Практически никто не сомневался в том, что США без особых проблем откроют Украине дорогу во Всемирную торговую организацию – ведь нынешняя киевская власть им все-таки не чужая. Да и она, со своей стороны, идет навстречу странам-оппонентам гораздо охотнее, чем, скажем, российские переговорщики, упорно бьющиеся за интересы каждой отрасли отечественной экономики. Многие ожидали, что США подпишут протокол с Украиной еще в прошлом году. Более того, полагали, что Вашингтон поможет Киеву завершить все переговоры до Гонконгской конференции ВТО, чтобы там и объявить о вступлении Украины. Однако этого не произошло: протокол подписали только теперь, в марте. И это тоже понятно: на фоне всех экономических провалов новой украинской власти выход на финишную прямую в гонке к ВТО должен хоть как-то реабилитировать эту власть в глазах избирателей накануне парламентских выборов. К тому же Ющенко еще, кажется, до Майдана обещал украинцам быстрое вступление в ВТО. Таким образом, США "придержали" протокол, чтобы помочь ему и его партии.
Не случайно американцы по окончании переговоров с украинской стороной сразу же стали преподносить подписанный протокол как важнейшее достижение Киева и сигнал всем остальным, с которыми переговоры еще не завершены – надо, дескать, ускорить процесс, помочь стране победившей демократии. "Это соглашение является вехой в наших торговых отношениях. Оно подтверждает приверженность Украины всеохватывающим реформам и экономической либерализации. Оно также демонстрирует решимость Украины присоединиться к международной торговой системе", – распространялся торговый представитель США Роберт Портман. И заключил: "Как результат этих переговоров, мы можем ожидать углубления двустороннего сотрудничества и сильного толчка попыткам Украины завершить переговоры о вступлении".
И не беда, что самой Украине пришлось в очередной раз (и на этот раз окончательно) прогнуться в ходе переговоров. Например, в определении переходного периода либерализации рынка финансовых услуг. Если доселе Киев настаивал на том, чтобы у иностранных банков появилось право открывать свои филиалы на Украине только через 10 лет, то теперь он согласился и на 5 лет (отчего украинские банкиры, разумеется, не в восторге). Это собственно, и являлось прошлогодней переговорной позицией США.
Кроме того, украинцы согласились сократить максимальный объем государственных субсидий сельскому хозяйству с 1,4 до 1,1 млрд евро. Справедливости ради следует оговориться, что в обмен на уменьшение сельхоздотаций Украине разрешили перенести часть мер по поддержке АПК в другую "корзину", которая не подвергается ограничению (туда входят меры по развитию инфраструктуры села). Однако факт остается фактом: общий объем разрешенных прямых субсидий сельскому хозяйству Украины зафиксирован практически на его нынешнем уровне. Многие эксперты резонно полагают, что это может подорвать саму возможность развития АПК страны. Особенно если принять во внимание стремление киевского руководства к интеграции в Евросоюз. Чтобы быть на равных со странами ЕС, Украине нужно было бы увеличить уровень субсидий своим аграриям в 10-12 раз. Отныне это сделать будет невозможно.
Впрочем, выход на финишную прямую – это еще не сам финиш. У Киева могут возникнуть препятствия буквально "на последних метрах". Конечно, подписанный протокол с США – весомый довод, но некоторые страны, продолжающие переговоры с Украиной, могут этот намек проигнорировать. Например, Австралия, требующая облегчения условий ввоза на Украину своего тростникового сахара. Она вообще имеет репутацию оппонента довольно жесткого и не поддающегося влиянию извне. А может случиться и так, что новому составу Верховной рады не понравятся условия, на которых Украину хотят "вступить" в ВТО. Скажем, аграрное лобби надавит посильнее, или сторонники "не-отдаления от России" вдруг вспомнят о многократных обещаниях Киева синхронизировать с РФ ход переговоров по ВТО. В таком случае – это мы уже наблюдали! – законодательная власть Украины без зазрения совести затормозит процесс, столь усердно форсируемый властью исполнительной.
Но как бы то ни было, все это произойдет уже после выборов и, следовательно, имеет второстепенное значение. А пока – Ющенко получил несомненный предвыборный подарок из Вашингтона. За который, правда, Украине пришлось заплатить хорошую цену. Зато теперь официальные лица Киева имеют основание утверждать, что вступление их страны в ВТО состоится, самое позднее, осенью этого года. Оно, конечно, так, если оставшиеся страны-оппоненты и новая Рада проявят понимание всей важности интеграции демократической Украины в структуру цивилизованной экономики. Ведь ради этой великой цели Самостийная жертвует даже собственными экономическими интересами.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом