Когда речь заходит о настоящем милосердии, то вопросы национальности, вероисповедания, расы, пола, возраста перестают иметь какое-либо значение. Доказательством тому служат многочисленные волонтерские движения, работающие в Украине уже два года. Впрочем, помощь попавшим в беду украинцам оказывают не только они.
О том, как можно создавать благотворительные проекты, есть ли границы у милосердия, и как от этого зависит судьба страны, с корреспондентом ForUm`a беседовал главный раввин Украины и Киева Моше Асман.
- Сейчас многие благотворительные организации, помогающие переселенцам, бьются над проблемой жилья. Еврейская община построила городок Анатевка под Киевом. Как это получилось?
- Это все пришло свыше. Когда-то нам спонсор подарил детский лагерь в городе Шпола Черкасской области. Вышло так, что в один прекрасный день туда привезли около 150 человек из Луганской области. Хотя здания еще не были полностью отремонтированы, нам пришлось их принять. Потом туда заехали другие переселенцы. В общем, более полутора лет там жили люди. Но это все же был детский лагерь в лесу. Переселенцам, которые были практически на нашем полном обеспечении, нужно было как-то продолжать жизнь.
Чуть позже случилось так, что еврейскую школу выселили из государственного помещения в Голосеевском районе Киева. Тогда нашлись спонсоры, которые дали денег на строительство нового здания под школу. В конце концов, мы на эти средства купили большой кусок земли в Киевской области, и появилась идея построить там жилье для беженцев. А после начала строительства стало ясно, что у этого проекта большие перспективы.
С этой историей связано два чуда. Во-первых, после того как мы купили землю, оказалось, что на этом участке находится могила еврейского праведника рабби Мордехае из Чернобыля, известного чудотворца, похороненного там в 1837 году. Во-вторых, выяснилось, что деревня Гнатовка, граничащая с участком, это та самая Анатевка, о которой пишет Шолом-Алейхем в своем рассказе «Тевье-молочник». По нему же был поставлен всемирно известный мюзикл «Скрипач на крыше». Когда мы об этом узнали, то решили назвать городок Анатевкой. Это название известно по всему миру, оно привлекло внимание многих зарубежных СМИ, рассказавших эту историю. Нам удалось привлечь внимание, потому начали поступать какие-то средства. За четыре месяца был построен первый многоквартирный дом, который уже заселили беженцами. Сейчас мы заложили фундаменты и строим следующие два дома.
Наши желания несколько опережают финансирование. Но, как говорится, когда ты создаешь сосуд, он наполняется светом. Поэтому в будущем мы рассчитываем поселить в этом городке 500 человек. Там уже есть учебный комплекс для детей. Также мы планируем создавать и рабочие места – на территории городка начала работать одна маленькая мастерская. Кроме того, на строительстве работает бригада, которую мы набрали из переселенцев.
Когда только появилась идея, мы хотели, чтобы этот проект стал пилотным для Украины. У нас же уже больше миллиона беженцев, их проблемы надо как-то решать. Анатевка - частный благотворительный проект. Мы от государства не взяли ни копейки. Я недавно встретил людей, которые решили следовать нашему примеру. И это очень приятно. Мы все делаем, что можем.
- Кто и на каких условиях может получить жилье в Анатевке?
- Само собой, на это жилье уже очень большая очередь. Ввиду того, что наши спонсоры – это в основном евреи, частные лица или организации, то в первую очередь там селятся еврейские и смешанные семьи. Есть и нееврейские семьи.
Вторую часть проекта мы хотим сделать открытой для всех. Более того, в Шполе освободилось место, и мы хотим расширить возможности для приема беженцев. В планах – сделать реабилитационный центр для бойцов АТО и нуждающихся. На это тоже ищем средства.
- Беженцы, к сожалению, есть не только в Украине. В мире к ним сейчас очень неоднозначное отношение. Как здесь быть с милосердием?
- Милосердие – это огромная вещь. Наш отец Авраам был милосердным, он поставил свой шатер на перекрестке дорог и помогал людям, кормил их. Это было абсолютное милосердие. Но в наших святых книгах написано, что тот, кто милосерден к жестоким, в конце концов, будет жестоким к милосердным. Поэтому некоторые вещи надо разделять. Простые люди, бежавшие в чужую страну без ничего – это одно. А люди из разных террористических организаций, скрывающиеся под видом беженцев – это другое. Вторым дают пристанище в Европе, а они нападают и терроризируют народ. Получается, что это не беженцы, а бандиты. Грань, вроде бы достаточно четкая, но иногда она размывается.
Поэтому милосердие должно быть справедливым. Иногда ты помогаешь кому-то, а потом страдают другие.
- Как тогда «отфильтровать» одних от других?
- Я не специалист и не знаю, как это делать. Но фильтровать надо.
- Поговорим об Украине. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в стране?
- Она непонятная. С одной стороны, народ поверил в будущее, а с другой... Я не буду говорить сейчас о внешних врагах. Но скажу о внутренних. Самое страшное сейчас – это коррупция и продажные суды. Если от этого не избавиться, то ничего не будет.
Одна из семи заповедей для всего человечества звучит так: «Сделай справедливые суды, которые могли бы справедливо судить». Когда люди бесправны – это страшно. Тяжело, когда кто-то, имеющий больше денег или связей, ставит ни во что другого.
Украина два года назад получила приток энергии и возможность жить справедливо. Мы уже упустили это в 2004-м. Но был дан второй шанс, и упустить его жалко. Надо что-то делать.
- Сейчас, по результатам социологических исследований, многие граждане Украины если не твердо решают эмигрировать, то всерьез над этим раздумывают. Есть ли такая тенденция среди членов еврейской общины?
- Вообще, эмиграция в Израиль, насколько мне известно, увеличилась в несколько раз. Но сегодня у нас есть перспективы. Например, наш проект Анатевка дает надежду на то, что люди хотят здесь жить и работать, хотят строить Украину. На мой взгляд, это важно.
Я считаю, что у Украины есть будущее, но надо не упустить шанс. Надо что-то делать, проводить реформы, причем везде.
- Как?
- Это зависит от каждого. Например, я видел много случаев, когда люди что-то делали совершенно бескорыстно. Я лично знаю волонтеров, которые с утра до ночи помогали другим, вывозили раненых, рискуя жизнью, и так далее. Именно самопожертвование и не безразличие проявились в последнее время. Такие вещи должны перекрыть зло, эгоизм, наплевательское отношение к стране и окружающим. Конечно, обидно смотреть, когда людям наплевать на все, на то, как они воруют, пока идет война. Хочется достучаться до сердец!
По крайней мере, мы пытаемся «растопить» окружающую нас среду, показать пример. Ведь когда ты спасаешь одного человека, ты спасаешь целый мир. Нельзя говорить: «Что я могу сделать, если спасу только одного». Можешь спасти одного – спаси одного, можешь двух – спаси двух, можешь тысячу – спаси тысячу. Конечно, еще должна быть общая цель, должен быть лидер, который сплотит нацию.
Я, к сожалению, не могу повлиять на что-то глобальное. У меня есть своя община, и я стараюсь сделать здесь, что могу. В иудаизме помощь людям – одна из самых важных вещей. К примеру, у нас есть заповедь, обязующая каждого, и богатого, и бедного, отдавать на благотворительные нужды не менее 10% заработка. Это, скорее даже не милосердие. Такое пожертвование называется «цдака», в переводе с иврита - «справедливость». Считается, что Всевышний в твой заработок уже вкладывает на 10% больше, и ты обязан это отдать. По сути, это не твои деньги. Если так не сделать – это грех. И сказано, что на справедливости стоит мир.
- Вы упомянули возросшую эмиграцию в Израиль. Очень часто аналитики в контексте военных действий сравнивают Украину с этой страной. Справедливо ли такое сравнение?
- Думаю, у Украины и Израиля сейчас много общего. Например, Израиль научился выживать в любой ситуации. Я там часто бываю. Несколько недель назад лично видел террористический акт, при мне араб совершил нападение. У них кроме внешних врагов есть еще и внутренние враги, не знаешь, кто тебе нож в спину на улице может всадить. Потому ситуация похожа на нашу.
Я не военный стратег, но считаю, что Украине нужно научиться жить в экстремальных условиях, «научиться жить под водой», как в старом анекдоте. Смысл в том, что из любой ситуации нужно находить выход.
Но в Израиле медицина и службы спасения работают на высшем уровне. А здесь, к сожалению, я помню, как нечем даже было раны зашивать, не было ничего для первой помощи.
Также в Израиле борются за каждого человека, за каждого пленника. Кроме того, против него давно ведется массированная пропаганда. Хотя израильская армия самая гуманная в мире, ее постоянно демонизируют. Враги Израиля убивают женщин, детей, стариков, подлыми способами, не щадя при этом и своих. Всему этому приходится противостоять. И это то же самое, что и пропагандистская война, которая ведется против Украины.
- Тем не менее, Израиль сейчас является достаточно богатой страной, центром мирового туризма…
- Во-первых, в Израиле, не то чтобы не дают воровать, по крайней мере, не в таких масштабах. Если кто-то что-то взял, то об этом сразу во всех газетах пишут. За это в тюрьму могут посадить любого человека, включая президента и премьер-министра. А здесь всегда было так, что если у человека есть деньги или связи, то он может откупиться от наказания.
Еще там максимально сокращена разница между богатыми и бедными. Да, есть и те, и другие, но между ними есть очень большой средний класс. Потому я думаю, что Украине тоже нужно было бы работать на развитие среднего класса, а также либерализировать экономику, сделать так, чтобы люди могли зарабатывать. Нужно снижать налоги и давать возможность развиваться мелкому и среднему бизнесу. К сожалению, здесь раньше этот бизнес душили большими налогами, люди просто не могли честно работать. Не знаю, как обстоят дела сейчас – я давно уже этим не интересовался. Но это все можно же сделать, нужно только желание.
- Исламоведы говорят, что в Украине есть консервативная исламофобия, происходящая от недостатка информации. А какова ситуация с антисемитизмом?
- Антисемитизм есть везде, где есть евреи. И здесь есть два важных вопроса: как к этому относится государство и как к этому относятся люди. На сегодня в Украине уровень антисемитизма ниже, чем в России, и даже ниже чем в Европе. Сейчас это так.
Есть специальные организации, проводящие мониторинг уровня антисемитизма в мире. В Европе это больше радикальный исламистский антисемитизм, то есть, выходцы из арабских стран совершают акты нападения на евреев и так далее. В Украине сегодня такого нет.
Мне многие звонили и писали из-за границы по поводу того, что в воскресенье (21 ноября, - Ред.) на Майдане выступали люди с очень резкими антисемитскими высказываниями. Но я сказал, что это непонятно кто, непонятно кого они представляют. Вероятно, это была чья-то провокация. Просто постоянно есть попытки рассказать, что здесь есть «фашисты-бандеровцы», притесняющие евреев. На самом деле, слава Богу, сегодня если и есть какие-то случаи неприязни, то они единичные. Дай Бог, чтобы так и было дальше.
Более того, в последнее время многие евреи немало делают для Украины, они проявили себя как патриоты этой страны, сражавшиеся за нее, сделавшие для нее много хорошего. К примеру, в нашей общине есть парень с несколькими орденами, герой АТО.
- К слову, правда ли, что в АТО воюет добровольческий иудейский батальон?
- Нет, не батальон. Но евреи на фронте воюют. Правда, не знаю, взяли ли их всех в армию, или они добровольцы. Я знаю одного еврея, погибшего, защищая Донецкий аэропорт. На фронте есть даже религиозные. Люди это очень ценят.
- Сейчас очень много говорят, что нужно делать нацию единой, смотрящей «в одну сторону». Есть ли для этого универсальные рецепты?
- Я считаю, что единство – это самая важная вещь. Иерусалимский храм был разрушен за беспричинную вражду между евреями. Он в руинах уже две тысячи лет. Иерусалим бы не пал, если бы евреи не начали между собой враждовать. Поэтому беспричинная вражда – это одна из самых плохих вещей.
Есть ли универсальные советы? Надо любить друг друга. В иудаизме одна из самых важных заповедей звучит так: «возлюби ближнего, как самого себя». Это очень тяжело сделать. Во-первых, каждый должен работать над собой. Во-вторых, это надо воспитывать с детства, вкладывая очень много в образование.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом