В Украине стартовала регистрация на Внешнее независимое оценивание, которая продлится до 4 марта. Несмотря на все проблемы и скандалы прошлого года, этим летом абитуриенты будут писать ставшие уже привычными тесты для поступления в вузы.

Об особенностях и деталях ВНО-2016, а также о планах на будущее с корреспондентом ForUm`a беседовал директор Украинского центра оценивания качества образования Вадим Карандий.

- Сколько человек, по предварительным оценкам, будут сдавать ВНО в этом году?

- Планируется, что в текущем году ВНО должны пройти не менее 270 тысяч человек. По максимальным расчетам, участников будет около 300 тысяч. Отмечу, что это меньше, чем в предыдущие годы. Причиной тому является демографическая ситуация в нашей стране, ведь количество выпускников с каждым годом уменьшается.

- А сколько участников будут проходить тестирование не впервые?

- Об этом тяжело судить, цифры отличаются год от года. Вообще, мы не ведем статистику того, кто проходит тестирование во второй раз, или в третий. Она не является для нас определяющей. Мы больше смотрим на количество выпускников текущего года и тех, кто окончил школу несколько лет назад. Возможно, часть из них уже проходили ВНО, поступали в вуз, а потом по каким-то причинам поменяли свои позиции и повторно идут на тестирование. Как правило, каждый раз это около 20% участников.

- Что принципиально изменилось в правилах ВНО в сравнении с 2015 годом?

- Принципиально поменялся только подход к уровням сложности тестов. В этом году не будет разделения на базовый и углубленный уровни сложности. Практика прошлого года показала, что эта идея не срабатывает, хотя она и рациональна. Дело в том, что высшие учебные заведения практически не требовали углубленного уровня. Наверное, это обусловлено тем, что вузам нужно набрать побольше абитуриентов.

Перечень предметов остался без изменений. Но государственная итоговая аттестация будет засчитываться не только по украинскому языку, как это было в прошлом году. Теперь каждый выпускник должен будет обязательно сдавать ВНО по украинскому языку и литературе, а также по истории или математике (на выбор). Результаты этих тестов будут засчитаны как государственная итоговая аттестация в школе.

- В прошлом году было много дискуссий по поводу низких результатов тестирования по иностранным языкам. Учитывались ли эти моменты в 2016-м?

- Изменений нет. В прошлом году предлагали сделать тест по иностранному языку обязательным для всех выпускников. Также в список заданий должно было добавиться аудирование. Но в связи с тем, что на сегодня некоторые технологии  в нашем Центре практически не отработаны, а бюджетное финансирование недостаточно, от этих планов мы пока отказались. Но в апреле 2016 года должно пройти так называемое апробационное тестирование исключительно по иностранному языку. Оно будет сделано в том формате, в котором его предлагают проводить начиная с 2017 года, и тогда помимо привычных уже заданий отдельно будет отработано и аудирование.

- Реально ли с технической точки зрения провести аудирование для тысяч участников?

- Это делается, на первый взгляд, очень просто. В каждой аудитории должно быть звуковоспроизводящее устройство, лучше всего – компьютер с колонками. В комплект тестовых материалов будет входить аудиодиск с записью текста и заданий, а у абитуриента будет отдельный бланк для аудирования. Все это нужно, чтобы оценить, насколько хорошо участники могут  воспринимать тот или иной язык на слух.

- Изменился ли уровень сложности заданий по иностранному языку, по сравнению с 2015 годом?

- В этом году изменений не будет.

- К слову, о заданиях. Как решился вопрос с серверами, которые то ли «потерялись», то ли были изъяты в прошлом году? Восстановили ли базу заданий?

- Во-первых, сервера не потерялись. Их действительно изъяли в ходе следственных действий, которые проводились и проводятся в Центре. Эти сервера нам не вернули, но взамен отдали копии всей информации, которая на них хранилась. Это и базы данных, и программы. Задания заново не составлялись. Сегодня все функции Центра восстановлены, все базы данных доступны.

- А на каком этапе сейчас следствие?

- К сожалению, я не могу комментировать эти вопросы. За ответами нужно обращаться в ГПУ или в Главное следственное управление МВД.

