Верховная Рада после долгих споров и обсуждений все-таки приняла вчера, 24 декабря, изменения в Налоговый кодекс. А вслед за ними, по уже сложившейся традиции, ближе к рассвету - и государственный бюджет на 2016 год. Причем, итоговое рассмотрение и обсуждение главного финансового документа в зале выдалось не столь болезненным и спорным, как предполагалось. Чего не скажешь о голосовании по налоговой базе, по которой спустя неделю консультаций и поиска компромиссов, у нардепов даже накануне голосования оставалось все еще немало спорных вопросов.

Троекратное голосование

Собственно, то, что обновленную налоговую базу будут принимать «со скрипом» было понятно еще в четверг утром. «Очень дискуссионный вопрос. Я думаю, что даже, если Налоговый кодекс будет принят, то это будет не больше 230 голосов. Все впритирку», - делился накануне пленарного заседания своими прогнозами с журналистами нардеп от фракции БПП Егор Фирсов.

Категоричное «нет» по голосованию за налоговые изменения, впрочем, как и за госбюджет на следующий год, в кулуарах высказывали депутаты от «Батькивщины» и Радикальной партии. Не до конца понятной была и позиция «Самопомощи». Все это наталкивало на мысль - впереди предстоят неоднократные перерывы в работе парламента, переговоры и, возможно, даже неожиданные итоги голосования.

И уже открывая заседание, председатель парламента Владимир Гройсман фактически только подтвердил предположения, отметив в своем обращении к нардепам, что Раду «ждет ответственный день, а возможно и ответственные сутки». И стоило только перейти к рассмотрению изменений в Налоговый кодекс, как работа парламентариев в сессионном зале начала «пробуксовывать». После представления законопроекта главой профильного комитета Ниной Южаниной, нардепы «провалили» даже сигнальное голосование, дав только 179 голосов «за» по документу.

В «Батькивщине» предупредили сразу, мол, налоговые изменения, действительно лучше, нежели те, что предлагал неделю назад Минфин, но голосовать фракция за него все равно не будет.

«Для «Батькивщины» эти изменения в налоговое законодательство являются неприемлемыми», - заявила в сессионном зале лидер фракции Юлия Тимошенко. «Нельзя самые большие корпорации финансировать за счет увеличения налогового давления на малый бизнес. И поэтому мы не можем согласиться с убийством мелких производителей», - продолжала она в привычной манере. Политик отметила, что предлагаемыми нормами практически уничтожается льготная система налогообложения для аграриев. Не устроила «Батькивщину» и позиция по рентным ставкам на добычу газа.

В противовес соратникам по коалиции, фактически полным составом, судя по результатам пробного голосования, готовы были поддержать документ лишь в «Народном фронте», что вполне ожидаемо, а так же в «Самопомощи». Часть нардепов БПП тоже голосовали положительно. В оппозиции же во время первого голосования предпочли воздержаться. После столь неудачного голосования нардепы «дружно» отправились на консультации. Одним из спорных оставался, в частности, вопрос, касающийся налогооблажения сельхозпроизводителей.

«Этот проект можно было в принципе голосовать. Но в Раде есть аграрное лобби, которое не вполне удовлетворено отменой спецрежима (НДС. – Ред.) и теми компромиссами, которые вроде бы были достигнуты. Поэтому считаю, что просто остаются переговоры с аграрным лобби. Может быть, с теми, кто лоббирует интересы, те, кто производит, условно говоря, вредное – сигареты и алкоголь. Действительно, нельзя убивать их предприятия, поскольку там предлагают увеличение акциза то ли на 50%, то ли 100%», - делился своими предположениями с журналистами на счет провального голосования нардеп от фракции «Народный фронт» Александр Кирш.

«Большинство изменений налоговых, которые были озвучены, нормальные. На самом деле они являются достаточно рациональными. Очень философский вопрос на счет сельхозпроизводителей. Он неоднозначен. Мы поддерживаем повышение акцизов на табак, алкоголь. Мы так же поддерживаем то, что единый налог остается полностью в органах местного самоуправления, в местных бюджетах», - отвечая на вопрос ForUm’a, пояснял свою позицию внефракционный депутат Юрий Деревянко.

Вернулись с консультаций депутаты действительно с новациями для аграриев. Однако снова «провалили» сигнальное голосование и отправились на повторное совещание. Продолжили заседание только под вечер – уже ближе к 17:00.

До начала голосования депутаты еще долго совещались в сессионном зале. Южанина что-то объясняла нардепам из «Самопомощи», спикер Владимир Гройсман с премьер-министром Арсением Яценюком то и дело вели беседы по внутреннему телефону. И после очередного разговора, повесив трубку, председатель парламента таки дал старт заседанию. Последние переговоры, по всей видимости, оказались успешнее. Не слишком затягивая с процессом голосования, 251 нардеп нажатием кнопки все-таки дал зеленые свет изменениям в налоговое законодательство. Часть голосов «за» на этот раз были даже от «Оппозиционного блока». «За» проголосовали и нардепы из депутатской группы «Партия «Видродження».

Вслед за голосованием по Налоговому кодексу нардепы один за одним приняли и другие законопроекты, необходимые для утверждения государственного бюджета на следующий год, по ряду из которых буквально на день раньше не находилось большинства голосов. В том числе, обязали унитарные госпредприятия и предприятия с госдолей отчислять не менее 30% чистой прибыли (дохода) в государственный бюджет с 1 января 2016 года.

Налоговые изменения

Что же касается итоговых изменений, то решением парламента был установлен единый социальный взнос на уровне 22%.

Существенно повышены акцизы на табачные изделия и алкоголь. В частности, на пиво и вина, кроме натуральных виноградных, - на 100%.

«Специфические ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, а также минимальная акцизная налоговая нагрузка и уплата акцизного налога с табачных изделий –  увеличить на 40%, адвалорную ставку оставить без изменений», - отметила Южанина, представляя законопроект в парламенте.

Что касается упрощенной системы налогообложения, которая не устраивала парламентариев в проекте Минфина, то здесь позиция была несколько изменена. 

«То, что упрощенная система сохраняется практически полностью, вы все поняли», - сказала Южанина, обращаясь к депутатам. По ее словам, «первая-вторая группа остались полностью».

Для  третьей группы объем максимального годового дохода снижен с 20 млн грн до 5 млн грн. «Что согласовано с такими предпринимателями. И на 1% только поднята ставка», - отметила Южанина. То есть, что касается единого налога, то ставки увеличиваются с 2% до 3% для плательщиков НДС и с 4% до 5% - для неплательщиков. 

Также сохранена четвертая группа плательщиков единого налога. Однако для них – сельхозпредприятий - предусматривается повышение в 1,8 раза ставок этого налога.

Еще парламентарии вышли на компромиссное решение, в соответствии с которым будет создано два публичных открытых реестра с одинаковой системой хронологичного возмещения НДС. Первый из них - для субъектов предпринимательской деятельности, которые отвечают критериям автоматического возмещения.

«При этом, из критериев автоматического возмещения мы уберем норму, которая позволяла находиться там и субъектам предпринимательской деятельности, которые не были экспортерами, а только имели инвестиции в размере 3 млн грн в год. Мы  в этом критерии оставляем только тех, у кого есть экспортные операции больше, чем на 40%», - отметила Южанина.

Ранее, по словам главы профильного комитета, «из автоматического возмещения выпадали те субъекты, которые имели налоговый долг, что позволяло спекулировать этой нормой».

«Так вот сумма возмещения субъектам предпринимательской деятельности, которые попадают под критерии автоматического возмещения будет осуществляться при минусе того налогового долга, который у него числится», - поинформировала она, презентуя изменения в налоговое законодательство.

Кроме того, предусматривается норма о возможности зачисления суммы бюджетного возмещения за счет других платежей. «Поэтому это еще раз подчеркивает, что такая опция, как исключение из автоматического возмещения пропадет. Такого механизма в руках налоговиков не будет», - полагает Южанина.

На пути к бюджету

Но налоговое законодательство стало лишь первым шагом нелегкого парламентского дня. Следующим на очереди был вопрос о рассмотрения государственного бюджета на следующий год. Но поскольку обновленная налоговая база была только «с пылу, с жару», то и его пришлось дорабатывать в соответствии с новыми нормами. Фактически, по принципу – «здесь и сейчас». И приступить непосредственно к рассмотрению обновленной версии сметы в сессионном зале парламентарии смогли только ближе к трем часам ночи.

Некоторые депутаты к тому времени успели даже несколько преобразиться. Женщины сменили платья на удобные джинсы, мужчины – пиджаки на вязаные джемперы.

Но, если по положительному голосованию за новации в Налоговом кодексе были сомнения, то по госбюджету, казалось, депутаты были уверены еще до обсуждения, что он будет одобрен большинством. «За бюджет голоса будут», - общаясь между собой в кулуарах, отмечали отдельные нардепы.

Хотя на своей категорически отрицательной позиции на счет голосования неустанно настаивали в «Батькивщине» и Радикальной партии.

Буквально незадолго до входа в сессионный зал перед рассмотрением проекта бюджета в очередной раз за день Олег Ляшко заявил журналистам: «Позиция нашей фракции твердая, как гранит и мы ее не меняем, и для этого нет никаких оснований. Фракция Радикальной партии не будет голосовать за бюджет - за бюджет разворовывания, за бюджет коррупционных схем. Я сегодня собственными глазами видел, как дерибанили олигархические группы тот бюджет…»

В «Народном фронте» настроения были куда более оптимистичнее. Так, нардеп Сергей Пашинский после заседания бюджетного комитета даже пытался иронизировать, отвечая на вопрос ForUm’a о перспективах голосования за главный финансовый документ следующего года. «У нас 425 депутатов и каждый хочет, конечно, на ту программу, которой он опекается выделить, как минимум, по миллиарду», - говорил он. Спорные вопросы, отмечал, может и могут быть по главному финансовому документу страны, но голоса для принятия бюджета, прогнозировал, все же найдутся.

При этом он сообщил, что в следующем году на 10 млрд грн  будут увеличены расходы на национальную безопасность и оборону страны. «Из них 8,7 млрд- это Министерство обороны, 1 млрд – Национальная гвардия и 300 млн – Госпогранслужба», - объяснял он журналистам.

Заседанием же профильного парламентского Комитета накануне голосования за сам бюджет остались довольны далеко не все нардепы. Так, вернувшись оттуда, первый заместитель главы Комитета по вопросам здравоохранения, нардеп от Радикальной партии Оксана Корчинская, сетовала, мол, даже слова ей там не дали слова.

«Лилии Гриневич (главе Комитета по вопросам науки и образования. – Ред.) хоть дали пару слов сказать, но не проголосовали конечно за предложения комитета. Рассказывали, что с 1 марта «мы подумаем, как там вам помочь». Такое же отношение было к Комитету евроинтеграции, к тому, чтобы все-таки добавить деньги на наше дипломатическое представительство. Так же точно было сказано: «сейчас вы голосуете, а с 1 марта, мы подумаем, чем вам там помочь». До здравоохранения вообще не дошло», - высказывала свое недовольство Корчинская перед голосованием.

А затем вообще отметила, что, наверное, впервые в истории у здравоохранения забрали 2,5 млрд грн областных субвенций. «Это при том, что мы знаем с вами, что курс… Что в больницах нет лекарств и они позволили себе со здравоохранения забрать 2,5 млрд. И вот сейчас мы воевали хотя бы за возвращение одного миллиарда», - сетовала она.

Впрочем, негативно отзывались о бюджете и депутаты от пропрезидентской партии. В частности, общаясь с журналистами в кулуарах, заместитель главы фракции БПП Николай Томенко отметил: «Думаю, это худший бюджет из тех, которые я помню, с точки зрения интересов людей, социальной или гуманитарной сферы». Тем не менее, тоже был уверен, что голоса за принятие документа все же будут.

И они таки нашлись. Спустя час обсуждений депутаты 263 голосами одобрили смету. Причем весьма неожиданно покачнулась даже «твердая, как гранит» позиция «радикалов», которые в конечном итоге практически единогласно поддержали принятие госбюджета на следующий год. 

«Радикальная партия в оппозиции к власти, но не в оппозиции в отношении Украины. И мы понимаем, что Украина должна быть с бюджетом», - объяснял расхождение ранее сказанных им слов и дальнейших действий лидер фракции.

Единодушие по голосованию наблюдалось и в «Самопомощи», «Батькивщине», а так же «Оппозиционном блоке». Правда, депутаты этих фракций главный финдокумент поддерживать отказались. Не голосовали так же некоторые нардепы из БПП и часть внефракционных.

Основные цифры

Что же касается того, какие показатели заложены в принятый госбюджет, то, как и прогнозировалось, дефицит сохранен на согласованном с МВФ уровне 83,69 млрд грн, или 3,7% прогнозного ВВП.

Также предполагается рост уровня социальных стандартов на 12,5%.

В частности, с 1 мая и с 1 декабря следующего года планируется незначительное повышение минимальной заработной платы. На 1 января она будет составлять 1378 грн, к весне увеличится до 1450 грн. А в начале декабря «минималка» должна составить 1550 грн.

Кроме того, согласно официальным данным, размещенным на сайте ВРУ, доходы бюджета в следующем году должны составить 595,1 млрд грн, а расходы - 684,5 млрд грн. Также определен на 31 декабря следующего года предельный объем государственного долга в сумме 1.501.479.663,5 тыс. гривен.

Ставя точку в затянувшемся пленарном заседании, уже под утро 25 декабря, спикер парламента Владимир Гройсман, естественно, акцентировал внимание на положительных сторонах принятого документа. Он отметил, что все-таки удалось найти решения, которые позволили сохранить финансовую децентрализацию, упрощенную систему для малого и среднего бизнеса, снизить давление на фонд оплаты труда и поддержать аграриев.

Теперь же, дело власти – за выполнением принятого документа. Качество же его со временем смогут оценить все украинцы.   

Татьяна Мацур , ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом