На минувшей неделе директор департамента социальной и гуманитарной политики Министерства обороны Валентин Федичев заявил, что Вооруженные силы полностью обеспечены зимней формой одежды. Однако некоторые волонтеры и бойцы не передовой утверждают, что выданная экипировка не годится для зимы. Во-первых, в ней холодно, а во-вторых, она сделана из ткани, которая под воздействием огня «моментально сгорает», нанося людям серьезные увечья. «Сегодня» узнала, как солдат, которым предстоит провести зиму в окопах, обеспечивают вещевым довольствием.
НЕДОСТАТКА НЕТ. Выдача зимней экипировки в войсках началась в начале октября, о чем сообщил спикер Администрации Президента по вопросам военной операции Андрей Лысенко: «Раздача вещей происходит по справедливости — от передовой в тыл». Подготовкой ко второй военной зиме в армии на этот раз действительно озаботились заранее. Еще в конце августа помощник министра обороны Юрий Бирюков сообщил, что на складах уже лежат комплекты, включающие теплые штаны и куртку, а также спальные мешки, рассчитанные на температуру до –15 °С. Тут же Бирюков уточнил, что «необходимость спать в поле при –15 °С — это нонсенс», а в палатках температура крайне редко опускается ниже –15 °С.
Помощник министра обороны также сообщил, что на всю армию закуплены утепленное армейское белье, непромокаемые демисезонные берцы, а также 600 тысяч пар зимних трекинговых носков, способных выдержать эксплуатацию в режиме длительных походов. Советник заместителя министра обороны Юрия Гусева, известный волонтер Наталья Воронкова, уточнила, что в зимнюю экипировку солдат входят шесть пар зимних носков, которые выдаются на сезон, а также шапки и балаклавы. «Минобороны стремится к тому, чтобы в полной мере обеспечить бойцов зимней экипировкой», — добавила Воронкова.
НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ЗИМЫ. Оптимизм коллег из Минобороны разделяют далеко не все волонтеры. Так, координатор общественной инициативы «Вернись живым» Виталий Дейнега считает, что зимняя одежда непригодна для использования: «Минус 10, в ней уже холодно. А если это снайпер или разведчик, то есть человек, который вынужден лежать, то это конец». По словам Дейнеги, многие военные за год службы ни разу не надевали форму украинского изготовления, потому что она «очень низкого качества». «Зимой вся надежда на родственников самих военных, которые будут им помогать, и на людей, которые будут делать это через волонтеров», — заявил Дейнега. При этом он признал, что финансовые пожертвования от граждан сократились, поэтому многие волонтерские организации начали закрываться.
Воронкова считает претензии Дейнеги беспочвенными. В то же время она признает, что денег от народа и правда приходит намного меньше, а комплект полевой формы, который предлагает Минобороны, действительно нуждается в дополнениях. «Бойцы на форму не жалуются. Но просят привезти то, что не поставляет министерство. Например, термобелье и согревающие стельки. Термобелье просто необходимо, потому что в донецких степях зимой гуляет пронизывающий ветер. Прошлой зимой я была там в лыжном костюме и куртке, и все равно меня продувало», — пояснила Воронкова.
Советник замминистра обороны также призвала волонтеров не покупать солдатам, что и так выдает военное ведомство: «Оптимизируйте затраты. Не нужны, например, аптечки. До конца осени армия получит 93 тысячи аптечек. То же самое и насчет одежды. Если министерство не поставляет термобелье, то покупайте его и направляйте пацанам на фронт».
ТКАНЬ 2701. Бойцы ВСУ, которые несут службу в районе Донецкого аэропорта, говорят, что зимнюю форму уже начали получать, и рассказывают разные истории про новую одежду. «Вот иду я по позициям и вижу: стоит контрактник и мерзнет. Спрашиваю, почему ты без теплой куртки? А он отвечает: лень идти забирать, да и времени нет», — рассказал один из офицеров. Другие солдаты жалуются на качество одежды. По их словам, она шьется из ткани, которая под огнем «моментально сгорает и наносит людям увечья». И добавляют, что форму из этой ткани должны были давно заменить, согласно специальному распоряжению, да не сделали этого.
Скорее всего, речь идет о форме, сделанной из ткани с артикулом 2701. Еще в прошлом году волонтер Роман Доник обнаружил, что под огнем она скручивается и плавится, поскольку на «сто процентов состоит из синтетики». Скандал набрал новые обороты в августе 2015 года, когда в ожоговом центре Киева умер пострадавший на Яворовском полигоне под Львовом подполковник Игорь Ширинский. Его форма, сделанная из ткани 2701, загорелась в результате взрыва пороха на полигоне. Ширинский скончался, получив 70% ожогов тела.
По следам этого события Юрий Бирюков в Facebook сообщил, что в январе-феврале 2015 года Минобороны получило 10 тысяч комплектов полевой формы из ткани 2701, которая представляла собой «адское стеклянное г...но»: «И вопрос даже не в том, что она «паркая стекляшка», а в том, что она легкогорючая и плавящаяся. Но тогда просто не было других вариантов». По словам Бирюкова, уже в августе военное ведомство получило 93 тысячи комплектов формы из «нормальной ткани», но некоторым призывникам из 5-й и 6-й волн мобилизации все еще выдавали форму из ткани 2701. Например, ею были заполнены склады 169-го учебного центра «Десна» в Черниговской области уже после того, как «служба тыла Генерального штаба пошла на откровенный служебный подлог, предоставив справку о том, что формы из ткани 2701 нет», — заявил Бирюков.
Воронкова заверила, что форма из ткани 2701 изымается из войск: «Мы такие случаи стараемся отслеживать, но заместители командиров по тылу порой откровенно чудят. Некоторые даже бирки отрезали, чтобы не было видно, что это за ткань». Воронкову возмутило, что солдаты возле ДАП, пожаловавшиеся на форму из 2701, не назвали номер своего подразделения: «Если вы хотите изменений, то почему боитесь? Ведь я могу приехать с проверкой лишь в определенную военную часть, а в Песках этих частей не одна. Даже если знать, что это 93-я бригада, то мне нужен хотя бы номер конкретного батальона».
Форма из ткани 2701 поставляется не только в армию. В сентябре Роман Доник сообщил, что «вся Национальная гвардия одета в форму из ткани 2701»: «Просят ребята на блокпостах привезти какую-то другую форму вместо выданной. Но тихо-тихо, вообще не поднимая шума и не повышая голоса2.
ЛЮБЯТ «БРИТАНЦЕВ» И «НЕМЦЕВ». Военный эксперт Юрий Повх, побывавший прошлой зимой в зоне боевых действий, отметил, что бойцы на передовой больше всего хвалят британскую либо немецкую форму: «Как пользователь и по совокупности отзывов могу сказать, что «британцы» наиболее комфортны и лучше всего прилегают к телу, а «немцы» — очень долговечны и их очень трудно «убить». По его словам, любая форма, даже западных образцов, будет гореть, если ее не пропитать специальными составами. Синтетические добавки в виде полиэстера содержатся даже в импортной одежде, потому что они придают ткани прочность, а чистый хлопок в полевых условиях очень быстро изнашивается.
С другой стороны термостойкая ткань автоматически приводит к удорожанию военной формы. «Например, одежда из ткани Nomex (американская термостойкая ткань. — Авт.) слишком дорогая даже для западных армий. Ею комплектуются исключительно те подразделения, которые рискуют попасть под воздействие открытого огня. Например, экипажи боевых машин. Поэтому сейчас в мире пытаются найти золотую середину между стоимостью и эксплуатационными характеристиками», — пояснил Повх.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом