Суспiльство

Жена Ющенко приезжала в родное село и даже не зашла к родне (ФОТО)

Боровской район — всего точка на карте Украины, один из самых маленьких в Харьковской области и находится на ее окраине. Чтобы добраться сюда на автобусе, придется сделать две пересадки, прямые маршруты из Харькова в райцентр давно отменили. «Глухоманью» нелестно называют эти земли местные жители, и тут же, не без гордости добавляют: «Зато нам землячкой приходится первая леди страны Катерина Ющенко!» Родина тестя Президента, хутор Зайцевка, уже давно в руинах, все его жители еще в прошлом веке перебрались в соседние села. Одно из них, Чернещина, в отличие от других, выглядит зажиточно и счастливо: улицы в ровном асфальте, заборы покрашены, работает школа, медпункт и даже сельский клуб. Эти места Михаил Чумаченко оставил в юности, покинул родню и отправился искать счастья на Донбасс, потом судьба занесла его в Америку, где в 1961 году и родилась Катерина, пишет «Сегодня».

 
 
 
 
Отыскать в Чернещине родственников жены Президента оказалось несложно. «Дядя Катерины Михайловны живет на краю села, его двор легко найти по шиферному забору, — сразу просветили в деревне. — Там спросите Алексея Косогова». Двор у родственников Президента самый обычный: хата, сарай и огород, конца которому не видно. Хозяин, мужчина лет сорока, вышел на лавочку поговорить, предварительно загнав орду желтобрюхих утят за калитку и прихватив из хаты семейный альбом фотографий. «Вот бывает же в жизни, жил себе, как все, а потом вдруг раз, и ты знаменит на все село, — улыбается Алексей Маркович. — Я еще в детстве знал, что у меня в Америке живет брат двоюродный, что у него есть дочери, но связи, естественно, мы особо не поддерживали, это было опасно. Потом папа рассказывал, что младшая дочь Михаила Катерина очень хорошо в Америке устроилась, работает финансистом. А однажды к нам соседка прибежала и как затараторит: «Включайте телевизор, там вашу родственницу показывают!» Это было начало президентской гонки и репортер рассказывал о семье кандидата в президенты Ющенко. Так я узнал, что одна из самых влиятельных женщин страны — моя двоюродная племянница».

Тогда, в период «оранжевых бурь», Катерина Михайловна, чтобы окончательно доказать противникам, что никакая она не американка, рассказывала историю своего отца, который всю жизнь тосковал по родине и смог вернуться в родные пенаты только в начале девяностых. «У меня сохранился снимок той встречи. Мой отец и папа Катерины стоят вместе под вишней у нас в саду. Когда приезжал Михаил, я был на работе в тракторной бригаде и встретиться нам не довелось, но отец рассказывал, что это была теплая встреча. Они сходили на кладбище к родственникам, потом к месту, где когда-то стояла родительская хата». О своем родстве с семьей президента Косогов говорит без энтузиазма. Мол, в селе раньше много и по-доброму подшучивали над ним, а теперь, когда доверие к Президенту совсем испарилось, стараются эту тему не поднимать. «Ну что тут говорить? Мы же не общаемся вовсе. В прошлом году, когда Катерина тайно впервые посетила родину своего отца, у нас в селе шум прошел, что приедет, так ко мне селяне приходили и говорили: «Попроси у нее лучшей жизни для нас. Ну, а в результате ничего: ко мне в гости она и не зашла».

 
 
В селе вспоминают, что год назад вся Чернещина убирала дворы, чинили дороги, красили заборы — ждали Катю. Когда в деревню въехали бронированные джипы, все высыпали на улицу — посмотреть на землячку, поговорить, но общения не получилось. В сопровождении охраны и представителей власти первая леди посетила церковь и поехала дальше. Косогов даже не ходил к церкви: если бы родственница захотела увидеться, сообщила бы. «Неудобно оно, — по-простому говорит Алексей Маркович. — Может, мне бы и хотелось общаться, но гордость не позволяет». Почти 10 лет назад Косогов попал в аварию, врачи вытаскивали с того света, после этого мужчина получил инвалидность, дома занимается хозяйством.
 
 
У родственников Катерины Михайловны огромный двор и хозяйство: утята, куры, свиньи. Как и полагается, возле хаты огород, в 25 соток. «Картошку, кабачок выращиваем. Как-то же жить нужно, жена у нас одна работает. Я за инвалидность получаю смешные деньги. Зимой, когда за газ пришла квитанция 450 гривен, а получил я за месяц всего 480, плакать хотелось от такой математики. Но я все равно на родственников не в обиде, им наверху тоже нелегко». О том, что родственница собирается на родину в конце июня, Косогов слышал и говорит, если Катерина Михайловна захочет заглянуть в гости, двери его дома всегда открыты.
 
 
Свежевыкрашенными заборами, залатанной дорогой и образцовой тишиной встречает в эти дни гостей село Райгородка Луганской области, от Чернещины она всего в десяти километрах. В прошлом году именно жители Райгородки удостоились чести пообщаться со знаменитой землячкой. Правда, встреча носила неофициальный характер, острым на язык старикам возможности поговорить о политике не дали, зато детвора от привезенных подарков — мягких зайчиков и мишек — была в восторге. А в само село после этого визита очень быстро провели газ.