Западные СМИ заставили Украину вспомнить шпионский скандал пятилетней давности. Есть подозрения, что передовые ракетные технологии украинской разработки могли быть переданы северокорейскому оборонному комплексу. Многие тут заговорили о «кольчугах №2». Что нужно вспомнить об истории с арестованными северокорейцами, о каких технологиях речь и как на скандальную публикацию отреагировала украинская власть – в материале РБК-Украина.

Взрывная статья

14 августа в издании The New York Times  появилась статья по мотивам исследования специалиста по ракетным вопросам Международного института стратегический исследований Майкла Эллемана, который предположил, что несколько лет назад Северная Корея могла выкрасть ракетные разработки украинского завода «Южмаш». Эллеман сообщает, что следователи ООН пришли к выводу, что Северная Корея шесть лет назад уже пыталась украсть ракетные данные украинского комплекса «Южмаш». Тогда поймали двух человек. В докладе ООН говорится, что информация, которую они пытались украсть, была сосредоточена на передовых ракетных системах, жидкостных двигателях, системах космических аппаратов и ракетных топливных системах. В статье также говорится, что успех ракетной программы КНДР не в последнюю очередь стал возможен благодаря предполагаемой покупке двигателей с завода Украины, имеющего связи с российской промышленностью. Сделка, даже после провала шпионской операции в 2012-м, якобы могла состояться позднее на черном рынке, делает предположение автор The New York Times. Двигатели связаны с российской ракетной программой. Также говорится, что во время «холодной войны» завод производил самые смертоносные ракеты в советском арсенале, включая гигантский SS-18. Он оставался одним из основных производителей ракет для России даже после обретения Украиной независимости. При этом автор исключил вероятность, что двигатели RD-250 могли быть переданы КНДР российским «Энергомашем», и допустил возможность, что части этих ракетных силовых установок до сих пор могут храниться на российских заводах.

Что было в 2012-м. Шпионаж и приговор

28 мая 2012 года в Украине были осуждены два гражданина Северной Кореи, сотрудники торгпредставительства КНДР в Беларуси – Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль, которых СБУ обвинило в попытке получить доступ к государственной тайне. Следствие установило, что 26 июля 2011 года северокорейские гости въехали на автомобиле в Украину через Беларусь, и 27 июля прибыли в Днепропетровск. Цель визита – фотографирование секретных документов, которые им должен был за денежное вознаграждение передать сотрудник КБ «Южное». Позднее задержанные северокорейцы заявили, что являются сотрудниками торгового представительства КНДР в Беларуси, и что род их деятельности связан с разрешением вопросов между странами в области науки и техники. В их обязанности также входила организация семинаров по обучению специалистов КНДР на различные темы ракетостроения. Следствие установило, что Сонгчель и Тхэкиль ранее также посещали Украину и Россию. Во время контактов с сотрудниками украинских предприятий северокорейцы неоднократно интересовались ракетными технологиями и просили украинских ученых провести ряд лекций «для граждан Северной Кореи». В ходе беседы они озвучили интересующие их конкретные темы: баллистические ракеты, системы ракет, строение ракет, двигатели космических аппаратов, раскрытие солнечной батареи, быстрое опорожнение топливных баков, транспортно-пусковой контейнер, пороховой аккумулятор, а так же военные ГОСТы. Также северокорейцев интересовала информация о двигателе межконтинентальной баллистической ракеты МБР РТ-22, натовской классификации SS-22 «Скальпель». После сигнала сотрудников КБ «Южное» в управление СБУ о контакте с северокорейцами, в службе безопасности разработали операцию по фиктивной, или «контролируемой» поставке документации. Встречу назначили в одном из днепропетровских гаражей, где обоих северокорейцев и взяли с поличным – во время фотографирования чертежей и научных работ по новым технологиям ракетных комплексов, системам поставки ракетного топлива и другим инновациям с грифом «Секретно». Официально в СБУ не комментируют дело северокорейсих шпионов, а в связи с недавней публикацией в The New York Times корреспонденту порекомендовали ознакомиться с заявлением секретаря СНБО Александра Турчинова. В приговоре суда от 28 мая 2012 года говорится, что разглашение информации нанесло бы немалый урон нацбезопасности Украины, а ракетно-космическая отрасль КНДР получила бы доступ к технологиям, основанным на достижениях украинских ракетчиков, и значительно расширила свои стратегические возможности. Тайны, за которыми охотились торгпреды, по словам следователей, позволили бы увеличить радиус действия и дальность северокорейских ядерных ракет вплоть до территории США. Обоих фигурантов Красногвардейский районный суд Днепропетровска приговорил в восьми годам заключения.

Реакция «Южмаша»

Ранее руководство предприятия уже выступало с заявлениями, что «Южмаш» не принимал, не принимает и не намерен принимать участия в каком-либо сотрудничестве, предполагающем передачу потенциально опасных технологий за пределы Украины. Конкретно же по претензиям Эллемана департамент маркетинговых коммуникаций «Южмаша» заявил, что факты, изложенные в публикации, не соответствуют действительности. В частности, предположение авторов публикации и процитированного ими «эксперта» касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности. В заявлении предприятия говорится, что «Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости Южмашем не выпускались и не выпускаются. Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя «Вега»), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения. «Южмаш» выразил сожаление по поводу опубликованной The New York Times статьи провокационного характера, основанной на некомпетентном «экспертном» мнении. «Жаль также, что ряд украинских СМИ допустил распространение дискредитирующих «Южмаш» и Украину фантазий без попыток уточнить информацию непосредственно на предприятии», - говорится в заявлении предприятия.

Реакция власти

Секретарь СНБО Александр Турчинов, реагируя на резонансную статью, выступил с заявлением о том, что предприятия украинского оборонного и авиакосмического комплекса не поставляли оружие и военные технологии в Северную Корею. «Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах», - заявил Турчинов. Также он отметил, что Украина считает правящий режим Северной Кореи «тоталитарным, опасным и непредсказуемым, и поддерживает все санкции против этой страны». Официально СБУ информацию о «корейском скандале» не комментирует. На вопрос о том, где северокорейцы содержаться сейчас, в ведомстве также не отвечают. Впрочем, судя по резонансу, который получила в СМИ публикация The New York Times, нельзя исключать, что новый корейский скандал репутационно обернется для Украины эхом давней истории с «Кольчугами для Ирака».

Роман Чернышев , РБК-Украина

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1275