Может ли киевское метро работать круглосуточно? Когда в нем можно будет ездить с велосипедами? Исчезнут хоть когда-то бесконечные ларьки в подземных переходах? Собираются ли строить новые станции и поставят ли металлоискатели на старых? Список вопросов и пожеланий от тех, кто регулярно пользуется этим видом транспорта, может занять десятки страниц.

На самые популярные и актуальные из них  корреспонденту ForUm`a ответила советник начальника КП «Киевский метрополитен» Наталка Макогон.

- Сейчас лето, пора отпусков, Киев непривычно пустой. Что происходит с пассажиропотоком в метро?

- За шесть месяцев мы перевезли 236 миллионов пассажиров, это весь Киев 78,5 раз. Уже традиционно самой популярной, а соответственно загруженной, остается красная линия. Пассажиропоток за полгода там составил почти 98 миллионов пассажиров. А меньше всего из трех люди пользуются зеленой веткой - 55 миллионов 802 тысячи пассажиров за указанный период.

Если с 2015, то показатели упали на 5 миллионов. Тенденция наблюдается не первый год. Предположительно на это влияют общие факторы по стране от экономики до демографии. Помните  рекламу «нас 52 миллиона», так вот на сегодня осталось 42 миллиона жителей в Украине.

- К слову, а как считают количество пассажиров?

- Подсчитывается количество людей, заходящих на станцию. На сегодняшний день мы получаем данные с точностью до 1 человека.

- С момента запуска сервиса с петициями на сайте Киевсовета появилось множество обращений, касающихся метрополитена. Например, часто авторы петиций требуют «запустить» метро на Троещину. А планируется ли строительство новых станций вообще?

- Я напомню, что строительство метро – это капитальные вложения, которые финансируются из бюджета города. Мы настроены очень оптимистично. Недавно в Киев приезжал госсекретарь Министерства транспорта Германии Райнер Бомба с немецкими экспертами. С главой города Виталием Кличко они обсудили перспективы Подольско-Воскресенского моста и четвертой ветки подземки. Городские власти также видят необходимость развития метро на Виноградарь и открытия «замороженной» «Львовской брамы». Такие планы озвучивал профильный заместитель главы КГГА Илья Сагайдак.

- Многие пассажиры жалуются на давку в часы-пик, в частности, на переходе между «Золотыми воротами»  и «Театральной». Как планируется решать эту проблему?

- Этот вопрос возник не сегодня и его тоже нужно решать в комплексе. Например, сейчас мы проводим последний капитальный ремонт эскалаторов на «Вокзальной». Дальше их нужно заменить. Предварительно конструктив позволяет вместо трех поставить четыре, что значительно разгрузит станцию, но  сначала на время проведения работ, ее нужно закрыть. Соответственно, перед стартом проекта нужно открыть второй выход. И этот проект тоже активно обсуждается в городе. Собственно, новые станции и пересадки тоже значительно разгрузят существующие.

 

- Также очень часто авторы петиций просят разрешить провозить в метро велосипеды. Как это согласуется с правилами безопасности? Есть ли возможность пойти навстречу велолюбителям?

В рамках правил стараемся идти навстречу. Ми уже проанализировали потенциальные места для велопарковок возле станций метро и первый мобильный паркинг, по-моему, уже появился на «Арсенальной». Что касается непосредственно транспортировки велосипеда, то это возможно  в чехле со снятым передним колесом и с дополнительной оплатой.

Я регулярно катаюсь на велосипеде, и не вижу ничего сложного, чтоб «зачехлить» при необходимости перевозки. Во-первых, так его легче удерживать, особенно на эскалаторе, а во-вторых, вы никого не запачкаете. Важно ведь не «я купил велосипед – расступитесь все», а «как нам вместе максимально комфортно доехать до выбранного места».

- Еще одна популярная тема петиций – продлить работу метро до 24 часов в сутки или до глубокой ночи. Это реально?

- Чтобы перевозить 1,5 миллиона пассажиров днем, 1500 наших сотрудников работают ночью: от уборки до замены рельс. Киевское метро в этом не уникально, во всех подземках так. Ночью работает крайне ограниченное количество подземок и только те, у которых есть параллельные линии – пока на одной осмотры и ремонты, по другой могут курсировать поезда.

