Шестая волна мобилизации стала поводом для массы изобретений. В Закарпатье повестки вручают лицам, изловленным на контрабанде, в Харькове военкомы с милицией рыщут по метро, а в Киеве придумали «письма счастья». Теоретически эта эпопея должна закончиться 17 августа, но не далее как 11-го замминистра обороны Петр Мехеда заявил, что, возможно, будет седьмая и восьмая волны. Личный состав Вооруженных сил укомплектован всего на 50%. Что нас еще ждет впереди?
Рекомендуют, но не обязывают
Первым о «письмах счастья» публично заговорил советник президента Юрий Бирюков, опубликовав в своем Фейсбуке фото бумаги, адресованной прокурору и главе милиции Днепровского района Киева. Это послание оказалось в письменном ящике киевлянина Вадима Ш., против которого военкомат требовал срочно начать расследование за уклонение от мобилизации. Бирюков высказал мнение, что письмо фальшивое. И Минобороны скромно с этим согласилось. По крайней мере не опровергли. А вскоре выяснилось, что «происки врагов» на самом деле хитрый стратегический ход.
- Мы не рассылаем такие письма, их рассылают районные комиссариаты, - рассказал «КП» в Украине» заместитель главы Киевского городского военкомата Игорь Слюсаренко. - Это предупреждение, что мы передаем материалы в правоохранительные органы по фактам уклонения от службы. А что остается делать, если люди игнорировали повестки в первую, вторую волну и сейчас всеми способами пытаются избежать явки? Это же не значит, что мы всех будет отправлять в АТО, мы упорядочиваем учет.
По словам нашего собеседника, эффект от писем есть - некоторые так впечатлились, что уже проходят медкомиссии. Но вот обязан ли человек, получивший письмо на имя прокурора, идти в военкомат?
- Эти письма носят рекомендательный характер. Единственным основанием для прибытия в военкомат является повестка, - говорит спикер Генштаба Владислав Селезнев. - Но законодательству эти письма не противоречат. Они являются вынужденной мерой.
По мнению адвоката Виктора Долгополова, лучшей реакцией будет ее отсутствие.
- Людей просто пытаются припугнуть. Не думаю, что прокуроры станут массово открывать уголовные дела, не имея на то внятных оснований, - говорит юрист.
Прокуроры сопротивляются
Приблизительно так и вышло. В прокуратуре Деснянского района Киева говорят, что никаких писем не получали. В Днепровскую они доходили, некоторые факты даже пытались проверять, но оказывалось, что человек либо умер, либо не подлежит призыву.
- И вообще это не наше дело, - поделился один из сотрудников столичной прокуратуры. - Военкоматы пытаются переложить свои проблемы на чужие плечи. Мы можем внести по их заявлению дело в реестр досудебных расследований, но только лишним его засорим. Уклонение от армии - не наша подследственность. Этим должна заниматься милиция.
Органы внутренних дел тоже не хотят брать на себя лишнюю головную боль.
- Мы можем осуществлять розыск уклониста, но открывать уголовное производство и передавать в милицию материалы должна Военная прокуратура, - растолковали в столичном милицейском главке.
Кстати, «Единого реестра граждан Украины, которые уклоняются от выполнения воинской повинности и воинской службы» - а именно таким пугают в «письмах счастья» - в природе не существует.
О том, какая неразбериха происходит во время мобилизации, нам рассказали киевляне, ставшие участниками нестандартных ситуаций.
Кого не могут призвать
- работников госучреждений, на которые распространяется бронь;
- состоящих в браке мужчин, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет;
- одиноких отцов (матерей), которые воспитывают одного ребенка или нескольких детей в возрасте до 18 лет;
- граждан, на содержании которых находится несовершеннолетний инвалид I или II группы в возрасте до 23 лет;
- усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, на содержании которых находятся сироты в возрасте до 18 лет;
- лиц, занятых постоянным уходом за тяжелыми инвалидами;
- студентов и аспирантов дневной формы обучения.
Как действовать, если не подлежите мобилизации
- Необходимо собрать документы, которые подтверждают ваше право на отказ от мобилизации, и сделать копии, - говорит руководитель «Единой службы правовой помощи» Денис Осмоловский. - Написать заявление на имя начальника комиссариата, откуда вы получили повестку. Пакет документов необходимо принести в кабинет, где сверяют данные мобилизованных. Если там их отказываются принимать, заявление нужно зарегистрировать в канцелярии и записать входящий номер.
Невыдуманные истории из жизни «уклонистов»
«Детей, папаша, маловато»
С тех пор, как жену лишили родительских прав, на руках у 40-летнего Алексея остались две дочки - 4 и 9 лет. Когда принесли повестку, он передал через адвоката в военкомат копии документов. Но потом получил «письмо счастья» и реально забеспокоился.
- В комнате, куда велели явиться, сказали, что личное дело мое найти не могут, но сразу же выписали направление на медкомиссию, - рассказывает Алексей. - Я объяснял, что являюсь отцом-одиночкой, двое деток на руках. А мне сказали: мало, надо, чтобы было трое. Чтобы получить возможность выйти из военкомата на улицу, пришлось подписаться на медосмотр. Иначе не выпускали.
Ситуация разрешилась только после того, как Алексей по совету юриста пробился лично на прием к военкому. Ему вернули военный билет.
- Правовая грамота сотрудников военкомата оказалась с пробелами. Там помнили, что от призыва освобождаются многодетные отцы, а об отцах-одиночках не знали, - комментирует юрист Юрий Карась.
Александра - Александр
Александра Коваленко (имя изменено) заключила договор на обслуживание с одной из крупных интернет-компаний несколько лет тому назад. По ошибке ее записали Александром. Киевлянка пару раз подумывала, чтобы устранить ошибку, но руки не доходили.
- И вот на днях дворник стучится в дверь и протягивает… повестку в военкомат - для Александра Коваленко, - рассказывает киевлянка. - Я, конечно, посмеялась, но напрашивается вопрос: неужели военкоматы пользуются даже базой интернет-компаний?
- Думаю, что это была ошибка, - предполагает спикер Генштаба Владислав Селезнев. - В военкоматы должны стекаться базы загсов, сведения из предприятий, государственных учреждений, ЖЭКов. Но не частных компаний, которые предоставляют потребительские услуги.
Привет, студент!
Максиму 18 лет должно исполниться осенью, парень учится на стационаре и о военной службе по праву не думает. Какой же шок испытали родители, когда обнаружили в почтовом ящике вызов в военкомат. Его туда бросил дворник, подсказала консьерж дома.
- Жену два часа пришлось отпаивать валерьянкой, - рассказывает отец Максима. - Правда, когда я присмотрелся, повестка показалась странной: узкая полоска бумаги, текст и печать отпечатаны на принтере. Но имя, фамилия, адрес и возраст - все совпадает. Как и фамилия военкома. Мы этот вызов проигнорировали, но боимся, что новые придут.
В Генштабе говорят, что 17-летним повестки рассылать не положено.
- Известны случаи, когда людям приходят фальшивые повестки, - говорит Владислав Селезнев. - Настоящая имеет мокрую гербовую печать и состоит из двух частей: собственно повестки и корешка, на котором человек должен расписаться, что уведомлен.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом