Год назад Запад бы очарован украинской революцией, украинцами, массово вышедшими на улицу, чтобы отстаивать свои права и свободы. Политики и журналисты восхищались мужеством украинских граждан, которые, рискуя жизнью, шли на баррикады, борясь с авторитаризмом тогдашней власти. Известный французский общественный деятель, философ и публицист Бернар-Анри Леви, который много времени провел на Майдане, писал статьи с красноречивыми заглавиями: «Сердце Европы бьется в Киеве» (из интервью RFI), «Мы все украинцы» (Le Monde).

Спустя год очарованность Украиной на Западе пошла на спад. Проблема не только в том, что многие испытали шок от войны на Донбассе и ее последствий. Западные политики и журналисты стали все чаще замечать, что, невзирая на конфликт на востоке страны, новое руководство действует, по меньшей мере, странно и не всегда компетентно. Страна на пороге дефолта, а коррупция, с которой нынешняя власть обещала на Майдане бороться, процветает так же, если не больше. Реформы не осуществляются. Обещания, данные год назад, не выполняются. «Страх, гнев и разочарование - сейчас это самые распространенные эмоции в Киеве. Даже спустя год после Майдана кардинальные требования протестующих так и остались невыполненными» - так характеризуют иностранные издания нынешнюю ситуацию.

Разочарование очарованием

В западных СМИ все чаще стали появляться критические материалы, авторы которых, анализируя последние две украинские революции, уже менее оптимистично оценивают те события. Как написало недавно известное британское издание The Economist: «Майданы отбросили страну назад. Уже дважды». По мнению редакции, майданы, в том числе и последний, имели катастрофические последствия для экономики Украины. Именно они не только не дали возможность стране поступательно развиваться, но раз за разом отбрасывали ее назад и приближали к катастрофе. Зимний Майдан не только сделал всех украинцев в 2,5 раза беднее, украл больше половины всех сбережений, поднял цены и тарифы в несколько раз, лишил страну перспективы развития, но и принес горе десяткам тысяч семей: одним - смерть родных, другим - разрушенные дома, плюс миллион беженцев с неопределенным статусом.

Кроме экономических проблем у западных масс-медиа много вопросов к действиям нынешней власти. В частности, Deutsche Welle сравнивает украинский популизм с политическим СПИДом. «Если коррупцию на Украине называют раковой опухолью на теле государства и общества, то политический популизм можно сравнить с потерей иммунитета и СПИДом украинской политики. К таким выводам пришли исследователи из «Бюро аналитики Тектум» по итогам опроса 50 экспертов, посвященного оценке ситуации в стране и кампании по выборам депутатов парламента 26 октября. Эксперты отметили, что претенденты на депутатский мандат охотно дают заведомо несбыточные предвыборные обещания и не стесняются манипулировать фактами ради получения места в парламенте, играя на ожиданиях общества».

При этом многие вспоминают «оранжевую революцию» и экс-президента Виктора Ющенко, опасаясь, что сегодня вновь повторяется ситуация десятилетней давности. Как пишет американский Forbes в статье «Прозападные партии (пока еще) торжествуют на Украине», все будет зависеть от реальных результатов, которых сможет добиться новое правительство.

«Говорить об абстрактных «реформах» легко. Принимать законы, «реформирующие» тот или иной сектор экономики, немного сложнее. Зато достичь широкого экономического роста и устойчивого повышения стандартов жизни  – действительно трудно. Вспомним «оранжевую революцию» – предыдущую попытку Украины порвать с советским прошлым. Она оказалась революцией только по названию и не привела к серьезным и прочным переменам. Все усилия Виктора Ющенко, пытавшегося изменить Украину, быстро увязали в трясине бюрократии, коррупции и политических склок. Провал «оранжевой революции» был таким грандиозным, что на следующих президентских выборах победил Виктор Янукович –  тот самый политик, против которого она была направлена...» - подчеркивает издание.

Поэтому многие осторожно относятся и к нынешнему президенту Петру Порошенко, опасаясь повторения ситуации. Швейцарская Tageszeitung («Незаконченная революция») советует тем, кто ликует от восторга по поводу победы так называемых проевропейских сил, быть сдержаннее: «Ничто не дает гарантий, что украинский премьер Яценюк со своей командой захочет или сможет провести в стране демократические реформы и уладить вооруженный конфликт на Донбассе».

Кроме того, Запад настораживает ряд важных вещей, на которые, по мнению западных экспертов, украинская власть либо не обращает внимания, либо закрывает глаза. Прежде всего, Америка и Европа весьма озабочены радикальными течениями в Украине и тем, что их представители есть в новом парламенте. Так, британская The Guardian открыто пишет: «Украина слишком долго игнорировала ультраправых, и ей пора осознать угрозу». По мнению авторов материала, украинские власти и основная часть общественного мнения в стране продолжают демонстрировать «неприемлемое пренебрежение к угрозе со стороны крайне правых и даже открыто неонацистских сил, сотрудничая с ними во время выборов и позволяя им занимать должности в правоохранительных органах».

Многие политики, подчеркивается в материале, которых можно было назвать центристами и даже либералами, в своей риторике существенно сместились вправо, ведя борьбу за голоса все более патриотически и даже националистически настроенных избирателей. Даже высокопоставленные украинские чиновники, такие как министр внутренних дел Арсен Аваков, неоднократно допускали ненавистнические высказывания в адрес донецких сепаратистов, уничижительно называя их «колорадами», то есть колорадскими жуками, - за то, что они носят черно-оранжевые георгиевские ленточки.

Все те же коррупция и цензура

Одна из важных проблем Украины, на которую иностранные СМИ постоянно обращают внимание, - коррупция, пронизавшая все украинское общество. Высокий уровень коррупции, раздутый бюрократический аппарат, хищение бюджетных средств, как считают журналисты и эксперты, никуда не делись.

Так, в The Economist появилась статья с ярким заголовком: «Коррупция в Украине стала образом жизни».  

«Коррупция стала образом жизни. Студенты платят преподавателям за хорошие оценки, бизнесмены платят своим сотрудникам по крайней мере часть зарплаты в конвертах, чтобы избежать налогов», - пишет издание. Его дополняет швейцарское издание Tagesanzeiger. В статье «Незаконченная революция» автор, помимо прочего, также обращает внимание на всеобъемлющую коррупцию: «Правительство приняло антикоррупционные законы, обязывающие чиновников декларировать доходы и доли в компаниях, однако, по данным правозащитной организации Transparency International, их реализация «хромает», а каждый десятый украинский парламентарий в новой Раде подозревается в коррупции. По другим данным, замешанными в криминальные махинации может быть треть всех депутатов, причем касается это не только прежних депутатов, работавших еще во времена президента Виктора Януковича, а всех политических партий в Украине», - утверждает издание.

При этом автор критикует созданный властью специальный надзорный орган по борьбе с коррупцией, поскольку Рада получила право отстранить главу этого органа от должности в любое время «в случае недоверия», и шансы на это  очень велики, так как в парламенте много коррупционеров.

Это подтверждают недавние исследования Тransparency International: спустя год после Майдана Украина остается среди самых коррумпированных стран мира, занимая 142-е место из 175.

Также мимо журналистов не прошли и факты цензуры, которую новая власть, можно сказать, поощряет, устраивая откровенные гонения на несогласных. Они напоминают об эпизоде с закрытием киевской редакции газеты «Вести» украинской Службой безопасности под предлогом «нарушения территориальной целостности Украины», что  вызвало резкую критику со стороны международного Комитета защиты журналистов и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Экономическая пропасть все ближе, а власть бездействует

Но, конечно, более всего беспокоит западных журналистов экономическая ситуация в Украине и проведение реформ. Американский Bloomberg  в материале «Последний шанс Украины»  отмечает: в стране возможен один из трех сценариев - быстрое и болезненное хирургическое вмешательство в экономику и регуляторную систему, сползание в удушающие объятия России, а также хаос, если отряды добровольцев, вернувшись с «восточного фронта», начнут бесчинствовать.

При этом издание сомневается, что Украина ухватится за первый и самый лучший вариант. Причины те же: коррупция в органах власти и отсутствие понимания всей ответственности момента. По мнению авторов, бездействие станет трагедией.

Один из экспертов издания – глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин говорит, что существует вполне реальная возможность, что штат нового антикоррупционного ведомства заполнят чиновники из эпохи Януковича, которые ничем не лучше тех бюрократов, которых они должны ловить.

«Есть тревожные приметы того, что законы действуют недостаточно эффективно. Миллиардер и президент Петр Порошенко не выполнил предвыборное обещание продать свой бизнес после занятия президентской должности. В то же время Международный инвестиционный банк, где он является главным акционером, с начала года увеличил свои активы на 50%, хотя украинская банковская система в целом выросла лишь на пять процентов. На генерального прокурора Виталия Ярему сыплются обвинения в незаконной продаже земель, к которой причастен один из его ближайших помощников, а также в протекции родне, поскольку его 26-летний сын стал руководителем важного правительственного департамента», - цитирует его Bloomberg.

Между тем, пока чиновники продолжают воровать, а политики тянут время и увиливают, угроза финансового краха становится все более реальной. Упало промышленное производство и курс гривни. Если иностранная помощь будет отсрочена или остановлена из-за того, что правительство не добьется намеченных результатов в реализации экономических реформ и в борьбе с коррупцией, а МВФ откажется увеличивать согласованный пакет помощи на 17 миллиардов долларов, то Украине грозит дефолт.

The Economist пишет следующее: «Экономика Украины находится в состоянии полного хаоса. (…) К концу года она сократились на 10%. Война на востоке страны нанесла ущерб экономике на многие миллиарды долларов. Основным инструментом Запада для помощи Украине был Международный валютный фонд. В апреле Фонд согласился предоставить Киеву 17 миллиардов долларов в течение двух лет, в обмен на жесткий бюджет и реформы по борьбе с коррупцией. Другие доноры предложили меньшие суммы. Эти деньги, $27 млрд в общей сложности, было сочтены достаточными, чтобы избежать дефолта и стимулировать экономический рост.

Пока Украина получила около $7 млрд, этого достаточно, чтобы предотвратить немедленный долговой кризис, но недостаточно, чтобы восстановить экономику, пострадавшую гораздо сильнее, чем кто-либо ожидал полгода назад. Снижение ВВП Украины оказалось в два раза больше, чем  прогнозировал МВФ. Гривня достигла низшей точки 16 гривен к доллару и  потеряла половину своей стоимости в этом году. В НБУ подсчитали, что отток депозитов населения в национальной валюте составил 16,8 млрд гривен. Инфляция в Украине повысилась до 19,8% (на октябрь) по сравнению с 0,5% в январе 2014 года. При этом девальвация гривни за аналогичный период составила 58,9%. Долговая нагрузка Украины выросла с 40% ВВП в 2013 году до около 70% в нынешнем. В августе в МВФ подсчитали, что в случае «неблагоприятного сценария» Украине будет необходимо дополнительно $19 млрд в 2015 году. Но осенние оценки еще более ухудшили этот прогноз».

Издание предупреждает: «До тех пор пока Порошенко и его западные союзники не сосредоточатся на мерах по укреплению экономики, наступление дефолта и полного беспорядка кажется неизбежным».

В свою очередь RT и Bloomberg указывают на резкое сокращение золотовалютных резервов Украины.  По состоянию на 1 ноября валютные резервы составили $12,6 млрд, а  объем золота составлял около $1 млрд. При этом издания подчеркивают: одна из основных функций Национального банка – накапливать и хранить валютные резервы и драгоценные металлы. Предыдущий глава регулятора Степан Кубив сообщал, что Украина планирует использовать часть первого транша кредита МВФ на увеличение золотых и валютных резервов, чтобы стабилизировать слабеющую гривню. Но, как можно увидеть, этого не произошло. ЗВР сократились до многолетнего минимума, а на что были потрачены кредиты МВФ, неизвестно.

«Банк прекратил поддержку валюты в середине ноября, когда она попала в зону свободного падения, - отмечает издание. - С начала года гривня потеряла 50% стоимости по отношению к доллару… Экономика Украины вышла из-под контроля с тех пор, как революция и война охватили страну. Новое правительство столкнулось с рекордно низкими запасами, заоблачной инфляцией, сокращением роста, нехваткой природного газа и надвигающимся дефолтом по долгам», - пишет RT.  

В то же время RT напоминает: с конца 2010 года по начало 2013 года, когда председателем Нацбанка был Сергей Арбузов, запасы золота в резервах НБУ увеличились с 27,5 тонны до 35,5 тонны. Стоимость всего металла за это же время выросла с $1,2 млрд до $1,9 млрд. Максимум был достигнут в начале этого года, когда Нацбанк Украины владел 42,6 тонны золота.

Малоутешительные прогнозы

Немецкая Die Welt предупреждает о том, что рынки уже списали Украину со счетов. Издание указывает: до конца только нынешнего года украинское правительство должно выплатить 550 млн долларов своих долгов. Процентная ставка по украинским госзаймам сроком на один год выросла с порядка 10% в начале года до небывалых за всю новейшую историю страны 27,5%.

«Украина находится в шаге от несостоятельности», - признает в своем комментарии изданию аналитик инвестбанка Goldman Sachs Эндрю Матени. В скором времени страна будет вынуждена проводить реструктуризацию долга. А потери для инвесторов будут «находиться на уровне между 35% и 50%».

Общая задолженность Украины вместе с процентами достигла 65 млрд долларов, при этом половину этой суммы Украина брала в твердой валюте. «Центробанк Украины не сможет расплатиться с этими долгами, запустив печатный станок, - продолжают авторы статьи. - К тому же валютные резервы Киева сократились до 15 млрд долларов». Соотношение собственных и заемных средств в Украине, в свою очередь, возросло с 30% в 2013 году до 50% в нынешнем. «Это вполне допустимо по международным стандартам. Для еврозоны, к примеру, критичен показатель в 60%. Но должник может разориться и при куда меньших значениях, если он не будет получать дополнительных денежных вливаний. В скором же времени задолженность Украины, по оценкам Goldman Sachs, может составить уже 70% от ВВП страны», - подчеркивает редакция газеты.

The Economist считает, что Украина начнет делать успехи только тогда, когда вернутся частные инвесторы.  Но для этого потребуются большие вложения в инфраструктуру, особенно на пострадавшем от конфликта востоке страны. МВФ не может этого обеспечить, необходимо долгосрочное финансирование. Поэтому издание советует прежде всего начать борьбу с коррупцией, без чего Украину может ожидать хаос и попытка смены власти. Плюс уже сейчас украинские власти должны начать переговоры о реструктуризации долга, в том числе и с Россией.

«Лучшее, что можно посоветовать правительству Украины, это действовать на опережение и начать переговоры с кредиторами, не дожидаясь, пока дефолт станет неизбежным», - пишет издание.

В то же время The Economist предупреждает: кредиты МВФ не изменят ситуацию в Украине в целом, хотя и позволят «пережить зиму и дотянуть до следующей».

«Без нефти или любых других ресурсов на продажу трудно представить, как украинская экономика сможет расплачиваться по уже существующим долгам, не говоря о новых займах от МВФ. Чем дольше Украина будет откладывать, тем больнее будет, когда кредиты закончатся», - пишет издание.

В  The Financial Times также откровенно говорят о  том, что Украине необходимо налаживать хоть какие-то отношения с Россией. «Возвращение теневых валютчиков - признак того, что страна, истерзанная войной, снова сползает в финансовый кризис. Гривня ослабла, иновалютных резервов едва хватит на оплату импорта в течение нескольких недель, ВВП, как ожидается, сократится в нынешнем году не менее чем на 7%. Атмосфера неопределенности давит на гривню, а это подстегивает инфляцию и создает сложности для банков», - характеризует нынешнюю ситуацию издание. 

Запад, пишет издание, не может предоставить Украине финансовую поддержку, которая могла бы спасти украинскую экономику от падения в черную дыру. В этом году, судя по прогнозам, экономика в Украине должна сократиться больше чем на 7%. Стране угрожает дефолт.

Между тем Минский протокол может послужить основой для широкой политической сделки. В области экономики Киеву следует проследить, чтобы его торговые договоренности с ЕС не затрагивали его связей с Россией. До конфликта на долю России приходилась четверть украинского экспорта. Именно от России в большой мере зависит возрождение украинской экономики — тем более что российские банки и экспортеры также недовольны огромными убытками на одном из важнейших рынков.

Международная финансовая помощь способна лишь оттянуть крах экономики. Но основную работу должны сделать сами украинцы. Нельзя рассчитывать только на помощь Запада, кивая на Россию, при этом ничего не предпринимая самим. Без политической воли власть имущих  страну ждет не только дефолт, но и другие печальные перспективы. А главное то, что Украина уже второй раз становится печальным примером того, что революции – это путь в никуда.

Инна Небиловская, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5096