Госстат подвел неутешительные итоги работы «правительства камикадзе» имени Арсения Яценюка. Все показатели падают, и, что страшнее, — падают все быстрее от месяца к месяцу, от квартала к кварталу. Страна стала жить куда хуже, чем всего год назад, при «злочинній владі». При этом никаких реформ так и не проведено. «Камикадзе» Яценюка поняли свою задачу совсем не так, как японские смертники, -   покрыли себя несмываемым позором, не добившись даже видимых положительных результатов. Впрочем, это последние дни нынешнего Кабмина: Президент Петр Порошенко уже пообещал полностью его поменять.

Беспощадные цифры

Согласно опубликованным статслужбой данным, падение ВВП Украины в III квартале 2014 года, по сравнению с тем же кварталом 2013 года, составило 5,1%. Налицо явное ускорение падение, так как в предыдущем квартале отечественная экономика упала на 4,6%. Впрочем, данные, скорее всего, сильно приукрашены — ведь никто не может надежно посчитать, что происходит на Донбассе, где сосредоточены основные промышленные мощности страны. А ведь совсем недавно Минэкомики признавало, что в регионе остановились до 80% предприятий.

И дальше будет хуже. По итогам года падение составит 6,5%, по версии МВФ, или 9% — по версии Всемирного банка. В только что опубликованном отчете рейтингового Moody's сокращение экономики в этом году оценивается в 7-8%, а в следующем — еще на 2%.  «Существуют риски еще большего падения», — предупреждают аналитики агентства.

Властям мало устроенной ими инфляции и девальвации вместе с поднятием коммунальных тарифов, что и так привело к обнищанию нации. В последние месяцы очень быстро начали расти и долги по зарплате. В целом по стране только за сентябрь они увеличились на 35% - до 1,9 млрд грн, а с начала года — и вовсе в 2,4 раза. И это, кстати, с учетом оговорки о ненадежности данных с Донбасса. Более того, сентябрь посчитан уже без учета Крыма, тогда как январь — еще с ним, то есть в реальности долги по зарплатам «материковой» Украине росли еще быстрее.

Правительству уже не получится объяснять такие процессы одними только трудностями военного времени. Да, действительно, согласно официальным данным, самые большие долги по зарплате — на Донбассе. Но за Донецкой и Луганской областями идут Харьковская и Киевская области, а также собственно Киев, где никакой войны нет. Более того, основные проблемы испытывают совсем не частные предприятия, а бюджетные учреждения. Именно там задолженность с начала года выросла даже не в разы, а в десятки раз. Так, в сфере образования долги по зарплате выросли в 28,2 раза, в здравоохранении — уже в 36,6 раза, в сфере искусства, культуры, спорта — в 13,8 раза.  Только за сентябрь долги перед бюджетниками выросли вдвое.

Кабмин умудрился превзойти все самые смелые негативные прогнозы. Такое и не снилось Сергею Арбузову, возглавлявшему правительство Украины в начале этого года. Ему удавалось сокращать задолженность по зарплате, держа ее на минимальном уровне, поскольку предыдущее правительство провозглашало одной из ключевых задач поддержание социальной стабильности. От этого принципа немедленно отказалось правительство Яценюка — с закономерным итогом.

Дыра в бюджете растет

Такой рост долгов перед бюджетниками неудивителен — ведь с каждым месяцем правительство собирает в бюджет все меньше и меньше денег. Как заявил на прошлой неделе министр финансов Александр Шлапак, недобор доходов в общий фонд госбюджета по итогам этого года может составить примерно 12 млрд грн. И это очень оптимистичная оценка, потому что, по официальным данным, за 9 месяцев недопоступило уже 11,1 млрд грн.

Более справедливой кажется оценка главы Государственной фискальной службы Игоря Билоуса: госбюджет не получит около 14-17 млрд грн налогов от изначально запланированного. Взять их неоткуда, только напечатать деньги и разограть инфляцию, чего Нацбанку не дает делать МВФ. Впрочем, сам Фонд помогать деньгами тоже не спешит: как признал на днях  глава Департамента внешних связей этой организации Джерри Райс, вопрос о выделении нового транша на $2,7 млрд МВФ будет рассматривать уже в следующем году.

Да и как не расти долгам по зарплате, если доходы бюджета сокращаются, а расходы увеличиваются не только на войну, которую власти завершать не хотят (на трудности военного времени можно списать любые свои ошибки), но и, например, на обслуживание долга? Который сам по себе растет как на дрожжах. Как сообщил Минфин, на 30 сентября 2014 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила $74,3 млрд. Всего за месяц она выросла на $4,8 млрд, или почти на 7%! Правительство усиленно занимает, стараясь закрыть дыры в бюджете, — но это оборачивается все большими затратами на обслуживание долга. На наших глазах Яценюк и компания строят огромную финансовую пирамиду, которая обязательно рухнет — как следует из самого определения финансовых пирамид.

Банкротство Украины все ближе

Все это совершенно не тревожит министра Шлапака. По его мнению, правительство уверенно смотрит в будущее, а финансовое положение страны стабильно. Образно говоря, это похоже на стремление сделать хорошую мину при плохой игре. А игра, по оценкам того же Moody's, очень плоха. «Принимая во внимание, что соотношение государственного долга к ВВП к концу 2014 года может достичь около 70% ВВП, по сравнению с 41% в прошлом году, резкая девальвация гривни повышает давление на устойчивость суверенного долга», — пишет агентство.

Сейчас даже смешно вспоминать, что еще год назад различные эксперты критиковали Арбузова за слишком высокий долг — в полтора с лишним раза меньше, чем сейчас. «Правительство камикадзе» доказало, что он может быть куда больше — но при этом делает вид, что все в порядке.

Согласно прогнозам МВФ государственный и гарантированный государством долг Украины в 2014 году составит 67,6% ВВП, а в 2015 году – 73,4% ВВП. Как известно, в случае роста долговой нагрузки государства выше 60% ВВП Россия может потребовать от Украины досрочного погашения еврооблигаций на $3 млрд, выпущенных в минувшем декабре. Такое условие заложено в условиях выпуска, и вряд ли Россия не воспользуется своим правом, особенно с учетом установившихся отношений между двумя странами. В таком случае, по мнению Moody's, возможен кросс-дефолт по всем другим суверенным обязательствам Украины. Или, по-простому, банкротство.

Иностранные наблюдатели советуют Украине как можно быстрее начинать договариваться о реструктуризации своих долгов. Шлапак, однако, против. Украина не намерена проводить реструктуризацию внешней задолженности: «Ни в коем случае», – заявил министр на прошлой неделе. Он отметил, что предположительная сумма задолженности, которая теоретически могла бы быть реструктуризирована, не превышает $3 млрд.

Министр, мягко говоря, лукавит. В начале марта нынешнего года на одном из «круглых столов» директор Департамента долговой и международной политики Минфина Галина Пахачук достаточно подробно рассказала о существовавших на тот момент долгах Украины. В частности, займы в иностранной валюте составляли примерно $33,7 млрд. В этом году Украина должна была выплатить одному только МВФ $3,7 млрд. Остальным внешним кредиторам (ЕБРР, Европейскому инвестиционному банку, Международному банку реконструкции и развития, другим международным финансовым организациям) необходимо было вернуть около $7 млрд. Итого – примерно $10,5 млрд.

И это не считая долгов перед «Газпромом». Только до конца года Украина перечислит российскому газовому монополисту $3,1 млрд и еще останется должна около $2 млрд. Совершенно неясно, откуда черпает уверенность министр Шлапак. Неплохо было бы ему раскрыть этот секрет всему народу Украины: у рядовых людей, судя по тому, как быстро они забирают деньги из банков и вкладываются в наличную валюту, такой уверенности нет вовсе.

Решили рукотворную проблему

Кстати, о газе. Правительство в конце прошлой недели с гордостью отчиталось о подписании временного соглашения с «Газпромом». Это событие можно приветствовать — вероятность того, что мы замерзнем этой зимой, стала практически нулевой. Однако стоит вспомнить, что правительство отчиталось сейчас о преодолении кризиса, который создало собственными руками.

Если кто забыл, то конфликт начался с категоричного отказа правительства Яценюка оплачивать уже поставленный газ. Премьер с самого начала своего воцарения решил доказать, что он никакого отношения не имеет ни к предыдущему режиму, ни к его договоренностям. Кроме одной: он решил, что цена газа - $268 за тысячу кубометров, о которой договорилось предыдущее правительство, должна почему-то сохраняться. Возможно, «Газпром» бы и согласился на это, если бы Украина все-таки платила за поставляемый газ. Однако поскольку Яценюк делать это отказался, через 2,5 месяца неплатежей «Газпром» просто перекрыл вентиль, а Украина накопила более $3 млрд газовых долгов.

Итог этого конфликта? До конца года Украина все равно отдает эти долги. Газ теперь поставляется по предоплате, что для страны куда тяжелее — нужно заранее, скорее всего, занимать деньги под немалые проценты. К тому же и цена газа останется той же самой, что и год назад, еще до всяких скидок. На изменение формулы цены «Газпром» так и не пошел. И в любой момент Россия может увеличить стоимость на $100 за кубометр простым решением правительства, не спрашивая согласия Украины, — потому что сейчас, по сути, Россия продает этот газ без экспортной пошлины, которая устанавливается российским правительством.

Отдельное замечание — по поводу цены. Стоит отметить, что, по оценкам Международного института газа, в сентябре 2014 года цена российского газа на границе Германии уже была на 15% ниже, чем российского же — по недавнему соглашению с Украиной. Если цена на нефть (от которой считаются и цены на газ в Европе), не отскочит до июньских $115 за баррель, что крайне маловероятно, уже в январе цена газа подешевеет для европейских потребителей еще больше, и разрыв Европы в ценах с Украиной будет еще выше. Нельзя исключать, что украинское правительство могло сделать это сознательно – чтобы иметь повод для очередного «паблисити» и почву для отвлечения внимания граждан от провалов в деятельности Кабмина.

Все, что получила Украина, — полгода затяжного конфликта и принятие всех условий «Газпрома». Все разговоры о том, что российский газ наша страна заменит газом из Европы, как и предупреждали профильные эксперты, оказались досужей болтовней. Нынешним властям не удалось добиться вообще никаких улучшений. Напротив, они стали только хуже. Плюс жители многих городов три месяца сидели без горячей воды, наслаждаясь россказнями о прелестях европейского будущего.

Энергосбережение по-украински

Еще летом правительство запустило пиар-кампанию, призывая население экономить электричество и газ. Идея разумная — украинцы и в самом деле тратят слишком много энергии по сравнению с европейцами. И уж в условиях дефицита удорожания и газа, и электроэнергии экономить их как раз логично. Однако виноваты в этом не столько обычные люди, сколько многочисленные предприятия жилищно-коммунального комплекса, которые с советских времен не ремонтировали коммуникации и не вкладывали никаких средств в модернизацию старых электросетей, чадящих котельных и протекающих тепло- и водопроводов.

Тем не менее решить проблему правительство предложило самому населению. В начале октября председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный с пафосом объявил о начале программы кредитования жителей Украины на приобретение электрических и твердотопливных котлов взамен газовых. Все это — во исполнение программы энергосбережения, разработанной Кабмином Яценюка.

Если аналогичная программа, разработанная при Арбузове, предполагала инвестиции в основном в модернизацию и повышение эффективности коммунальных предприятий, то Яценюк решил переложить груз проблемы на население. По его планам, владельцы  33,8 тыс. домохозяйств должны были поменять источники отопления с помощью льготных кредитов. Однако в самый сезон, перед началом зимы, за целый месяц Ощадбанк выдал всего 66 кредитов, в основном — в Сумской и Львовской областях. Таким образом, за месяц программа была выполнена всего на 0,2%. Если так будет продолжаться и дальше, то реализация даже такой скромной по объемам программы займет полтора десятилетия. Но это правительство, похоже, вовсе не заботит — ему важно лишь объявить о достижениях, пусть даже они существуют только на бумаге.

Статистика, которую мы приводили выше, куда более честно оценивает результаты работы «правительства камикадзе». Неудивительно, что Президент Порошенко заявил, что состав Кабмина должен быть полностью обновлен. И вполне логично, что и сами министры совсем не хотят продолжать работать в своих креслах дальше, — о своем нежелании, например, ясно сказал тот же министр финансов Александр Шлапак. Ведь рано или поздно им придется ответить за такую работу.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

22056