
Мало кто знает, что первым экологом и зоозащитником был Святой Франциск Ассизский, живший еще в XIII веке. Он заботился о животных, выкупал их у торговцев на рынках и отпускал на свободу, почитая жизнь во всех ее проявлениях. В память о святом в день его смерти – 4 октября – весь мир празднует День защиты животных.
В Украине в этот день прошел ряд мероприятий. В частности, в Киеве состоялся марафон под названием «День счастливых хвостиков». В его рамках хозяева могли показать своих питомцев во всей красе, пообщаться с ветеринарами и кинологами, а все желающие имели возможность найти себе четвероногого друга. Шестой год подряд мероприятие организовывает Молодежная лига защиты животных. У президента организации Ирины Терещенко ForUm расспросил, как живется сегодня зоозащитникам и почему тысячи котов и собак ежегодно пополняют ряды уличных «бродяжек».
– Накануне Евро-2012 тема бездомных животных была постоянно на слуху. С чем это связано?
– В преддверие столь масштабного мероприятия зоозащитники понимали, что уличных животных будут уничтожать. Поэтому мы активизировались, чтобы не допустить массового истребления четвероногих. Но избежать травли (я буду говорить лишь о Киеве, так как наша организация работает только здесь) не удалось. Доказательств нет, кто конкретно разбрасывал яд, но мы полагаем, этим могли заниматься как ЖЭКи, так и догхантеры.
Зато благодаря объединению усилий зоозащитников о проблеме услышали в Евросоюзе, США, и чиновники вынуждены были стать более лояльными. Наступило понимание, что такие проблемы нужно решать гуманно, и они пошли на уступки.
– Если с ЖЭКами все более-менее понятно, то почему накануне еврочемпионата активизировались догхантеры?
– Очевидно, они восприняли Евро-2012 как возможность популяризировать себя и свое движение. По моему личному убеждению, это люди психически не уравновешенные, нереализованные, которые вымещают свою злость и агрессию на животных. Беда в том, что они знают и чувствуют, что наказание за их жестокость не последует. Благо только небольшой процент из всех, кто поддерживает догхантерство, способны пойти на убийство животного.
– Сегодня эта тема уже не столь обсуждаема. Значит ли это, что ситуация улучшилась, под контролем?
– Нет, конечно. Эту проблему так просто не решить, поэтому не попадайтесь на удочку политиков, которые говорят, что бездомных собак и кошек можно забрать с улиц «под какое-то событие» – выборы, Евро-2012. Единственное, чем помогло проведение еврочемпионата – в столице была принята городская программа контроля над содержанием бездомных животных на 2012–2016 годы. Сейчас уличных животных понемногу стерилизуют, но опять же, не в тех количествах, в каких хотелось бы.
Уметь не плакать
– В нашем обществе отношение к зоозащитникам достаточно специфическое. Их воспринимают либо как святых, либо как «городских сумасшедших». Тяжело ли работать в таких условиях?
– В любой организации, неважно, парламент это, научное учреждение или зоозащитное общество, многое решает человеческий фактор. Мы начали работать с 2005 года, и знаете, тогда ситуация была вообще грустная. В то время действительно было больше фанатично настроенных людей. Сегодня ситуация начала преломляться – благодаря присоединению молодежи и адекватных людей.
Но все равно мы часто слышим в свой адрес, мол, людям есть нечего, а вы собак кормите. Но если человек хочет помогать, неважно кому, пусть это делает, не мешайте. На самом деле, волонтерская работа воспитывает поколение активных людей, которые учатся реализовывать себя эффективно в различных направлениях, и в общественных в том числе.

– Мы все достаточно разносторонние люди, у нас есть работа, дети, хобби, а волонтерство – один из аспектов нашей жизни. Кто-то приходит в зоозащитническую деятельность, кто-то не выдерживает и уходит, это жизнь.
Но если человек не силен эмоционально, он действительно может легко впасть в депрессию. Ты пристроил пять животных, завтра на тебя «свалилось» еще десять. Проблема в том, что люди у нас не привыкли сами решать вопросы, им проще позвонить зоозащитнику или в приют, вызвать кого-то. Они говорят: «Я сам помочь не могу, у меня работа, дети». У нас у всех тоже работа, дети. Просто мы готовы решать проблемы, а не говорить, что все плохо и выхода нет.
– Похоже на хирургов, которые сочувствуют пациентам, но эмоционально себя сдерживают.
– В работе зоозащитника действительно присутствует тонкий эмоциональный момент – животные, которые не могут за себя постоять. И когда узнаешь, что где-то с четвероногими плохо обращаются – не кормят, убивают, когда видишь много страдающих, замерших, голодных животных, бывает трудно сдержаться. Но делать это нужно.
Объясню почему. Некоторые люди набирают к себе домой по пятнадцать-двадцать собак или кошек. Естественно, каждому предоставить качественный уход, подыскать ответственных хозяев, они не могут. Мы их не осуждаем, но говорим, что это неправильно. Если вы готовы взять на себя ответственность, возьмите себе одного-двух животных, приведите их в порядок, пристройте к хозяину под договор, пообщавшись предварительно с семьей, как мы это делаем. Пусть за год вы поможете пяти животным, но это будет качественная помощь, вы будете знать, что они не вернутся на улицу. Мы выступаем за то, чтобы каждый брал на себя столько ответственности, сколько он сможет осилить.
– Насколько активно помогают коллеги с Запада?
– В нашей организации мы пропагандируем идею того, что с нашими проблемами мы должны разобраться сами. Нелепо руководствоваться лозунгом «Запад нам поможет». Конечно, они могут частично помочь финансово, передать опыт, но у них своих проблем достаточно.
Мода не всегда на пользу
– В США снимают реалити-шоу, которое показывает работу экологической полиции (animal cops). Такие полисмены расследуют случаи жестокого обращения с животными и могут привлекать виновных к уголовной ответственности. Как вы считаете, возможно, Украине не хватает такой вот оригинальной идеи для популяризации зоозащитнической деятельности?
– Нужно понимать, что в США принимается целый комплекс мер, и все равно у них тоже существуют проблемы. Мы также проводим положительные мероприятия – например, Выставка беспородных собак «Кубок Барбоса». Буквально в субботу под Аркой Дружбы народов прошел ежегодный марафон «День счастливых хвостиков», в ходе которого мы стараемся привить людям культуру гуманного и ответственного отношения к животным.
За время своей работы мы осознали, что главная проблема – это не бездомные животные, а безответственные владельцы, которые считают нормальным выкинуть собаку на улицу, которые уверены, что их кошке нужно рожать, потому что так она будет здоровее. Ведь потом такие хозяева отдают котят на «Птичий рынок», и что с ними дальше будет, мы все прекрасно знаем. Люди не знают даже базовых вещей – чем кормить, зачем нужно стерилизовать. Поэтому в первую очередь надо работать с владельцами животных.

– Первый и самый неприятный – относительно стерилизации. Важно контролировать рождаемость, и если животное не высокопородное, лучше его стерилизовать. Если операция сделана грамотным врачом, если в дальнейшем обеспечить питомцу нормальный уход, не будет толстых котов и ленивых, боязливых собак, которые не охраняют территорию.
Второй распространенный стереотип – относительно породы животного. Культ породы у нас очень силен, особенно это касается собак. А раз существует спрос, существует и предложение. Заводчики «пачками» разводят йорков, лабрадоров, потому что сейчас такая мода. Потом некоторые хозяева понимают, что были не готовы, отказываются от животных, сдают их в приюты или выбрасывают. Нередко бывает так, что люди покупают якобы породистого щенка у недобросовестных заводчиков, потом выясняется, что это метис, то есть нечистокровная собака. На улицах много таких. Не покупайте породистого, когда можно спасти беспородного, который такой же талантливый и ничем ему не уступает, ведь для дружбы не важна порода.
Наконец, третий стереотип, который мы пытаемся разрушить: животные – это не игрушки, не надо их дарить на свадьбы, дни рождения, Восьмое марта. Решение завести животное должно быть осознанным. И еще очень важно выбрать себе правильное животное.
– От подаренных животных часто отказываются?
– Очень часто. Бывает, после праздников приходят люди в приюты с животными на руках, жалуются, что им подарили животное, а они к этому были не готовы. В любом случае, страдает брошенный питомец, даже если его отдадут в приют.
– Почему так?
– У нас в обществе считают, что в приют можно отдать животное и забыть о нем. На самом деле мы знаем, как сложно там выживать животным. Гораздо лучше, когда есть временные передержки, когда люди берут на себя кураторство за конкретное животное на тот период, пока ищется хозяин. И самое главное – из приютов животных нужно разбирать по домам.
– Много ли у нас ответственных хозяев?
– К сожалению, это единицы. Но зато когда узнаешь об их крепкой дружбе с животными, слезы наворачиваются на глаза. Моя самая любимая история о преданности хозяев началась в 2007 году. Мы тогда помогали приюту, взяли оттуда трехнедельного щеночка, у которого был один глазик – второй просто не открылся. Мы его забрали, потому что понимали, ему будет тяжело. Это была моя первая собака с ограниченными возможностями. Ее забрала очень хорошая семья, у которых уже была одна собака и две кошки. Через некоторое время их пригласили в США, и я испугалась, что они откажутся от питомцев. Но они их всех забрали, не бросили. Таких людей мы ищем.