Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, курирующий сферу электронных СМИ в Украине, уже несколько месяцев фактически сидит на чемоданах. Дело в том, что отчет о работе за 2005 год, который появился на свет еще в феврале, до сих пор пылится в Секретариате Президента и Верховной Раде, где его должны были заслушать и выставить «оценку». А ведь от принятия отчета зависит будущее Виталия Шевченко и компании.
Многие политики работой Нацсовета недовольны – сугубо технический по своей сути орган власти умудрялся раз за разом попадать во всевозможные склоки и скандалы. А воевать с телевиденьем – дело неблагодарное. Чем-то потуги Нацсовета напоминают работу МИДа в приснопамятные месяцы «газовой войны» и вершину «оранжевой дипломатии» – поездку Ивченко на переговоры в Москву с переводчиком. Так же бездарно, эгоцентрично и непрофессионально. Это всегда происходит, когда ты переоцениваешь собственное значение в глобальном процессе.
Получив полномочия «расстрельной команды», Нацсовет принялся «демократизировать» и приводить в порядок медиа-пространство, да так, что нажил себе кучу врагов и среди СМИ, и среди простых обывателей, на которых все в конечном итоге и отражается. Какой еще из составов Нацсовета мог похвалиться тем, что митинги и пикеты недовольных под его стенами стали обыденной реальностью?
Собственно, причиной столь пристального внимания к чиновникам, раздающим частоты, стало недовольство тем, как эти частоты раздаются и отбираются. Политокраска основных действующих лиц Нацсовета получилась от умеренно оранжевой до ярко-оранжевой, что и предопределило их дальнейшие действия на подавление медиа-ресурса оппозиции.
При этом, выполняя свою политическую миссию, чиновники не забывали и о себе в более приземленном смысле. Ведь, если грамотно распределять частоты, появятся и благодарствующие, хотя чаще всего они появляются еще до лицензионных конкурсов.
Стремительный рывок «5 канала» в развитии покрытия (но не в рейтинге) продолжился не менее успешным прогрессом «Радио 5», которое теперь себя величает радиостанцией с самым большим покрытием в Европе. Казалось бы, при чем здесь Вячеслав Лясовский, рука медиа-магната Петра Порошенка в Нацсовете и бывший генпродюссер «каналу чесних новин»?
Ну что ж, одни развиваются, другие мешают. Так получилось, что тех, кто мешает значительно больше. Вот список «неудобных» только за последний год – КРТ, НТН, ТЕТ, ТРК «Украина», К1, ОТВ, РТР. Впечатляет, не правда ли? К каждому из этих каналов были применены те или иные формы давления. Большинство претензий Нацсовета к каналам успешно развалились в судах, но желание чиновников подчинить СМИ никуда не девается. «Свободу слова» заменила «свобода цензуры», чиновник может абсолютно свободно цензурировать неугодных путем применения экономических санкций.
Закон «О телевидении и радиовещании», принятый в прошлом году, фактически наделил Нацсовет диктаторскими полномочиями в медиа-сфере. Несмотря на протесты СМИ, закон был принят, и теперь его вовсю пользуют в стенах дома на Прорезной, 2.
Из последних скандалов – отлучение молодого и быстроразвивающегося телеканала К1 от социального пакета «Воли-кабель»( при содействии Нацсовета), исключение из того же соцпакета телепрограмм российского телеканала РТР, что вызвало возмущение даже в МИД РФ. По версии чиновников, это было сделано в обеспечение исполнения того самого Закона «О телевидении и радиовещании», согласно которому приоритет в социальном пакете кабельного телевидения предоставляется эфирным каналам. Русскоязычный телеканал, который смотрели более 2 млн. человек, был заменен на КРГТРК, региональную телекомпанию с программами весьма сомнительного, признаться, качества. Интересно то, что КРГТРК не является эфирным каналом, и таким образом обеспечить законность все равно не удалось. А вот еще раз унизить русскоязычных зрителей удалось очень хорошо. Тем не менее, РТР настроен решительно отстаивать свои права через суд, следуя по стопам ТЕТ и НТН, которым удалось сбить спесь с Нацсовета путем судебных разбирательств.
Или же скандал с музыкальным привкусом. 5 июля стало известно, что очередной жертвой ретивых чиновников Нацсовета может стать развлекательный музыкальный канал «О-ТВ». По мнению представителей Нацсовета, на канале слишком мало украинского языка. На что генеральный директор «О-ТВ» Юрий Чудочкин через прессу лишь удивился такому повороту дел. По его словам, 70% эфира «О-ТВ» занимают украинские исполнители. «Я не понимаю, как мы можем заставить их петь на украинском, если они поют на русском или английском?» -говорит Чудочкин. Видимо опять нацсоветовцы в своем рвении перестарались. А действительно – если певец или певица, граждане Украины, поют на иностранном языке, это уже не украинский продукт? А какой тогда продукт «Скорпионс», Энрике Иглесиас или, скажем, Шакира? Не думаю, что их на родине третируют за то, что они поют на английском. И еще – кому из молодежи нравится смотреть «Дом-2» на телеканале ТЕТ с дублированием на украинском? Если уж говорить о европейском опыте, то в большинстве стран голливудские фильмы смотрят на английском языке, но с титрами внизу экрана. У нас же на екранах Брюс Виллис орет: «Зараз ти в мене отримаєш, дурню». Что, кстати, сильно смешит иностранцев, имеющих удовольствие смотреть украинское ТВ.
Впрочем, оставим на совести Нацсовета попытки разобраться в том, кто больше, а кто меньше украинец. Такая топорная политика в национальном вопросе присуща всему государству, и деятельность чиновников, рулящих медиа, лишь повторяет их ошибки.
Деятельностью Нацсовета недовольны и операторы кабельного телевидения. С недавнего времени их превратили в телеорганизации и ввели лицензирование не по виду деятельности (трансляции канала вещания), а и по содержанию информационного продукта, что, по их мнению, является одной из разновидностью цензуры. И сделано это с одной целью – влиять на перераспределение сегментов этого бизнеса, который набирает обороты в Украине. Теперь любой кабельный провайдер может пасть жертвой того, что канал, который он ретранслирует, нарушит закон, предположим, о рекламе. Справедливо ли возлагать ответственность на тех, кто в принципе не может ее нести, потому что не имеет инструментария менять что-то в программной сетке телеканалов?
Нисколько не смущает Нацсовет и то, что количество судебных тяжб, в которые он ввязался, превышает разумные пределы. Когда же тут регулировать медиа-пространство, если судебные процессы идут нескончаемой чередой. В основном это результаты того, что Нацсовет изрядно наломал дров в вопросе выдачи и распределения лицензий.
Перечислять все нет смысла, остановимся на самых знаковых. Итак, Нацсовет судится с ТОВ «Астра-ТБ», ТОВ «Служба інформації», ТОВ «Класс», АТ «Онікс», ТОВ «Музика ТВ», ЗАТ ТК «ТЕТ», ТОВ «Радіо великих доріг», Радіокомпанією «Гала», ТОВ «Норма-центр», ВАТ «Тоніс», ВГО «Молода Україна-21», а также по целому ряду исков от физических лиц. К деятельности Нацсовет имеют громадные претензии радиостанции «Европа плюс» и «Енерджи». Стоит ли говорить о том, что в ближайшее время все эти иски не будут рассмотрены, а перейдут балластом следующему составу Нацсовета.
А то, что работать осталось максимум до конца сентября, поговаривают в кулуарах и сами нацсоветовцы. Именно это заставляет их внимательнее всматриваться в вверенное им поле деятельности – кто еще остался жив и платежеспособен?
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом