Война между Секретариатом Президента и Кабмином набирает обороты. В понедельник часть коалиционных депутатов на тайном заседании коалиции попыталась выразить недоверие Виктору Балоге. Глава Секретариата не растерялся и в свою очередь намекнул, что министры, которые не справляются с обязанностями, должны покинуть свои посты.

Чем могут закончиться подобные взаимные обвинения, возможны ли в скором времени новые досрочные парламентские выборы и о том, как могут переписывать Конституцию Украины, рассказал корреспонденту ForUm’а президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.

- Андрей Васильевич, Виктор Балога заявил о том, что министры, которые не справились с негативными тенденциями, должны покинуть занимаемые должности. Уйдут ли они?

- Я думаю, Балога таким образом ответил на те попытки выразить ему недоверие, которые сейчас звучат от некоторых коалициантов, как со стороны БЮТ, так и НУ-НС. Но критика в адрес главы Секретариата носит политический характер. Части коалиции, ориентированной на правительство, не нравится заявления, которые звучат от Балоги и его заместителей. Ответ главы Секретариата не линейный, он опирается на заявления Президента о неэффективной экономической, антиинфляционной политике правительства. Таким образом, он аргументирует свои слова реальной ситуацией в экономике, за которую правительство должно отвечать.

Есть вторая составляющая этого заявления. Своими предложениями Балога вбрасывает новый шар раздора в саму коалицию. Тем самым он вынуждает Кабмин дать оценку своей деятельности, потому что проблема отставки министра – это проблема политической ответственности (сами министры вряд ли подпишут заявления об уходе). После высказывания Балоги коалицианты вынуждены будут очень быстро определиться, чью сторону они займут: президентской команды или команды правительства.

Я думаю, в ближайшее время стоит ожидать встречных шагов. Борьба за контроль над поведением и настроениями в коалиции будет ускоряться. По всей видимости, после этого заявления противники Балоги будут подталкивать коалициантов к выражению недоверия главе Секретариата, а пропрезидентские политики могут прислушаться к предложениям Балоги и поставить вопрос об анализе деятельности экономической составляющей правительства.

Несомненно, это свидетельствует об обострении конфликта между правительством и президентской командой. Здесь каждый день на счету. Все отталкивается от того, кто будет влиять на коалицию. Если будут преобладать антипрезидентские настроения, коалиция может столкнуться с формальным расколом вплоть до разрыва договора. Если в Кабмине будут готовы давать оценку своей деятельности, можно ожидать первых политических оценок деятельности правительства, чего пока не было в парламенте.

- Разговоры о развале коалиции обострились. Возможен ли сейчас сценарий досрочных парламентских выборов?

- Думаю, такой упрощенный сценарий маловероятен. Коалицию не так просто развалить юридически. Для этого необходимо, чтобы хотя бы одна из двух фракций приняла решение о расторжении коалиционного договора. Но кризис коалиции и разрыв договора совсем не означает, что парламент будет обречен. Вполне возможны новые переговоры и новые конфигурации коалиции уже в этом составе парламента. Но, мне кажется, этой весной это маловероятно. Возможно, будет взят некий тайм-аут, новый виток парламентских разборок будет перенесен на осень. Даже в случае, если коалиция не сможет разобраться с собственным правительством, которое ведет войну с Секретариатом, ВР будет существовать.

Сейчас мало кто из парламентских игроков готов к форсированным выборам. Угроза досрочных парламентских выборов существует, но, если придется принимать это решение, выборы будут ориентированы либо на конец этого года либо на начало следующего. Летние и весенние выборы маловероятны. Никто к этому не готов, у всех низкий старт.

Я не исключаю, что нынешняя ситуации и грядущая мэрская кампания могут послужить хорошим плацдармом для катализации конфликта. В таких условиях можно многое стушевать в деятельности правительства и нарастить рейтинг. Более того, идею досрочных парламентских выборов можно состыковать с выражением политического недоверия Президенту.

БЮТ больше других готов к досрочной кампании, но он не может сам организовать эту кампанию. Вот такую ситуацию сейчас и создают.

- Все фракции парламента соглашаются создать комиссию по внесению изменений в Конституции. Упрямится только НУ-НС. Виктор Ющенко все еще рассчитывает на изменение Основного Закона путем референдума?

- Если внимательно следить за заявлениями, то министры, которые оказались в правительстве Тимошенко с подачи президентской команды, тот же господин Онищук, в своих комментариях подтверждают, что референдум нужно проводить, но по отдельным вопросам, а не по целому тексту Конституции. Что касается президентских намерений, то референдум был бы возможен только при наличии ряда обстоятельств, первое из которых - принятие законопроекта по референдуму. Второе - это наличие относительного политического консенсуса в отношении референдума. Третье - наличие внятного текста Конституции. Сейчас ни одной из этих предпосылок не существует. Идея референдума превращается в фантом.

- Президент требует ввести систему выборов в парламент на основе открытых списков. Можно ожидать такого решения?

- Мы имеем дело с классическим пиар-ходом. То, что предлагает Президент, не является новацией. Тема изменения избирательного закона поддерживается всеми. Но эти вопросы уместно поднимать тогда, когда будет завершена работа над новыми редакционными правками Конституции. Сейчас это выглядит как большая идеологическая борьба на фоне киевских выборов. Нужно провести реформу самоуправления, но только как комплексный элемент политической, реформы и обеспечить это соответствующими законопроектами.

- Недавно снова был поднят вопрос инфляции. Ющенко заявил о том, что Тимошенко только прикрывается «внешними факторами», тогда, как причина инфляции в растущих расходах правительства...

- Природа инфляции не связана с каким-то одним действием правительства потому, что инфляция и рост цен носит системный характер. В случае Украины мы исчерпали ресурс восстановительного роста, сталкиваемся с ростом цен на базовые продукты: энергоносители и продовольствие.

Вызов для каждого правительства – это контролировать и управлять ростом цен экономическими методами, в том числе и используя монетарные инструменты. Это создание дополнительных условий, которые сдерживали бы рост цен на стратегическую продукцию. В этом случае мы может говорить об эффективности или неэффективности антиинфляционной политики.

В условиях, когда правительства работают год-полтора, нужно говорить о долгосрочной политике структурных реформ, которые кроме краткосрочного эффекта позволили бы создать в экономике новые точки роста.

Правительство Тимошенко наступает на грабли, которые само соорудило. Юлия Владимировна персонифицировала тему инфляции со своими предшественниками. Инфляцию катализируют применение только тактических ходов и выполнение социальных выплат. Ведется неэффективная политика, которая накладывается на грабли персонификации. С одной стороны, от правительства нужно требовать адекватных ходов по сдерживанию и контролю за ростом цен. С другой стороны, нужно требовать внятного плана экономических реформ, которые будут использоваться следующим правительством, не зависимо от их политического состава. В случае с реформами мы видим, что кроме декларативной программы «Украинский прорыв» внятных подходов нет.

С инфляцией не нужно бороться, ее нужно преодолевать. Она не появляется в понедельник и не преодолевается во вторник. Но правительство, создавая дополнительные катализаторы развития инфляции, получает оценку неэффективного правительства.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5760