Тенденция к девальвации турецкой лиры наблюдается  уже давно. Об этом в комментарии ForUm’у выразил финансовый эксперт, руководитель проекта «Путь к успеху» Андрей Блинов.

«Турция является достаточно важным игроком не только в средиземноморском регионе, но и в целом, скажем, в евразийском контексте. Безусловно, в случае существенных изменений в политике  в торговых потоках страны  это повлияет на состояние рынка», - отметил он.

Однако, по словам эксперта, разговоры о том, что турецкая лира упала почти до восьмилетнего минимума по отношению к американскому доллару не совсем правильные. 

«Дело в том, что тенденция к девальвации турецкой лиры достаточно давно происходит в регионе и связана не только с турецкой экономикой, но и с активным сжатием взаимных торговых потоков всех стран в регионе. Потому что девальвацию испытывали все: начиная от евро и заканчивая национальными валютами многих восточноевропейских государств. Включая и российский рубль, и украинскую гривню. И турецкая лира здесь – не исключение. Скажем, в конце 2013 года, когда мир стоял на краю напряженности, в нашем регионе, в том числе, черноморском, турецкая валюта стоила  2 лиры за доллар», - сказал Блинов.

По его словам, до вчерашних событий курс лиры поднимался приблизительно до отметок 2,80 -2,90 лир за 1 американский доллар.

«То есть тенденция была сама по себе уже достаточно сильной. Действительно, после того, как стало известно о попытке переворота в Стамбуле и Анкаре, обменный курс с отметки 2,90 произвел скачок приблизительно до 3,05. То есть снижение составило 5% за момент этой неопределенности. После чего, а это уже после того, как стало известно, что Эрдоган жив, возвращается в Стамбул, турецкая лира несколько укрепилась – примерно на 1,5-2%. Таким образом, колебания турецкой валюты оказались не столь сильными, каким бы могло быть в случае серьезных политических,  экономических последствий», - считает он. 

Блинов отметил, что риски того, что экономика Турции погрузится в хаос после этих событий, на сегодняшний день маловероятны.

«Мы понимаем, что власть Турции сохраняется прежняя. Да, будут репрессии против военных, против тех, кто готовил путч или выражает какое-то несогласие с политикой Эрдогана. Тем не менее, говорить о том, что турецкая экономика вот сейчас после этих событий погрузится в какой-то хаос или, допустим, страна уйдет в общенациональные забастовки, нет, такой сценарий пока выглядит маловероятным. Потому что рейтинг Эрдогана превышает 50% и поддержка его в Турции не всецельна, конечно же, но она достаточно сильна. Причем, она достаточно сильна именно в различных регионах, в небольших городках, в сельской местности. И на сегодняшний день риски того, что какие-то регионы, кроме курдского большинства, будут активно выступать за, скажем даже, развал турецкого государства, не стали сильнее, нежели были до этого», - отметил эксперт. 

По его словам, ослабление турецкой валюты скорее  показало все риски, связанные с попыткой военного переворота. 
«Скорее всего, если ситуация пойдет сейчас по прогнозируемому сценарию – «закручивание гаек» и восстановление конституционного порядка в стране, курс лиры все-таки упадет уже ниже отметки 3 лиры за доллар ближе к понедельнику – к рабочему дню», - спрогнозировал он.

При этом, по его словам, пока не совсем понятно, какой будет реакция фондовых рынков.

«Как отреагируют фондовые рынки? Они сейчас закрыты, не совсем понятно. Потому что, это будет зависеть от того, кто стоит за отдельными «голубыми  фишками» (акции или ценные бумаги наиболее крупных, ликвидных и надежных компаний со стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов, – ред.) турецкими, насколько эти компании могут быть связанными с финансированием переворота или финансированием каких-то армейских структур, либо наоборот структур, связанных с Эрдоганом. То есть, конечно же, вопрос бизнеса будет в этом плане отражаться на котировках отдельных бумаг. Но в целом говорить о росте нельзя»,- добавил он. 
 

«По другим рынкам… Мы понимаем, что это была ночь и понимаем, что сейчас выходные, работают только те, у кого график 24/7. Но вот по золоту был скачок после сообщений о попытке захвата власти в Турции. Но там буквально (он. – Ред.) был 10 долларов на тройской унции, после чего рынок стабилизировался. Что, опять же, связанно с тем, что путч не нашел своего дальнейшего продолжения и рассматривать золото, как дополнительную безопасную гавань на финансовом рынке (нет необходимости, – ред.), дополнительных мер каких-то не требуется», - объяснил он.

По его словам, в целом, сейчас можно говорить о том, что «ситуация постепенно начинает откатываться назад». 

«Не факт, что лира быстро вернется на отметку 2,85 - 2,89 за доллар, как это было перед попыткой переворота. Но тем не менее, судя по всему, укрепление по крайней мере до отметки 3 лиры за доллар – это практически решенный вопрос. Учитывая политические события, возможно рынки будут более активны просто в понедельник. Тем более, что финансовый мир следит с неким напряжением за последствиями попытки переворота – то есть, насколько резок будет Эрдоган. Потому что мы прекрасно понимаем, что после подавления переворота можно перегнуть палку и поставить тех людей, которые выступают против режима Эрдогана на крайнюю степень протеста. То есть, им не так много уже будет чего терять, и они будут решительно идти до конца в своих требованиях…», - отметил Блинов

«Поэтому, безусловно, этот риск есть. И об этом говорят многие международные обозреватели, что сейчас степень наказания властью за попытку ее смещения в значительной мере будет определять гражданский мир в Турции в дальнейшем», - заключил он.

Напомним, ранее в СМИ появилась информация о том, что турецкая лира после попытки военного переворота в Турции упала почти до восьмилетнего минимума к доллару.  

Татьяна Мацур , ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом