
Девальвация рубля неизбежна, а значит, Россию может поджидать повторение событий 1998 года, прогнозируют наиболее пессимистично настроенные экономисты. В понедельник им вторит ряд крупных российских и западных газет, отмечая также, что индексы на двух главных российских биржах в конце прошлой недели упали так, как последний раз опускались в 1997 году.
В то же время правительство РФ по-прежнему усиленно отрицает «пессимистичный сценарий» развития событий. Руководители Центробанка и российского правительства пообещали на прошедших выходных не допустить резкой девальвации и резких колебаний рубля.
В частности, корреспондент The Financial Times Чарльз Кловер проанализировал, что сейчас происходит в российской экономике. В беседах с крупными бизнесменами и членами правительства он проводит параллели с кризисом десятилетней давности и выясняет, каковы возможные политические последствия кризиса.
По словам Чарльза Кловера, сравнения с 1998 годом, когда рубль потерял 75% своей стоимости, в разговорах с российскими миллиардерами возникают все чаще. Еще в августе, когда фондовый рынок упал в ответ на события на мировых рынках и на войну в Грузии, казалось, что российская экономика неприступна. «Это совсем не 1998 год», – можно было тогда услышать от банкиров и бизнесменов. Россия была уверена в своей способности преодолеть этот небольшой финансовый шторм с помощью своих огромных, третьих в мире золотовалютных запасов и «накачанного» нефтью активного торгового баланса. Теперь же картина изменилась.
В этом месяце, отмечает журналист издания, Центральный банк ввел меры по предотвращению спекулятивных атак на рубль, но аналитики задаются вопросом: сколько российские власти смогут выступать в качестве субститута иностранных инвестиций?
Кризис в финансовом секторе ударил и по реальной экономике: предприятия сокращают рабочие места или даже закрываются, покупатели не способны платить поставщикам, а у олигархов другая проблема – им, возможно, придется отдавать часть своих активов государству как плату за предоставленные антикризисные средства.
Будет ли дефолт в России и что в этом случае случится с Украиной, ForUm спросил у экспертов и политиков.
Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк считает, что дефолта в России не будет. По его словам, РФ – это единственная страна в мире, которая не имеет внешнего долга, кроме того, она имеет очень большие золотые резервы, если пересчитать их на душу населения.
«Девальвация рубля связана с теми же причинами, что и в Украине. Капитал покидает РФ и возвращается в страну своего происхождения – США. Это временное явление. Российское правительство правильно делает, что не удерживает свою валюту и заставляет спекулянтов покупать доллар за рубли дороже, чем он на самом деле стоит», - рассказал эксперт.
Экономист подчеркнул, что если ситуация в России ухудшится, это повлияет на Украину.
«Любые сложности в финансовой системе приводят к сложностям расчетов между субъектами реальной экономики. Так как Украина большую часть всего, что она производит, продает в Россию, то в случае кризиса в РФ, проблемы в украинской экономике могут усугубиться. Но я думаю, что финансового кризиса в России не будет», - отметил Степанюк.
Депутат от БЮТ, Глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин также считает, что дефолт в России сейчас невозможен.
«Он возможен только тогда, когда обязательства по публичным и корпоративным долгам, выраженным в иностранной валюте, превышают доходы в этой валюте за тот же период. Дефолта не может быть потому, что в России позитивный торговый баланс. Плюс ко всему есть стабилизационный фонд Национального российского банка.
Увеличение спроса на американскую валюту в России вызвано не экономическими факторами, а желанием вывести короткострочные вложения зарубеж», - рассказал депутат.
Нардеп отметил, что правительство России ведет переговоры о кредитовании правительства Исландии. Он подчеркнул, что в случае возникновения проблем, РФ должна была бы успокоить свой валютный рынок.
«1998 год – это несравнимые масштабы экономик, тогда была другая ситуация. Понятно, что чем меньше в России будут покупать украинскую продукцию, тем хуже будут чувствовать себя наши экспортные отрасли. Все-таки РФ занимает для нас второе место в товарообороте после Европейского Союза. Будет плохо нашим торговым партнерам, будет плохо и нам», - подчеркнул Терехин.
Депутат от НУ-НС, заместитель главы Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина считает, что ситуация в России в десятки раз хуже, чем в Украине.
«Вызвано это падением цен на нефть. Эксперты прогнозируют, что цена на нефть продолжит падать. Реально наступает технический дефолт бюджета. Поскольку в РФ весь системный бизнес связан с государством, они рискуют еще глубже «уронить» экономику», - рассказал депутат.
Нардеп уверена, что на украинскую экономику это повлияет, как один из внешних факторов.
«Это приведет к уменьшению покупательского спроса на рынке, который для Украины немаловажен. У нас довольно объемный экспорт в Россию. Это дополнительно ударит по нам с точки зрения сужения возможных рынков, а значит, падения спроса на нашу продукцию», - заявила Ляпина.
Народный депутат от ПР Михаил Чечетов считает, что никакого дефолта в России не будет.
«Нам бы жить так, как живет Россия. Сейчас американцы боятся одного, что в результате финансового кризиса выиграет две страны: РФ и Китай. Их позиции значительно укрепятся тогда, как позиция США ослабнет. После кризиса Россия будет еще более сильной страной», - отметил депутат.
Нардеп подчеркнул, что Украина очень уязвима.
«Мы больше зависимы от России, чем в целом от мира. Мы завязаны энергоносителями. Поэтому чем лучше будут наши отношения, тем больше мы будем защищены от мирового кризиса. Если бы мы поддерживали дружественные отношения с РФ, Россия могла бы оставить нам газ по 170 долларов. А так указом Президента плата за газ с первого декабря повышается на 35%», - заявил Чечетов.
Народный депутат от Партии регионов, член Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Юрий Каракай заявил, что по оценкам экспертов, повторение дефолта возможно во многих странах Европы, в том числе в России и Украине.
«Если сравнивать структуру экономики, то, безусловно, дефолт в Российской федерации возможен. Но, скорее всего, быстрее это случится в Украине. Наша экономика менее развита и имеет в силу многих причин меньше запаса прочности. Любые проблемы в российской экономике отразятся на Украине. Около 27% нашего экспорта шло до кризиса в РФ. Если пойдет сильный обвал экономики в странах СНГ, он случится и у нас», - подчеркнул Каракай.
Нардеп от КПУ, член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Алла Александровская считает, что в России не наступит дефолт.
«Хотя внешние условия сейчас еще хуже, чем в 1998 году, РФ имеет хороший опыт. Ее правительство принимает все меры. Кроме того за эти десять лет Россия изменилась. Ее экономика укрепилась, созданы личные резервы. Угроза дефолта существует, но, я думаю, РФ успешно с ней справится», - отметила депутат.
Нардеп подчеркнула, что в Украине есть российский бизнес, российские предприятия, но их не очень много.
«Я не думаю, что если они будут переживать сложную ситуацию, это как-то повлияет на Украину. Мы вообще начали запускать больше европейских инвесторов. Их положение в большей мере сможет повлиять на ситуацию в Украине. Кроме того, наш значительный банковский капитал является европейским. Российский капитал здесь представлен слабо. Поэтому проблемы России вряд ли скажутся на Украине», - заявила Александровская.
Экономический эксперт Евгений Николаев уверен, что в Украине на сложную ситуацию в политической сфере накладывается целый ряд экономических негативов. По его словам, это кризис в металлургии как главной экспортообразующей отрасли, порожденный этим дальнейший рост дефицита торгового баланса, снижение иностранных инвестиций, сознательные действия ряда «игроков» по созданию проблем в банковской сфере, сокращения на предприятиях, хронически неоптимальная и малопрогнозируемая экономическая политика правительства и т.д.
«Все эти процессы проявляются уже сейчас, но пик их влияния, мне кажется, наступит в 2009 г. Следующий год станет для Украины наиболее сложным. То, как мы его пройдем, покажет наши реальные возможности и определит перспективу развития на дальнейшие несколько лет. Ведь кризис – это всегда тяжелое лечение экономики, создание условий для ее нового еще более динамичного развития. Но ценой такого «лекарства» является спад», - отметил эксперт.
Экономист подчеркнул, что в ближайшие недели две станет понятно, какими будут первые шаги по смягчению происходящего кризиса.
«Судя по всему, первой будет стабилизирована банковская система. Далее настанет очередь металлургов. А вот насколько будут затронуты и защищены интересы рядовых людей, связанные с ростом безработицы и снижением их реальных доходов, – пока что неясно. Вопрос в том, как сильно в связи с кризисом и с необходимостью оказания поддержки производственной сфере будет ущемлена социальная политика, какие ресурсы останутся у правительства на это направление деятельности. Уже звучат предупреждения о том, что время ускоренного увеличения зарплат, пенсий и соцпомощи прошло. Но медленный рост этих выплат, отсутствие их увеличения и их снижение – это три других доступных в нынешних обстоятельствах варианта проведения социальной политики, из которых и придется выбирать», - подытожил Николаев.