственного переворота главу государства более не интересует. Конечно, гарант мог сорваться и протрубить сбор – особенно если учесть, что в тот же день коалиция вновь «кинула» его с назначением на пост главы МИД Владимира Огрызко. Но на то время, похоже, у Виктора Андреевича уже был согласован другой план выхода из тупика. А потому злоключения Луценко в Секретариате президента комментировали с видимой неохотой. Ведь еще неделю тому назад гарант, заявив о возможности подписания очередного Универсала, дал понять, что не жаждет крови и готов к сотрудничеству.

Еще один аспект – представители БЮТ разом поумерили выборный пыл. Если надежда на президентский указ о роспуске парламента жила в их алых сердцах до заседания СНБО, на которое, напомним, Ющенко явился с огромным опозданием из-за встречи с Виктором Януковичем и Александром Морозом, то после отсутствия реакции на провал кандидатуры Огрызко она окончательно умерла. БЮТовцы понял, что президент отдалился от мысли рубить Гордиев узел, и вновь вернулся к поиску компромисса.

Бизнес как путь к примирению

События, произошедшие во вторник, 20 марта, окончательно расставили все по своим местам. Анатолий Кинах принял предложение Виктора Януковича войти в состав правительства, чем нарушил обязательство оппозиционеров ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с коалицией. А из Секретариата президента спустили кандидатуру Арсения Яценюка, которого Виктор Ющенко возжелал увидеть на посту главы МИД.

Скорострельное утверждение на следующий день обеих кандидатур дало повод говорить о том, что на данном отрезке времени президент и премьер достигли определенного понимания.

Конечно, утрата Кинаха для пропрезидентской фракции «Наша Украина» болезненна в первую очередь тем, что за Анатолием Кирилловичем, лидером УСПП, стоят представители среднего бизнеса, во многом благодаря которым Виктор Ющенко таки оказался в президентском кресле. Уход Кинаха в коалицию фактически означал, что средний бизнес, устав ждать от гаранта обещанных реформ, решил пристроиться поближе к правительственным структурам, прежде всего, из-за бизнесовых интересов. Однако, для самого Анатолия Кирилловича пост министра экономики – сыворотка политического, а не чиновничьего долголетия. По всей видимости, вчерашний соратник президента решил, что в когорте Виктора Януковича у него будет больше шансов обеспечить свое политическое будущее – при варианте, если досрочные выборы все же состоятся.

Демарш Кинаха, безусловно, стал своего рода детонатором. О возможности присоединения к правящей коалиции заговорили представители среднего и крупного бизнеса во фракциях БЮТ и «Наша Украина». По всей видимости, первыми, кто может покинуть оппозиционный лагерь, будет группа Богдана Губского и Петра Порошенко. А за ними потянутся остальные, для кого благополучие собственного бизнеса важнее политических идеалов партий, по чьим спискам они прошли в парламент.

Назначение Арсения Яценюка говорит о том, что Виктор Ющенко достиг определенного компромисса с правительством. Дружное голосование большинства за вчерашнего первого зама Виктора Балоги – наглядное свидетельство тому, что бизнесовые интересы у Януковича и Ющенко превалируют над политическими. Яценюк, который сходу заявил об экономизации внешнеполитического курса Украины, достаточно квалифицирован для того, чтобы отстаивать именно экономические приоритеты нашей страны в мире.

В целом же, консолидирующий путь на данный момент показывает наибольшую свою живучесть. Политические соперники вместо того, чтобы враждовать, ищут точки соприкосновения в экономической сфере. Возможно, именно в этом – выход из порядком затянувшегося политического кризиса в стране. Насколько живуч этот вариант – покажет время.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2704