Прийти в Минздрав исключительно со своей командой — таким было условие Ульяны Супрун, когда президент Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман договаривались о ее назначении на должность и.о. министра здравоохранения. Вероятно, заместителями американского волонтера, приехавшей в Украину около двух лет назад, станут хирург-доброволец Александр Линчевский, медик и волонтер медицинской службы Евромайдана Оксана Сивак и проектный менеджер по реформам здравоохранения Национального совета реформ Павел Ковтонюк. Утвердит ли их правительство, станет известно на заседании 10 августа.

Эксперты считают это тестом, действительно ли Кабмин позволит Ульяне Супрун самостоятельно руководить министерством здравоохранения и реформами или снова будет включать в игру своих людей, как это было с бывшим главой ведомства Александром Квиташвили. Как сказала «Дню» исполнительный директор благотворительного фонда «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина, превращение грузинского министра в «свадебного генерала» стало очевидным, когда правительство назначило его заместителем Александру Павленко, которую считают креатурой руководителя фармкомпании «Дарница», нардепа Глеба Загория. Все важные решения принимала именно она, а не Квиташвили.

«Если Кабмин проголосует за этих заместителей, это будет первый знак, что началось новое время, — считает Стефанишина. — Те, кого предлагает Супрун, являются людьми вне системы, которые хотят ее изменить. Всегда министра у нас назначали на распределение финансовых потоков, и, очевидно, Супрун не будет работать в министерстве, где будет коррупция. Единственное, что ей нужно, — силы противостоять тем, кому не смог сопротивляться Квиташвили».

ШАНС ИЛИ ВЫЗОВ?

Волонтерскую команду в МЗ большинство экспертов воспринимают как последний шанс на продвижение медицинской реформы и изменения внутри министерства. Кое у кого, наоборот, вызывает сомнения отсутствие управленческого опыта и сама процедура назначения и.о. министра и его заместителей. Как отметил в Facebook представитель корпорации «Юрия-Фарм» Игорь Найда, Ульяну Супрун правительство назначило без обсуждения и конкурса, то же самое касается и выбора заместителей. Но эксперт «Реанимационного пакета реформ» Александр Ябчанка напоминает, что назначать исполняющего обязанности министра является прерогативой премьер-министра, поэтому позиция «почему нас не спросили» здесь неуместна.

За первые дни работы в МЗ в адрес Супрун звучали как позитивные отзывы, что это человек новой формации, непричастный к фармацевтическим лобби, так и негативные: справится ли она с вызовами, и почему снова руководителем МЗ назначают иностранца? Кстати, ранее Александр Квиташвили заявлял, что после него возглавить министерство отказалось 15 кандидатов.

Неоднозначно, а скорее настороженно воспринимают Супрун в комитете Верховной Рады по вопросам здравоохранения. Из-за этого существует риск повторного конфликта и противостояния между МЗ и комитетом, как это было с Александром Квиташвили, когда принятие законов по медицинской реформе вылилось в откровенный саботаж и перетягивание одеяла. «Мы были свидетелями противостояния между МЗ и комитетом. В результате этого никакие изменения в системе здравоохранения не состоялись. Единственное, на что удосужилась Верховная Рада, — в первом чтении проголосовать за один из трех законопроектов по автономизации заведений здравоохранения», — напоминает Александр Ябчанка.

«БОЛЬШИНСТВО ЧЛЕНОВ КОМИТЕТА — ЭТО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЛОББИСТЫ»

В настоящий момент член профильного парламентского комитета Олег Мусий, который побывал в кресле министра здравоохранения и оставил его с нулевым результатом, заявляет, что не готов голосовать за министра Ульяну Супрун, поскольку ей не хватает менеджерского опыта. Глава этого же комитета Ольга Богомолец отмечает, что американская модель медицины неприемлема для Украины, хотя Ульяна Супрун ни словом не обмолвилась, что будет внедрять у нас опыт США. Наоборот, собирается идти путем предшественников и шаг за шагом внедрять разработанную ранее Национальную стратегию реформирования системы здравоохранения в Украине на период 2015—2020 гг.

Также Ульяна Супрун анонсировала несколько практических шагов: введение обязательных медосмотров для населения, создание реестра пациентов, лицензирования врачей, введение медицинского страхования. Но без поддержки и плодотворного сотрудничества с парламентским комитетом все начинания, какими бы хорошими и прогрессивными они ни казались, затормозятся на старте.

«Комитет очень сложный, большинство его членов — это лоббисты той или иной фармацевтической группировки, не говоря уже о том, что 60—70% этого комитета — бывшая Партия регионов, и Татьяна Бахтеева (ранее — видная деятельница ПР. — «День») активнейшая из его членов. Поэтому сотрудничать с ним будет сложно, это однозначно. Первое время будет трудно, но все, кто хочет реформ, должны поддержать пани Супрун», — считает Ольга Стефанишина.

РЕПУТАЦИОННЫЕ РИСКИ НЕМИНУЕМЫ

По предположению члена правления Всеукраинского врачебного общества Константина Надутого, высказанному в Facebook, назначая Ульяну Супрун, власть снимает с себя ответственность за отсутствие медицинской реформы и показывает, что кто бы ни пришел в МЗ, решить проблемы медицинской сферы не удается никому, а поэтому нужно отдать его функции и бюджет Министерству социальной политики. Ранее такую идею озвучивал вице-премьер-министр Павел Розенко.

Возможно, по этим причинам за последние два года министерство получает уже пятого министра. Или МЗ — слишком лакомый пирог, рецептуру которого никто менять не хочет. «Причин здесь несколько. Власти нужно кого-то сделать виновным в отсутствии медицинской реформы. Во-вторых, чтобы принимать решения по медреформе на уровне законов, нужно иметь политическую волю. А это — репутационные риски. Думаю, депутаты боятся брать на себя такую ответственность, — рассуждает Александр Ябчанка. — За два года мы получили всего один законопроект, но авторства не Кабмина, а депутатов профильного комитета. Отсюда еще одна причина такой ситуации — нежелание, чтобы кто-то другой был «отцом» реформ. Не стоит забывать о коррупционной составляющей. Теневой рынок в системе здравоохранения, то есть то, что мы доплачиваем из кармана, составляет еще один бюджет самой системы здравоохранения, совокупно это где-то 100 миллиардов гривен. В такой системе, понятно, есть люди, не заинтересованные в переменах».

На расстановку приоритетов и первые шаги эксперты дают Супрун несколько недель. Первое, за что пообещала взяться и.о. министра, это доставка вакцины, которая практически отсутствует в регионах. Для этого она просит созвать специальное заседание Совета национальной безопасности и обороны.

Инна Лиховид, День

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

983