- Вы упомянули, что ВНО недостаточно финансируется. Сколько денег нужно на тестирование в этом году, и какая сумма уже выделена?

- По предварительным подсчетам, учитывая, что у нас будет максимум 300 тысяч участников, нужно порядка 165 миллионов гривен. На сегодня, к сожалению, у нас есть утвержденный бюджет в размере 122,3 миллионов. Этого недостаточно, средств на некоторые виды работ не хватает. Правда, эти расходы запланированы на летний период, потому надеюсь, что еще будет пересмотр бюджета, и недостающую сумму мы получим.

- А если этих денег не будет?

- Во-первых, у нас есть еще определенный резерв. Например, некоторые организационные мероприятия мы пока не проводим. Но это не способствует качеству ВНО. Все же есть надежда, что к потребностям нашего Центра отнесутся с пониманием. Тем более, планы на проведение ВНО уже утверждены и приняты, фактически осталось только обеспечить финансирование.

- Примерно полгода назад звучали заявления о том, что техническую базу и программное обеспечение Центра нужно обновлять. Как обстоят дела сейчас?

- Да, это все нужно обновлять. Последнее техническое обновление у нас было в 2007-2008 годах. Немного оборудования, в частности серверы, закупили в 2010 году. Понятно, что для таких систем как наша, которые активно эксплуатируются, пять лет работы – это значительный срок. В конце прошлого года правительство выделило дополнительное финансирование на обновление технической базы, нам удалось обновить компьютеры, некоторые основные фонды Украинского и региональных центров. Этого достаточно, чтобы провести тестирование в этом году. Но если говорить о будущем, то для расширения объемов ВНО этого недостаточно.

- А что с программным обеспечением, отвечающим за сканирование и обработку бланков ответов?

- С программой, о которой шла речь, проблемы нет. Лицензии достаточно для проведения ВНО-2016. Но в следующем году ее придется менять. Этой программой мы пользуемся больше 10 лет,  разработчик уже не поддерживает этот продукт. И это тоже проблема. Разработчик не из Украины.

- Можно ли заказать аналог у украинских айтишников?

- Мы ищем аналоги. Если будет идти речь об увеличении объемов тестирования в 2017 году, то эту проблему нужно будет решать.

- Что означает увеличение объемов?

-  Например, Министерство образования не отказывается от своих планов о введении ВНО по иностранному языку в качестве Государственной итоговой аттестации для выпускников старшей школы. То есть, в 2017 году тестирование по иностранному языку может стать обязательным. Это и есть увеличение объемов ВНО.

- Речь идет только об английском языке?

- На сегодня мы проводим ВНО по четырем языкам, преподающимся в общеобразовательных школах. Примерно 85% выпускников выбирают английский язык, второй по популярности – немецкий, потом идут французский и испанский.

- Можно ли будет в этом году выбирать, на каком языке проходить тестирование, например, на украинском или на русском?

- Да, эта опция сохраняется. Это нормальный подход и толерантное отношение к представителям всех языковых групп, проживающих в Украине. Понятно, что больше всего выпускников выбирают украинский язык тестов. После украиноязычной группы, наибольшая – русскоязычная, чуть меньше абитуриентов выбирают перевод тестовых заданий на венгерский, румынский, молдавский, польский и крымскотатарский языки.

Тестирование по украинскому языку проходят все на государственном языке. Законом предусмотрено,  что каждый, кто поступает в вуз, обязательно должен сдать этот тест. Все остальные тесты предоставляются на том языке, который более удобен выпускнику. Перевод также делают на тот язык, на котором преподают в школах.

- Как будут сдавать ВНО выпускники из Крыма и Донбасса?

- Они смогут свободно принять участие в ВНО, при условии, что у них будут документы, подтверждающие личность и факт получения среднего образования украинского образца. Если есть проблемы с этими документами, на этот случай разработаны отдельные специальные процедуры. Как правило, это касается выпускников последних двух лет, которые в нынешних условиях просто не сумели получить украинский аттестат. В таком случае, они могут зарегистрироваться в одной из школ на территории, контролируемой Украиной, чтобы пройти аттестацию и получить аттестат. После этого они будут зарегистрированы для прохождения ВНО.

- Но на само тестирование придется выезжать на контролируемые территории?

- Да. Здесь есть два пути. Во-первых, такие выпускники могут зарегистрироваться на основную сессию ВНО. Но проблема в том, что она продолжается достаточно долго. Это может быть неудобно, потому что придется достаточно долгое время жить далеко от дома. Второй вариант – пойти на дополнительную сессию. Она фактически проходит за одну неделю.

- В предыдущие годы были случаи, когда выпускники из зоны АТО просто не могли приехать на тестирование, в том числе и  из-за пропускной системы на линии разграничения. Этот момент сегодня как-то учитывается?

- К сожалению, на пропускной режим в зоне АТО мы влиять не можем. Это обстоятельство должны принимать во внимание люди, желающие пройти ВНО.

- Еще один немаловажный вопрос – безопасность участников и организаторов тестирования. Какие меры принимаются ввиду ситуации в стране?

- Этот вопрос всегда является краеугольным камнем для организации и проведения ВНО. Дело в том, что вопросами безопасности занимается не только Министерство образования. К нему подключается множество госорганов, в том числе и МВД, чьи сотрудники обеспечивают правопорядок. Кроме того, есть ряд мер, связанных с информационной безопасностью. Например, это охрана материалов и пунктов тестирования. Также мы используем металлодетекторы, чтобы выявлять запрещенные вещи, а в каждом пункте тестирования обязательно дежурят сотрудники МВД.

- Какие предметы чаще всего выявляли металлодетекторы?

-  Чаще всего это мобильные телефоны. Металлоискатели в свое время и появились именно для их поиска. Были случаи, когда находили оружие. К слову, после появления металлодетекторов порядка в пунктах проведения ВНО стало значительно больше.

- И что было с нарушителями?

- В разных ситуациях поступают по-разному. Что делать, если кто-то принес с собой перочинный нож? Человек должен просто оставить его в специальном месте, где хранятся вещи, которые не нужны во время написания теста.

- Прогресс не стоит на месте, в том числе и в плане всяческих средств для списывания. Введут ли в этом году новые меры против списывания в пунктах тестирования?

- Как правило, наперед мы о таких вещах не рассказываем. Но определенный контроль, конечно, будет. Год за годом применять одну схему контроля нерационально, ведь тогда нарушители успевают к ней приспособиться.

- Много ли вообще находится желающих списать?

- Каждый год около 500 человек теряют право проходить ВНО. Сам факт списывания зафиксировать достаточно проблематично, сложно кого-то «поймать за руку». Но выявить запрещенные средства, дающие возможность списать, можно. Потому на них есть прямой запрет. Если такие все же средства выявляются в аудитории, считается, что участник нарушил общие правила и не имеет права продолжать сдавать тест. Это могут быть любые технические средства для воспроизведения и фиксации информации. Вы сами сказали, что технологии быстро развиваются, предусмотреть все невозможно. Потому и есть такая общая формулировка запрета любых средств, которые могут фиксировать, хранить, воспроизводить информацию.

- А классические бумажные шпаргалки находят?

- Да, каждый год. Если у абитуриента находят такие вещи, то их присовокупляют к его работе, описывают изъятое и передают на рассмотрение регламентной комиссии, которая решает засчитывать ли результаты тестирования. Как правило, результаты не засчитываются, потому что наличие любых рукописных или печатных материалов, не предусмотренных процедурой, тоже запрещено. По правилам, у участника должна быть только тестовая тетрадь, бланк ответов и личные документы.

- Как вы относитесь к попыткам дискредитации ВНО и идее возврата к предыдущей системе поступления в вузы? Возможен ли такой возврат в принципе, по вашему мнению?

- Это маловероятно. ВНО при всех его плюсах и минусах, которые есть в любой системе, сегодня принимается обществом. Даже после некоторых локальных событий, произошедших в Центре, доверие осталось. Любой абитуриент, не имеющий особых так сказать преимуществ, может воспользоваться этой системой как социальным лифтом. Конечно, если у него есть определенные задатки. Он может поступить в вуз, полагаясь исключительно на свои знания и умения. Между прочим, это подтверждают и недавние социологические исследования.

Валентина Дудко, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

597