С начала этой недели со стороны России прозвучало несколько заявлений о возможности «несанкционированного отбора» Украиной российского газа, предназначенного для Европы.

От предыдущих случаев, когда Москва обвиняла Киев в «воровстве» газа и прекращала его поставки, нынешняя ситуация отличается тем, что Украина уже почти год вообще не покупает российский газ, а получает его на западной границе из Европы.

Если закупки газа на восточной границе не возобновятся, то беспокойство российской стороны будет касаться только тех объемов газа, которые идут транзитом в Европу через территорию Украины.

Эксперты говорят: если зима будет холодной, то газа Украине может не хватить.

Повеяло холодом

12 ноября, когда Украину накрыл первый большой снегопад, министр энергетики России Александр Новак заявил, что существуют риски для транзита российского газа в Европу:

«Потому что у них в подземных хранилищах недостаточно газа, а температуры намного ниже среднегодовых».

Российский министр также добавил, что Украине следовало бы закачать в хранилища еще 1,5-2 млрд кубов. Он также напомнил, что действующий контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» позволяет это сделать.

Вечером 14 ноября «ситуация вокруг транзита российского газа европейским потребителям через территорию Украины» была «основательно обсуждена» во время телефонного разговора российского президента с канцлером Германии.

«Путин обратил внимание на то, что в связи с прогнозируемой синоптиками холодной зимой могут вырасти риски несанкционированного отбора украинской стороной части российского газа, поставляемого в Европу по действующим контрактам», - говорится в сообщении на официальном сайте президента РФ.

Однако в Украине заявили, что «Газпром» сам несколько отклоняется от контрактов, снижая давление подачи газа в украинскую ГТС. Как сообщил пресс-секретарь «Укртрансгаза» Максим Белявский, давление на газоизмерительной станции в Суджи составляет 57,7 атм вместо нормы в 60 атм:

«Несмотря на это, транзитные обязательства мы выполняем: вошло в Украину 277 млн ​​кубометров, вышло в Европу – 277,2 млн кубометров».

Объективные риски: запасы и мороз

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский, который был представителем «Нафтогаза» во время российско-украинской «газовой войны» зимы 2009 года, говорит, что среди объективных факторов настоящий риск заключается в меньших, чем обычно, запасах газа в хранилищах и в том, что эта зима действительно будет холодной.

«Да, есть определенные риски для прохождения отопительного сезона с точки зрения объемов газа, которые закачаны в подземные хранилища», - говорит Землянский.

В то же время он напоминает, что «достаточно простой правовой путь» выхода из ситуации – между «Нафтогазом» и «Газпромом» есть контракт, по которому Украина может закупить у России определенные объемы газа, если его не хватает.

Тем более что для таких закупок есть и соответствующие финансовые гарантии Всемирного банка.

Возможность заполнения хранилищ не только газом с западного направления, но и из России обсуждалась задолго до начала отопительного сезона. Однако договоренности об очередном «зимнем пакете» так и не достигли.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич говорит, что у «Нафтогаза» на это были свои основания. Например, не встал бы снова вопрос оплаты газа, который Россия поставляет на неконтролируемую Украины часть Донбасса, и не засчитал бы «Газпром» предоплату газа для Украины в счет поставок на Донбасс.

Но чем бы ни руководствовался «Нафтогаз», избегая новых договоренностей с «Газпромом», «газа в хранилищах действительно не так много, как нужно было бы, чтобы нивелировать или минимизировать риски этого отопительного сезона», говорит Дмитрий Марунич.

Он напоминает, что в свое время правительство приняло постановление о том, чтобы на 1 ноября в хранилищах было 17 млрд кубов газа, тогда как к отопительному сезону Украина подошла с запасом в 14,7 млрд кубов.

Надо также учитывать, что из-за холодной зимы и в Европе может не оказаться лишнего газа, чтобы его могла купить Украина, - добавляет эксперт.

«Если прогноз о том, что эта зима будет холодной или очень холодной, сбудется, то в определенные моменты мы можем иметь «провалы» с газоснабжением, - говорит Дмитрий Марунич. - Вопрос в том, кого от газа отсоединит власть: внутренних потребителей или посягнет на транзит? Думаю, что будут обграничивать наших потребителей, потому что транзит – это святое, и скандал вокруг него – это дополнительные козыри для «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже».

Субъективные факторы: арбитраж и обходные газопроводы

Именно приближение решения Стокгольмского арбитража по газовому спору между Украиной и Россией эксперты называют среди факторов, которые не несут прямых рисков, но, безусловно, влияют на все окологазовые дела, в частности, и на очередные заявления.

Еще один косвенный, но серьезный фактор с длинной историей – российские проекты построения газопроводов в обход Украины.

«Газпром» пытается продвигать строительство обходных газопроводов. Прежде всего, это «Северный поток-2». Поэтому такие заявления (о возможной «краже» газа, - ред.) следует рассматривать как часть «черного» пиара, мол, Украина – ненадежный партнер, с транзитом может что-то случиться».

Еще один традиционный фактор – использования в качестве элемента политического давления на Украину, тем более «в существующем контексте отношений между двумя странами», говорит Валентин Землянский.

«Пришла зима – вытягиваются все те же козыри, которыми играли все предыдущие годы, раздаются по-новому, и начинаются все эти предположения, как будут разворачиваться события», - говорит эксперт.

Анастасия Зануда, ВВС Украина

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

746
Теги