Украина снова оказалась на пороге масштабной приватизации. Кабинет Министров утвердил список государственных предприятий, которые планируют пустить «с молотка» уже в этом году. В него вошло более трехсот объектов. Впрочем, такого размаха ожидать стоило. Ведь еще до того, как перечень был обнародован, министр финансов Наталья Яресько открыто сообщила журналистам, что под приватизацию пойдет все, что только можно приватизировать.
Но если в правительстве воодушевленно заверяют в пользе тотальной распродажи, то в экспертном кругу уже успели зародиться сомнения на этот счет. А наличие некоторых предприятий в списке выставленных на продажу вызвало откровенное недоумение. Ведь ряд из них, по мнению специалистов, сложно назвать «балластом», давно не приносящим прибыль в государственную казну.
Помимо шахт передать в частные руки решили ПАО «Сумыхимпром», ПАО «Одесский припортовой завод», ПАО «Центрэнерго», ряд ТЕЦ и «облэнерго». В том числе в этот список попали последние 25% акций ПАО «Киевэнерго» и многое другое.
Объекты под подозрением
Руководитель общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб говорит, что с одной стороны правительство можно понять. Ведь на конец 2014 года стоимость корпоративных прав государства в тех или иных хозяйствующих субъектах по данным Фонда государственного имущества оценивалась в 80 млрд гривень. Однако доход Государственного бюджета от них составлял лишь 400 млн. То есть, всего 0,5%. И в общем-то, при такой арифметике вполне целесообразно немедленно решать вопрос о продаже тех предприятий, которые давно уже не работают на государство и в лучшем случае самоокупаются.
Но есть и вторая сторона медали. По мнению специалистов, пустить «с молотка» собираются предприятия, активы которых целесообразнее было бы оставить в руках государства. В частности, по словам Гольдарба, не совсем понятно, почему собрались передать инвесторам то же ПАО «Одесский припортовый завод».
«Скажите, вы правда считаете, что это неинтересное, неприбыльное для государства предприятие?», - задается вопросом эксперт. Ведь помимо всего прочего, завод является так же конечным пунктом аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса».
«Это монополия, которая гонит русский аммиак на наш «Одесский припортовый завод», а оттуда этот аммиак продается контрагентам российского тольяттинского предприятия. То есть аммиакопровод – это монополия, которая приносит в бюджет большие деньги. Или гипотетически должна приносить. Представьте, что конечная точка этого аммиакопровода будет приватизирована. Я думаю несложно представить себе участников процесса этой приватизации», - акцентирует эксперт.
Солидарен в этом вопросе с ним и экс-министр жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко. «Это же не просто завод по переработке газа в карбонит. Это перевалка. Это конечная точка транснационального амиакопровода», - говорит он.
Кучеренко так же недоумевает, как можно сегодня продавать морские порты. А их в списке на приватизацию насчитывается больше десяти. Это и Мариупольский, и Ильичевский, и Одесский, и Бердянский, и «Южный» морские торговые порты, и другие. Правда стоит отметить, что выставляться на продажу они смогут лишь после того, как Верховная Рада исключит их из ЗУ «О списке объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Пойдет ли на этот шаг парламент пока можно только гадать.
Но стоит учесть, что на счет приватизации портов уже успели отреагировать в ГП «Администрация морских портов Украины». Там уверяют, что «этот шаг продиктован рынком». И продаже подлежат только активы 13 украинских государственных портовых операторов, опять же, при условии, что Рада исключит их из упомянутого ранее списка. Стратегическое же имущество морских портов, закрепленное с 2013 года за ГП «АМПУ», если верить официальному заявлению, остается полностью в государственной собственности.
В список выставляемых на продажу попали и 100% акций ГПАО «Строительная компания «Укрбуд», что эксперты оценивают тоже весьма скептично. «Это огромная корпорация, которая должна строить социальное жилье. В общем-то, многомиллионная квартирная очередь должна рассосаться. Потому что соцжилье больше некому будет строить», - говорит председатель «Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса» Руслан Соболь, предполагая при этом, что время приватизации этого «строительного монстра», возможно, выбрано не случайно. Правда, это предприятие смогут выставить на приватизацию тоже только после соответствующего решения Парламента.
В «правительственный список» попали так же порядка десяти облэнерго. Среди них в частности ОАО «Запорожьеоблэнерго», ПАО «Николаевоблэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго», АК «Харьковоблэнерго», ПАО «Хмельницкоблэнерго», государственная доля активов в которых на сегодня составляет пятьдесят и более процентов. Отдать на приватизацию планируют так же ПАО «Центрэнерго». Однако приватизация энергетических компаний, а уж тем более монополий, по мнению экспертов должна проходить только после того, как будет налажен процесс государственного регулирования в этой сфере.
«Как можно делать приватизацию, если мы сегодня в зачаточном состоянии в плане создания государственного регулирования?», - удивляется Кучеренко.
По его словам, сегодня таким регулятором является Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Однако в эффективности его деятельности экс-министр ЖКХ сомневается.
«Он существует 20 лет. О нем нет закона, он полулегитимный, реально не может осуществлять эффективную и жесткую систему государственного регулирования, защиты прав потребителей, контроля за лицензионными условиями. И в этой ситуации мы хотим еще полностью допродать эти активы?», - задается вопросом экс-министр ЖКХ.
Киевский вопрос
Впрочем, вопросы у экспертов возникают и по приватизации столичных предприятий. В частности государство готово продать свою долю активов в ПАО «Киевэнерго», ГП «Киевпассервис», ГП «Киевмашсервис», ГП «Киевский государственный научно-исследовательский институт текстильно-галантерейной промышленности» и др.
«Напоминаю, у киевлян, как у громады есть еще 25% в «Киевэнерго». Но мы дождемся, что их у нас не будет. Их тоже выставят на аукцион и успешно продадут за бесценок понятно кому. Никто в общем-то со стороны не сможет поучаствовать в этом конкурсе. И тогда у нас уже не будет возможности обсудить ценообразование тарифов на электроэнергию. Все, это (будет, - Ред.) частная собственность. Хотите – платите, а не хотите – отключайтесь и ищите свет в другом месте», - озвучивает возможный сценарий развития событий Соболь, акцентируя внимание на том, что граждане должны понимать, как на них может отразиться этот процесс.
Недоумевает эксперт и по поводу продажи ГП «Киевпассервис». «Это предприятие, которое перевозит пассажиров. Где, в какой стране мира пассажироперевозки убыточные? На этом строятся бюджеты городов. Только на одном таком направлении. Ну, давайте выставим его на приватизацию», - сетует он, в том числе указывая и на ГП «Киевмашсервис», «где ремонтируется вся коммунальная техника», которое тоже намерены передать «частнику».
Странным экспертам кажется и решение продать ЧАО «Президент-отель» (Киев), собственником 100% акций которого является Фонд госимущества. «В какой стране мира вообще на этой планете отельный бизнес убыточный? Сюда люди инвестируют миллионы… Ну давайте это продадим. Где будем принимать международные делегации? Будем размещать в хостелах? Или будем платить потом сумасшедшие деньги из бюджета, по коммерческой цене, потому что это уже будет частная собственность?», - возмущенно поднимает вопрос Руслан Соболь.
Инвестиционная перспектива
Кроме того, на фоне происходящего в Украине, эксперты сомневаются, что к нам сейчас придет заинтересованный инвестор, готовый платить большие деньги. И фактически, может случиться так, что приватизация не удовлетворит ни наши экономические, ни внешнеполитические цели, сыграв таким образом на руку внутригосударственных толстосумов, желающих приобрести госактивы.
«В свое время Виктор Ющенко, и я его полностью тогда поддерживал, все силы прилагал для того, чтобы в украинскую энергетику зашли европейские и американские компании. Он понимал, что это политически очень сильно бы стабилизировало ситуацию. И, более того, способствовало бы созданию системы госрегулирования. Но сегодня я не считаю, что эта внешняя политическая цель будет достигнута. Поскольку не верю в то, что в этой ситуации придет какой-то стратегический внешний инвестор. Просто не верю. Тогда это получается внутриполитическая ситуация…», - заявляет Алексей Кучеренко.
К тому же, говорит он, несколько интересно выглядит ситуация с объявленной приватизацией, когда сам Президент не может продать свой бизнес. Примечательно, что буквально в марте он заявлял, что процесс продажи Roshen пойдет быстрее, если в Украину придет мир и соответственно инвесторы. А теперь на этом же фоне незавершенных боевых действий на востоке государство предлагает распродать активы более 300 предприятий до конца года.
Большие сомнения на счет прихода на украинский рынок богатых иностранных инвесторов и у председателя «Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса» Руслана Соболя. Эксперт даже приводит аналогию: мол, для мировой общественности Украина сегодня, как Широкино на Донбассе.
«Кто в Широкино сейчас купит дачу, дом? Нормальный инвестор не придет с большими деньгами, и не будет покупать здесь активы. А если и будет, то через аффилированные компании за бесценок. Может быть на это рассчитана данная приватизация?», - задается он вопросом.
Первоначальные же заявления премьер-министра Арсения Яценюка о том, что отчуждение государственных предприятий позволит побороть коррупцию в госсекторе, эксперт Максим Гольдарб называет несколько странными. Говорит, это то же самое, что хозяин будет продавать супермаркет, в котором проворовались менеджер и продавцы. «Не целесообразнее ли заменить команды этих местных менеджеров и продавцов? Такую же проекцию можно сделать и на макроэкономический уровень и говорить о том, что к приватизации украинских предприятий стоит подходить очень аккуратно и избирательно», - полагает он.
По его мнению, нужно правильно распоряжаться собственностью. «Балласт» действительно стараться продавать. Однако выгодные предприятия необходимо модернизировать, менять менеджмент, ставить четкие условия работы этого самого менеджмента, следить за результатами выполнения взятых обязательств и наполнять казну. Тем более, отмечает эксперт, в Украине есть примеры эффективного государственного управления.
Впрочем, чем в конечном итоге обернется тотальная приватизация пока можно только гадать. Однако уже даже сейчас понятно, что торопиться в этих вопросах ни в коем случае нельзя. Дабы не растерять последнего во имя быстрой и возможно не такой уж большой выручки.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом