Правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк (ВБ) подписали совместную декларацию по итогам международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы.
Документ с украинской стороны подписала премьер-министр Юлия Тимошенко, со стороны Европейской комиссии - европейский комиссар по вопросам внешней политики и Европейской политики соседства - Бенита Ферреро-Вальднер и европейский комиссар по энергетике Андрис Пибалгс, со стороны ЕИБ - президент Филипп Майстадт, со стороны ЕБРР - первый вице-президент Валер Фриман, со стороны ВБ - Мартин Райсер.
Церемония подписания состоялась в понедельник в Брюсселе в ходе конференции в присутствии президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу и Президента Украины Виктора Ющенко.
Согласно тексту декларации, украинское правительство взяло на себя обязательство обеспечить независимость оператора по транзиту газа, в частности, путем реализации директивы ЕС за №55 от 2003 года относительно общих правил внутреннего рынка природного газа.
Также, правительство взяло обязательство обеспечить прозрачность и открытость для инвесторов по модернизации газотранспортной системы и предоставить равный доступ к соответствующей финансовой и технической информации, а также обеспечить контроль над полученными на модернизацию газотранспортной системы средствами.
Правительство Украины пообещало дать возможность операторам по транзиту газа действовать на коммерческой основе для выполнения своего бизнес-плана в долгосрочной перспективе. Украина также обязалась обеспечить доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на прозрачных коммерческих условиях.
При этом реформы газового сектора Украина должна завершить до конца 2011 года, что будет также отражено в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, а также в Соглашении о присоединении Украины к энергетическому сообществу.
Как сообщал ForUm, по данным Еврокомиссии, на 2009-2015 годы понадобится 2,5 млрд. долларов инвестиций для модернизации украинской ГТС с целью сохранения ее текущих эксплуатационных мощностей
Что же даст подписанная декларация Украине, и том, каково в действительности состояние ГТС, ForUm узнал у экспертов и политиков.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин считает, что сегодня ситуация с ГТС в Украине непростая.
«Действительно, крупнейшие нефтегазовые компании хотят участвовать в работе нашей газовой компании «Укртрансгаз». Просто быть банком и давать какие-то ссуды никто не хочет. С другой стороны, Украина надеется получить деньги, но не может пойти на условия западных компаний, поскольку наше законодательство запрещает это. Скорее всего, сегодня украинская и западная стороны присмотрятся друг к другу и наметят план, как нужно взаимодействовать в качестве партнеров, а не банкиров. Ведь, и Запад, и Россия хотят влиять на работу «Укртрансгаза», - заявил эксперт.
Эксперт подчеркнул, что заинтересованными в модернизации ГТС являются как страны, так и определенные газотранспортные кампании.
«Тут трудно что-то выбрать, но если идти на сотрудничество, не нужно исходить из каких-то национальных принципов. Необходимо пойти на сотрудничество и огласить об этом. Кто предложит лучшие условия, тот и будет партнером Украины. Состояние ГТС удовлетворительное. Она находится в рабочем режиме и не хуже, чем российская газотранспортная система. Другое дело, что каждый год должны проводиться плановые реконструкции и модернизации. Более десяти лет в Украине они ни разу не были выполнены даже на 60%. А в последние годы выполняются на 10%», - заявил эксперт.
Что касается суммы, необходимой Украине, эксперт отметил, что все зависит от того, что мы будем включать в эту сумму.
«Нужна замена технически и морально устаревших перекачивающих агрегатов. Они потребляют слишком много газа. Также требуют ремонта наиболее старые газопроводы. До сих пор не решен вопрос установки станции на обходе по фиксированию расходов газа. Многие годы в «Укртрасгазе» и «Нафтогазе» заявляли, что нам не нужны станции, поскольку такие существуют на российской территории. В этом году украинцев не допускали на российскую территорию для того, чтобы они определили, каков расход газа, поступающего в Украину. Если учесть все вышеназванные расходы, то Украине необходимо до пяти миллиардов долларов, чтобы за пять-шесть лет реализовать программу модернизации», - подытожил Сапрыкин.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что если исходить из общих соображений, то эта конференция носит больше политический, чем экономический характер.
«Европейские страны решают, исходя из политических соображений, помочь или не помочь Украине. После такого рода решений, я думаю, позитивных, будет проводиться большая работа с непредсказуемыми пока что результатами по привлечению реальных инвесторов. Конечно, стимулы со стороны государства играют позитивную роль, но это вовсе не значит, что инвесторы найдутся. Что касается инвестиций из России, это тоже политическое решение. Власть Украины предпочитает западные инвестиции, что вытекает из общей тенденции. РФ спрашивает: «Почему НАТО расширяется?». Ей нужно спросить себя, почему соседи ее так боятся, что стремятся в НАТО. Ведь НАТО никого не агитирует. У Украины есть исторический страх перед Россией, именно поэтому она и выбирает западный вектор инвестирования», - заявил эксперт.
Депутат от БЮТ, Глава Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин отметил, что конференция положит начало хорошей программе, «которая может изменить мозги бюрократам из Брюсселя по поводу энергетической политики Евросоюза».
«Она поможет и Украине. Ведь очень сложно отбивается от обвинений, что кто-то что-то ворует. Если встреча на конференции увенчается позитивными результатами, это будет первым шагом к централизации принятия решений ЕС по покупке и транзиту нефти, газа и ядерного топлива. Речь будет идти об имплементации правил Европейской энергетической хартии на территории Украины. Эти правила говорят о том, что любая страна, которая присоединилась к хартии, может решать, в чьей собственности, государственной или частной, находится ее транзитная сеть. Но хартия обязывает на конкурентных условиях допускать негосударственные организации к использованию этих сетей для прокачки собственных энергетических ресурсов. Конечно, за это будут платить деньги «Нефтегазу». От этого увеличивается плата за транзит, в которую включается плата за улучшение или поддержание сети в нормальном состоянии», - рассказал депутат.
Нардеп напомнил, что в Украине капитального ремонт ГТС не делалось с момента ее построения.
«Уже прошло 40 лет с момента производства сети. Она на гране, и нужны капитальные вложения. Кроме того, Украине критически необходимо установить счетчики на входе и на выходе энергоносителей. Парадокс в том, что такие счетчики стоят вне границ нашей страны, и мы должны на слово доверять нашим партнерам. По подсчетам 2005 года для полной модернизации ГТС нужно 30 миллиардов долларов. Тогда у нас будет современная, безопасная система. Но такие объемы нельзя освоить и за пять лет. Это большая программа на многие годы. Для того чтобы провести частичную модернизацию и улучшить перекачивающие станции в следующем году, Украине нужно 2,5-3 миллиарда долларов», - подытожил Терехин.
Депутат от Партии регионов, член Комитета ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, Михаил Чечетов считает, что нужно искать возможности для модернизации ГТС, но Украина не отдавать взамен этой модернизации слишком много.
«Здесь нужно подходить с точки зрения безопасности. Трубы сильно изношены, и это может закончиться катастрофой. Но деньги нужно искать не только на Западе, но на Востоке. Боюсь, что Европе отдадут всю газовую трубу. За помощь России мы могли бы пойти на меньшие уступки, но поскольку это РФ, наша власть не будет идти на соглашение с ней», - заявил депутат
«Мы все ругали СССР, но все, что есть в Украине, все построено в Советском Союзе. И так «плохо» они строили, что мы уже 18 лет используем газотранспортные системы, заводы, фабрики, коммунальное хозяйство. Украина практически не вкладывала денег в модернизацию ГТС, но она работает. Понятно, что она изношена. Одно дело, если прорвало трубу с водой, и совсем другое, если с газом. Может не быть населенных пунктов, где это случится. Именно поэтому в данном вопросе мы должны придерживаться не политики, а национальных интересов», - подытожил Чечетов.
Депутат от ПР, член Комитета ВРУ по вопросам экономической политики Алексей Плотников подчеркнул, что конференция не предполагает, что сразу после нее в Украину пойдет поток денег.
«Речь идет о том, чтобы обсудить проблему, подумать, посмотреть, чем заняться. Это стандартная процедура и стандартная конференция, на которой скорее ставится проблема, чем дается решение этой проблемы. Я не ожидаю от конференции конкретного финансирования ГТС. Но то, что она проходит, это хорошо. Это означает, что европейские страны понимают значимость Украины, как транзитера газа. Что касается сотрудничества с Россией, то для правительства все равно, где брать деньги. Они будут искать любые источники, начиная от Западной Европы и заканчивая Японией», - заявил депутат.
Нардеп подчеркнул, что нашей газотранспортной системой за все годы независимости никто серьезно не занимался и сейчас она находится в «аварийном поддержании работоспособности».
Депутат Украины от НУ-НС, член Комитета ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина подчеркнула, что после «газовой войны» в начале этого года, европейские страны будут проявлять больший интерес к состоянию газотранспортной системы Украины.
«Эта конференция своевременна. Европа поняла, что нужно проявлять солидарность и решение будет принято не в интересах одной страны, а в интересах всего ЕС», - заявила депутат.
Что касается сотрудничества с Российской федерацией, нардеп отметила, что здесь Украине стоит быть осторожной.
«Именно поведение РФ и вызвало проблемы, которые были вначале этого года. Россию газотранспортная система Украины интересует, как часть ее вертикально-интегрированной газотранспортной системы. Это не тот случай, когда сотрудничество будет нейтральным. В случае с РФ сотрудничество превратиться в давление. Поэтому тут важно иметь мощного европейского партнера, а потом можно и работать с Россией. Будет чем противостоять ее давлению», - подчеркнула депутат.
Нардеп отметила, что газотранспортная система Украины, как и любой технический объект, живет своей жизнью и требует постоянных вложений в свою модернизацию.
«Известно, что ГТС Украины вторая по сложности и развитости в мире. Естественно, это требует адекватных вложений в ее поддержание. Но речь идет и том, что есть потенциалы для расширения. ГТС могла бы транспортировать больше ресурсов в Европу», - подытожила Ляпина.
Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк считает, что украинская ГТС отличается от других газотранспортных систем и поэтому имеет не только транспортное значение, но и стратегическое.
«Если Украина хочет приватизировать ГТС, то нужно искать инвесторов, которые будут давать деньги, создавать консорциумы. Если Украина хочет просто пользоваться ГТС и зарабатывать на этом деньги, то она не должна привлекать иностранных инвесторов для модернизации этой системы. Подавляющее большинство оборудования, которое нужно ГТС, производят украинские предприятия», - отметил эксперт.
Экономист подчеркнул, что ему непонятно, зачем привлекать сюда иностранного инвестора.
«По-моему, это игры для того, чтобы заработать политические баллы, или выполнение обязательств перед западными структурами. В любом случае, не решив, в какой собственности находится ГТС, вести какие-то переговоры, бессмысленно. Я бы не сказал, что сегодня состояние ГТС плохое. Оценки десятилетней давности международных экспертов говорили, что газотранспортная система в Украине находится в очень хорошем состоянии. Не думаю, что за 10 лет можно было убить ее окончательно. Разговоры о том, что ГТС нужно модернизировать, не подкреплены ее состоянием», - подытожил Степанюк.
Анна Гончаренко








