На востоке Украины, где проживает русскоязычное население, власти продолжают движение в сторону повышения статуса русского языка. Так, депутаты Луганского областного совета, опираясь на положения Европейской хартии региональных языков, приняли решением о придании русскому языку в Луганской области статуса регионального. Ранее похожее решение приняли депутаты Харьковского городского совета, которые также придали русскому языку статус регионального. Тогда департамент информации и печати Министерства иностранных дел России выразил надежду, что все регионы Украины признают русский региональным.

Депутаты Луганского областного совета опирались на цифры Главного управления статистики в области. Согласно его данным, более 90% жителей региона считают родным русский язык и свободно им владеют, из них 39% являются русскими по национальности и считают русский язык родным, 30% - представители других национальностей, но указали в качестве родного языка русский, 21% - кроме родного языка свободно владеет русским.

Таким образом, власти восточных регионов, на волне консолидации настроений электората, стремятся продемонстрировать намерения выполнять свои обещания. Впрочем, данная проблема уже давно должная была найти свое решение на уровне украинского президента и правительства. Чем дольше власти будут игнорировать мнение русскоязычных регионов, тем больше будет обостряться конфликт, и тем большего уровня автономии будут требовать области. Пока Восток еще готов обсуждать с Киевом степень их автономии. Однако в новых политических условиях и политического укрепления областных властей Востока, регионы будут сами брать суверенитета столько, сколько посчитают нужным.

Пока центральные власти Украины игнорируют приглашение к диалогу. Как следствие, раскол страны становится все более ощутимым, спорные позиции превращаются в непримиримые догмы, и этот раскол уже начинает формировать антагонистические поведенческие нормы – разные для населения Востока и Запада.

До 2004 года на Украине наблюдался довольно хрупкий взаимный компромисс «по умолчанию» – пока восточная, главным образом русская идентичность не притеснялась, и нейтральный статус страны не подвергался сомнению, вопрос о федерализации не поднимался. После 2004 года ситуация резко изменилась. Началась официальная широкая дерусификация, был взят курс на ускоренное вступление в НАТО. Это привело к резкому ухудшению отношений с Россией, что не только болезненно сказалось на экономическом развитии Украины, но и заставило русскоязычный восток начать переосмысление своей роли в украинском государстве.

Отказ «оранжевой» власти от компромисса 1990-х годов и попытки установить доминирование над Востоком стимулировали в восточных регионах рост регионального самосознания и укрепление там своей, неукраинской идентичности. Теперь компромисс на условиях возврата к ситуации в сфере межрегионального сосуществования по типу 1990-х годов практически невозможен. Политическая программа Востока требует обеспечения юридических гарантий неприкосновенности своих прав: статуса русского языка, федерализации Украины и отказа от вступления в НАТО.

Пока межрегиональное противостояние не приобрело каких-либо радикальных форм. Однако это не является заслугой нынешней власти. Это – целиком и полностью результат конформизма лидеров Востока, которые пока еще готовы на политические компромиссы в обмен на экономические преференции для стоящих за ними бизнес-структур. Однако, если базой для возможной «сине-оранжевой» коалиции станет окончательный отказ русскоязычных регионов от своих требований, то нынешние лидеры Востока неизбежно утратят массовую поддержку. Тогда им на смену придут новые, более радикальные лидеры, а противостояние примет более хаотические и одновременно более жесткие формы.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2324