Бизнес постепенно приходит в себя от изменения правил оформления товаров на границе. Начиная с прошлой пятницы, от предпринимательского сектора поступают сигналы о том, что на границе почти все грузы остановились. Причина —  начало действовать  правительственное постановление №724, по которому все товары должны растаможиваться не по фактически указанной в контракте цене, а по индикативным ценам,  определенным  Государственной фискальной службой Украины (ГФСУ).

Кабмин объясняет такой шаг борьбой с коррупцией в фискальных органах. «Нам нужно исправить те преступные ошибки, которые были допущены на таможне за последние три месяца. В первую очередь речь идет о непрозрачном порядке растаможивания товаров. И сегодня Кабмин принимает решение о введении единого подхода и единой формулы растаможивания товаров — то ли в Киеве, Львове или на Волыни», — рассказывает премьер-министр Арсений Яценюк.

Цель благородная, но это не вся правда. Как  выяснилось, есть еще одна сторона новации. По словам Яценюка, правительство внесло предложение о введении эксперимента по использованию доходов, которые собраны сверх индикативных планов. «Делятся они таким образом: 50% в государственный бюджет, 50% — в местный бюджет. И поэтому правительство сегодня утверждает индикативные показатели. Порядок формирования порога — сколько нужно собрать для того, чтобы получить превышение, которое можно использовать на решение проблем в каждой области», — разъяснил премьер. Поэтому,  чем больше в региональных таможнях «вытрусят» из бизнеса, тем лучше?

С оценками таможенных изменений не замедлил Одесский губернатор Михаил Саакашвили. «В очередной раз ГФСУ пытается провести псевдореформу вместо установления честных правил игры, которая еще больше ухудшает состояние бизнеса. Проигнорировав надежды импортеров на справедливые цены растаможивания, премьер-министр подписал постановление №724, согласно которому все товары теперь начали растаможивать не по фактической (согласно Таможенному кодексу), а по предварительно определенной ГФС ценой», — объяснил он.

По словам губернатора, теперь оформление на всех таможнях парализовано. Саакашвили считает, что новый порядок позволяет фискальной службе манипулировать стоимостью растаможивания в ручном режиме, определяя цены на товар с помощью собственных баз данных, игнорируя при этом реальные договоры покупки и указанные в них цены. «Более того, ГФС должна обеспечить использование этих ориентировочных цен растаможивания. Уверен, они с радостью выполнят это «почетное» задание, ведь для сегодняшних коррупционеров это даже и лучше», — уверен губернатор.

Он объяснил, что если, например, импортер купил детали для своего машиностроительного завода по реальному прозрачному контракту за 100 тысяч долларов, а в таможне он не «свой» и в базе ГФСУ эти детали стоят 500 тысяч, то импортер будет просто поставлен перед фактом. По его словам, эти цены растаможивания кардинально отличаются по разным регионам. «И наконец, это противоречит всем международным нормам. Украина является членом ГАТТ, в которой четко указано, что первостепенным методом является определение таможенной стоимости по цене контракта. И резервный метод можно применять только в том случае, если цену контракта определить нельзя. Насиров готов закрыть глаза даже на международные нормы, чтобы оставить действующие порядки, которые паразитируют на таможне?»,— добавил Саакашвили. Правда, здесь  одесский губернатор лукавит, но об этом позже. По мнению Саакашвили, таким образом, под видом реформ еще больше ухудшается положение бизнеса.

Но что собственно думает сам бизнес? Об этом «День» спросил председателя подкомитета стоимости и классификации таможенного комитета Общественного совета при ГФСУ Галину Вдовину:

— Я не поддерживаю это решение КМУ. Нужно называть вещи своими  именами: у нас давно в экономических вопросах превалируют политические решения. Нам всем хорошо известно, что эта инициатива поступила от одесской команды реформаторов. В печати муссировалось, что именно губернатор Саакашвили настаивает на том, чтобы вводился усредненный индикатив для товаров по всей стране. Именно из-за этого получили такое ужасное постановление. Оно не противоречит европейским нормам, стандартам и не нарушает нормы украинского законодательства. Всегда была привязка автоматической системы управления рисками к критериям таможенной стоимости. Но в данном случае в эту процедуру вмешался КМУ и все под его тотальным контролем. Вместо того чтобы развивать таможню, теперь занимаются ручным управлением определения стоимости товаров. Это неправильно. Зачем выдумывать велосипед, если можно просто выполнять нормы действующего Таможенного кодекса Украины. Негатив в этом всем есть и он заключается в том, что вопросами таможенной теперь занимаются в стране все, начиная с  депутатов,  МВД,  СБУ и заканчивая  губернаторами.

В постановлении КМУ в приоритете нормы Таможенного Кодекса Украины, где главным методом определения стоимости является цена контракта. Теперь же,  если бизнес подает пакет документов и у таможенного инспектора высвечивается «красное окно» с риском ниже установленной усредненной цена, то предпринимателю нужно доносить дополнительный пакет документов, и только потом, после проверки, будет оформляться таможенная декларация, и товар  будет выезжать.

Постановление активно начало работать со второй половины  пятницы и со второй  половины понедельника, были сложности, потому что вылезали его слабые места. Вся ответственность лежит на инспекторе и начальнике таможенного поста. Инспекторы еще не научились брать  полностью ответственность за прочтение норм кодекса и поэтому возникают сложности на этапе оформления, которые в начале парализовали почти все растаможивание в стране. С вчерашнего дня лед тронулся: постепенно  начали оформляться компании. Позитивный момент этого постановления: «серые» компании с понедельника остановили все свои оформления, что хорошо, потому что они занимались демпингом на рынке.

Почему бизнес протестует? Де-юре данное постановление не нарушает никаких законов, если не принимать во внимание, что оно не проходило общественного обсуждения. Если бы это сделали, то мы бы  категорически выступили  против него. Почему? Сейчас, чтобы принять  решение, инспектор должен знать в совершенстве нормы Таможенного Кодекса, и на него не должны влиять никакие факторы,  то есть он должен взять пакет документов, если не найдет расхождений и неточностей, снять риск «красного» окна. Если он проверил, документы в порядке, выпускает грузы и здесь  срабатывает  де-факто человеческий фактор. Поскольку процедура таможенного оформления  — большой процент наполнения бюджета (а это первоочередное сегодня задание от КМУ), то инспектору легче поднять  стоимость согласно  постановлению КМУ и тогда отправить импортера  отстаивать свою правоту в судах. Как  это происходит — знаем. Мы боимся, что это развяжет руки таможенникам для  наполнения бюджета и усилит  давление на бизнес. Ныне   главный акцент при  таможенном оформлении будет делаться на инвойсную стоимость товара. Мы промониторили  информацию в регионах и увидели, что около 70% бизнеса согласно новому постановлению должны будут повысить заявленную в таможенной декларации стоимость товара или донести инспектору еще больший пакет документов в подтверждение указанной цены. Если раньше риски «выстреливали» по китайским грузам, то новый порядок показал, что проблемы возникли в  европейских.  Главные контрактодержатели доносили пакет документов и их отпустили без повышения цены. Все, с кем общалась, говорят о сложностях  с оформлением, но после донесения документов им подтверждали стоимость товара.  Как будет дальше — не известно.

 

Наталия Билоусова, День

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1833