Мы продлеваем работу, когда в городе проходят массовые мероприятия, но в ежедневном режиме – это невозможно. Кроме технической стороны вопроса, не нужно забывать и экономическую. Львов запустил ночной автобус, люди постят фото – с полвторого он почти пустой. При этом час работы метро, когда задействована вся инфраструктура, стоит намного больше, чем  час работы автобуса.

- К слову, иностранцы часто удивляются, почему на табло на станциях показывают время, прошедшее от отправления предыдущего поезда. Почему не сделать наоборот, чтобы можно было видеть, сколько ждать следующего?

- Мы встречались с активистами и обсуждали этот вопрос. Сделать можно, но стоит система десятки миллионов. При этом в пиковые часы в нашем метро один поезд уехал, следующий вы уже видите, интервал один из самых коротких в мире. Расписание вечерних поездов есть на каждой станции, можно его также загрузить на нашем сайте. В остальное время поезда прибывают каждые 3-4 минуты. В столичной подземке, в отличии от других метрополитенов ,нет такого, чтоб пересадка закрылась и вас просят выйти совсем не на той станции, где вы планировали.

Когда сопоставляешь все эти факторы, большинство людей соглашаются, что это больше «хотелка», чем необходимость.

Мы предложили «подтянуть» наше расписание, которое есть на сайте и прописано посекундно, к существующим системам просчета маршрутов и програмкам, которые можно скачать на телефон.

- Поговорим о доступности для инвалидов. Понятно, что киевское метро начинали строить в прошлом веке и в другой стране, с другими приоритетами. Но мы живем в Украине 21-го века. Что делается для доступности маломобильных групп населения?

- На всех новых станциях есть лифты. Они обозначены на картах-схемах, чтоб люди могли планировать свой маршрут. На первых, скажем, на «Арсенальной» построить лифт - нереально. Однако в метрополитене  людей с дополнительными потребностями всегда сопровождают. Для этого нужно подойти и сказать контролеру. Я совсем недавно смотрела ролик, где известный спортсмен-колясочник тестировал все виды транспорта на доступность. Метро он поставил на первое место. Это приятно.

Регулярно проводятся совещания с представителями организаций людей с дополнительными потребностями. По результатам, оборудуем дополнительные пандусы, не так давно у нас также появились карты-схемы подземки со шрифтом Брайля.

- В 2014-м году в милицию поступало множество звонков о минировании метро, которые, к счастью, оказались ложными. Поймали ли с того времени хоть кого-то из «псевдоминеров»?

- Отслеживание таких звонков находится в компетенции правоохранительных органов, но мы знаем, что работа ведется. Совсем недавно был звонок «минировании» станции «Выставочный центр». Нарушителя задержали очень оперативно.

- После этого шквала звонков в МВД предложили установить металлодетекторы на станциях. Есть ли они сейчас?

- Мы поддерживаем все инициативы, направленные на безопасность наших пассажиров, но про реализацию корректно спрашивать у инициаторов.

- Волонтеры-медики, занимающиеся обучением азам первой неотложной помощи, часто жалуются, что сотрудники метро не знают, что делать в таких ситуациях. Входит ли это в обязанности сотрудников метро, и что в принципе они должны делать в таких ситуациях?

- На каждой станции есть аптечка первой помощи и простыми навыками наши сотрудники владеют. Но они не медики, поэтому главной задачей стоит при необходимости вызвать скорую помощь. С волонтерами мы сотрудничаем и проводим дополнительные  тренинги с их помощью в том числе.

Однако мы все знаем про нашу ситуацию на Востоке, видим, что происходит в Европе. В такие периоды крайне важно не стоять в стороне. Стало кому-то плохо, не пожалейте времени помочь или хотя бы спросить, нужна ли помощь.

- Еще один важный вопрос касается незаконной торговли. Сотрудничает ли метрополитен с полицией в вопросах незаконной торговли, в том числе в и подземных переходах, являющихся путями эвакуации?

- Что касается МАФов, то работа ведется очень активно. Если два года назад незаконных конструкций было 63%, то на сегодня осталось 12%. И пассажиры это заметили.  Стихийная торговля больше в компетенции правоохранительных органов. Со своей стороны метрополитен призывает не покупать товары в непредназначенных для этого местах, особенно, что касается продуктовой группы во избежание отравлений. 

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом