Рынок намертво заснул. Малейшие свободные гос/деньги жестко вымываются и выводятся из страны. Живем только на заимствования, на дармовщину, которую пока дают наши зарубежные партнеры. Сами ничего не зарабатываем. Ничего не меняем в системе. Но чрезвычайно активно плодим новые запреты и разрешения, обойти которые можно за взятку. Жизнь - ничто, пиар – все.
По правде говоря, проблема всегда в неумении эффективно администрировать процессы. Не разговаривать «о правильности или неправильности» чего-либо, а именно управлять «здесь и сейчас». Брать на себя ответственность. Отказываться от соблазнов. А главное – «не звездить» и не учить всех прочих «правильно жить». Просто работать. Арсений Петрович Яценюк, волею страшного случая ставший премьер-министром в разорванной стране, почему-то решил, что постинформационнаяэра требует от топовых гос/менеджеров развития только одного навыка – разговорного. Или, если хотите, обещательного. Не сомневаюсь, что «уметь обещать» и красиво рассказывать сказки – очень сложная наука. Не каждый может овладеть ею. Далеко не каждый. Арсений Петрович – красноречив и очень продуктивен в выдумывании оправданий «почему все плохо и почему он не виноват абсолютно, ни на йоту». Он правда, не учел, что время сейчас очень упростилось и уплотнилось. И сказки – даже самые фантастические - живут ровно одну ночь. Не больше. Но ведь премьер, который за год с небольшим умудрился эффектно опустить все объективные и субъективные индикаторы, характеризующие состояние национальной экономики и вогнать страну в жесточайшую депрессию, все еще выступает с позиции силы. Его речь всегда полна ультиматумов – «меня нельзя убирать!»
Измотанная революцией и войнами Украина, искренне верившая, что новая управленческая команда сначала все-таки организует чистку «авгиевых (читай – януковичских) конюшен, а уже после подумает о своих женах и мехах для них, крупно ошиблась. «Меньше слов и больше дела» - опять не получилось. Впрочем, а кто сказал, что Яценюк в чем-то виноват? Он ведь всегда был таким. Немного трусливым (стоило на его пути встать нормальному мужику с претензией, как Арсений Петрович тут же бросался к вышестоящим заступникам). Быстро устающим. Совершенно ленивым (все, что не имеет отношения к личному продвижению, его утомляет). Категорически нетерпимым к инакомыслию (ну разве кто-то из «червей» может усомниться в гениальности Яценюка). Короче, обычный такой современныйнациональный чиновник, который хочет много кушать и друзей делать смотрящими. С большими амбициями. С большой охраной. С большим обманом.
И ведь надо признать, что в Яценюке ровным счетом нет ничего неожиданного для нас. Он ведь как и его ушлые предшественники искренне уверен, что должность премьера – это исключительно личная заслуга и личная же возможность. Скажем так, конвертация невероятных «персональных страданий» при Януковиче в достойные денежно-имущественные компенсации сегодня. Абсолютно заслуженное движение из оппозиции в настоящий и системный заработок. И что здесь нового? В этом Яценюк плоть от плоти дитя вчерашнего дня. В нем совершенно нет реформаторства. Но есть много резонерства, которое почему-то упорно путают с реформаторством. Но может быть так и задумано? Может Яценюк не просто периодически рассказывает дивную сказу «о белом бычке и завтрашних реформах»? Может это всего лишь банальная маскировка «кровавых» внутренних конфликтов в Кабмине. Люди ведь за потоки воюют. Как уж тут без крови, пусть и медийной? Коррупция нынче синоним фамилии Яценюк. Не более, но и не менее. Но зачем нам удивляться? Арсений Петрович на отлично исполнил старинное «па» коррупционера. Получил шикарную должность. Не первую. Но и не вторую. Получил кадровые и отраслевые квоты. Потом старательно разметил лист тонкой ученической тетрадки. Написал названия перспективных предприятий и банков. И вписал фамилии. Своих друзей и однокашников. Вторая – пока не называемая сторона – вписала фамилии своих друзей и однокашников на другой половине листа. Потом стороны долго ругались между собой – кто и где должен будет больше украсть. В итоге сошлись на изящном принципе «разделяй и властвуй». Все – дальше сплошной и легкий заработок. На гос/банках, энергетике, сырье, таможне и налогах. Еще немного на рефинансе. Еще чуть/чуть на «химии». Еще малость на строительстве гениальной» стены на границе с РФ. И наконец, совсем малость – на выпрашивании кредитов под будущие возвраты. «Мы возьмем сегодня, но вы вернете завтра. С процентом. Обязательно!». Еще раз спрашиваю: что в этом нового? И почему дитя вчерашнего дня должно было предать заветы своих учителей и стать другим?
Тут, правда, есть вот какая заковыка. Арсения Петровича до глубины души удивляет и возмущает, что его ближайших соратников (гастарбайтеров на госпотоках) – Николая Мартыненко, Андрея Иванчука, Андрея Пышного и Сергея Пашинского – уж слишком часто бьют по загребущим рукам. «А как же так? Мы только пришли! Дайте поработать (читай – взять свое). Дайте хорошо покушать . Обязательно – с десертом. А потом бейте. Этобудет справедливо. А не так как сейчас. Только начали, а уже больно бьют. А когда же кушать?»
Коррупция осталась. И уже расслабилась. Никто ее, бедняжку, и не собирается удалять из наших далей. Зачем? Рыбные места в административной вертикали по-прежнему покупаются и продаются. Даже дороже. Чтобы наверстать упущенное в революционные времена. Институт отраслевых и региональных «смотрящих» успешно воспроизведен с новыми главными «героями». Есть, правда, у всего нынешнего воровского пиршества одна примечательная особенность. Сегодняшняя группа «обильно жующих и пожирающих государственное» сильно уж смахивает на незабвенного Альхена, голубого воришку бессмертных Ильфа и Петрова. Который плакал и воровал. Воровал и плакал. В отличие от «саранчи» времен Януковича, которая с остекленевшими глазами сочно жрала все вокруг, нынешняя воровская братия жует вежливо и стыдливо. Аккуратно вытирая сальные губы салфеткой. Пряча глаза в воротничках. И пуская умилительную соплюшечку на регулярных пресс-брифингах. «Не-не, вы, уважаемые, не подумайте чего плохого! Не надо. Мы не такие, как они. Я тут возьму совсем немножко, чтобы деткам своим град Лондон показать, на мальдивском солнышке прогреть их сердешных. А так я все по-честному. Ни копеечки!» Т.е. давайте прямо скажем: хорошо если сегодня от государственного пирога остается процентов 20 на социальные потребности и обслуживание этого самого государства (безопасность, инфраструктура, комфорт). Остальное жадно, до последней крошки кушают «деточки», «сиротинушки» чиновников и «друзей чиновников». Вопросик гаденький просится: «вот подобная модель поведения премьер-министра и его команды усиливает государство? Делает его конкурентоспособным? Внедряет реальные реформы? Сокращает налоговую нагрузку? Стимулирует бизнес инвестировать в экономику и создавать рабочие места? Способствует привлечению денег?» Ответы очевидные. Очевидно также – «кто виноват?»
Ну да ладно, ключевая проблема Яценюка ведь не столько коррупция. Он просто один из тех, кто слаб и не может удержаться от соблазна. И можно бы потерпеть сегодня. Выскажу крамольную мыслишку: а вот если бы Арсений Петрович обеспечивал бы стране прибыль, существенно увеличивал нашу общую доходность, модернизировал бы систему управления, то бог с ним – пусть берет и себе немножко. С прибыли. Совсем чуток. Если не может удержаться. Но ведь все не так. Особенно изощренный цинизм заключается в том, что человек откровенно обирает падающую страну. Страну, которая в огромном убытке. Все платят по счетам, кроме «команды Яценюка». Понятно, законы сохранения никто не отменял и если в одном месте (в кармах граждан Украины убывает), то в чьем-то кармане, несомненно, прибывает. И все-таки зачем столь нагло «альхенить»? Зачем плакать и воровать, воровать и плакать? Скажем так, если бы нынешний премьер придумал и запустил пакет не бумажных реформ. Если бы нещадно бил кулаком по неэффективному среднему звену. Если бы сделал экономику компактной и перестал дотировать сырьевой бизнес олигархов. Если бы определил реальные «точки роста». Если бы перестал хвалить себя родимого, а научился давать жесткие и понятные «указания к исполнению». Тогда можно было бы прощать что-то. Пусть того же «энергетика» Мартыненко с его аппетитами.
Увы, Яценюк не просто очередной банальный человеко-продукт вчерашней коррупционной системы. Помимо изысканнейших проявлений коррупции, он продает нам… собственную некомпетентность. У него просто нет компетенций, достаточных чтобы управлять. В качестве медиа-спикера -он незаменим. Блестяще «разыграет в ролях» любой свой монолог. В качестве премьера – категорически нет. И вот это действительно фундаментальная проблема сегодняшнего дня. Очередное крушение надежд. Яценюк так или иначе чрезвычайно сильно деморализует и без того эмоционально неустойчивое общество. Арсений Петрович лично и обстоятельно доказал, что можно быть абсолютно неэффективным и не нести за это никакой ответственности. Секторальных изменений никаких. Отраслевых - никаких. Финансовых – сплошные минусы. Административных никаких. Ручное провальное управление. Что при Азарове. Что при Яценюке. И вот это опаснее всего. Общество хотело участвовать в радикальном обновлении системы управления. А что получило в итоге? Сплошной обман и реанимацию старого. Инертность и некомпетентность Яценюка стремительно накаляет общественность, делает ее деструктивной. По сути, Яценюк загоняет страну в очередную внутреннюю войну. Общество перестало ждать от государства эффективных моделей поведения и начало себя накручивать. По новому кругу. «А будет ли очередной Майдан?» С одной стороны, сейчас резко нарастают проявления социальной агрессии и нетерпимости. Общество уже почти созрело к тому, чтобы потребовать очередных кадровых кровавых решений. Внутренних. Единственный сдерживающий фактор (шатко/валко влияющий на ситуацию и снижающий революционный запал) – российская агрессия. Но фактор этот не позитивного, а строго негативного свойства. А потому также сильно деструктивный. С другой стороны, общество все больше замыкается в себе, становится апатичным и крайне неприемлемым к инициативам правительства. Все это вместе тормозит даже те малочисленные позитивные изменения, которые кое-где все-таки начались. Но это не просто застой. И не просто стагнация. Это тотальное разочарование. Движение вниз. Опять закрадывается назойливый вопросик: зачем держать красную тряпку на виду у разъяренного быка? Яценюк доказательно не изменится. Он не предложит новых вариантов действия. Не умеет, не знает, не хочет. Он по-прежнему будет только разговаривать. Продавать заведомую ложь. Общество же будет и дальше радикализироваться. С тысячами единиц незарегистрированного стрелкового оружия на руках. С боевым опытом и разрушенными жизнями. Неудовлетвореные, обиженные, обманутые и отверженные. Еще раз повторю вопрос: зачем держать красную тряпку перед быком и провокационно смотреть как его глаза наливаются кровью? Надо спровоцировать бунт? Но ради чего?
И все-таки, чего не отнять у Арсения Петровича, так это его умения блестяще продавать себя. Медийно. На брифингах и ток-шоу. Его бесконечные разговоры «о светлом завтра», неизменно переходящие в нарциссические приступы, обязательно заканчиваются красноречивыми нелепостями. И тем не менее, он буквально упивается звуками собственной речи. И какая разница, что слова и дела сильно разнятся? Артистических данных у него, действительно, достаточно. А вот покраснения щек, как принято у людей порядочных, вынужденных лгать, не замечается напрочь. Речь же его, как правило, примитивная. в стиле твиттера или фейсбука. Маловато глубины и содержательности. Но много лозунгов. Какая же роль больше подойдет Яценюку? Скорее, роль пресс-офицера при премьере-технократе. Это если надо вернуть общество к конструктиву. Если же надо добиться бунта - беспощадного и кровавого - самое время позволить Арсению Петровичу дальше рассказывать сказки. А попутно продаваться олигарху А. или олигарху К. И друзей своих не забывать вдоволь кормить госкормом...
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом