Кабинет министров согласовал проект изменений в Налоговый кодекс об усовершенствовании контроля над трансфертным ценообразованием (ТЦО). Последние несколько месяцев над документом, имеющимся в распоряжении «Капитала», работали в Министерстве финансов совместно с экспертами Международного валютного фонда и Всемирного банка. Новая редакция норм о трансфертном ценообразовании вышла гораздо более жесткой для бизнеса, чем действующая.
Закон о контроле над ТЦО вступил в силу еще в сентябре 2013 г. На его принятии настаивал экономический блок правительства во главе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым. Прописанные в документе нормы позволяли фискалам выявлять несоответствие в ценах при сделках между связанными лицами финансово-промышленных групп (ФПГ). Предполагалось, что, начав отслеживать операции по ТЦО, правительство сможет за три года добрать в госбюджет порядка 20 млрд грн. Ведь механизм контроля позволяет облагать налогами средства, которые бизнес выводит в офшоры. Ежегодно компании обязаны были подавать отчетность по операциям, которые подпадают под критерии контролируемых. Однако после смены власти в стране сроки подачи отчетности несколько раз переносились. Поэтому, по сути, до сих пор закон не заработал. Промедление, очевидно, было на руку ФПГ, приспособившемся к оптимизации налогов через офшорные юрисдикции.
Как пишет издание, до сих пор заложенные в Налоговом кодексе нормы предусматривали, что контроль над ТЦО должен осуществляться при проведении операций, объем которых с каждым контрагентом составляет более 50 млн грн в год. Теперь Кабмин предлагает отказаться от этого критерия. Взамен правительство хочет отнести к контролируемым операции, если общий объем дохода налогоплательщика или его связанных лиц превышает 20 млн грн за год, а операции с одним контрагентом — более 1 млн грн (без НДС) или достигают 3 % дохода налогоплательщика. Другими словами, операции компании, у которой незначительный объем дохода и которая проводит сделки с контрагентом на небольшие суммы, все равно будут признаны контролируемыми, если такая структура является участником группы связанных лиц с совокупным доходом более 20 млн грн. Следовательно, под пристальным вниманием фискальных служб могут оказаться и вовсе незначительные по объему операции.
Как заявил накануне начальник отдела проверок департамента налогового и таможенного аудита Государственной фискальной службы Николай Мишин, общий объем операций, которые подпадают под критерии контролируемых и по которым отчитались предприятия в тестовом режиме до 1 октября, составил 1,143 трлн грн. Причем более 62,0% суммы отчетных операций пришлось на внешние рынки, а 37,7 % — на внутренний. После ужесточения критериев денежный объем контролируемых операций вырастет в разы.
Несмотря на информацию о проведении правительством консультаций с бизнесом при подготовке проекта, значительная часть предложений так и не была отражена в документе, отмечают эксперты компании EY. Впрочем, для Кабмина более важно, что документ устраивает МВФ. По словам министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса, правительство приняло решение исключить из закона по ТЦО льготный период для некоторых отраслей, на которые приходятся основные схемы вывода денег в офшоры. В частности, речь идет о химической и металлургической промышленности. Ранее для компаний из этих отраслей предполагался переходный период для подачи отчетности по трансфертному ценообразованию.
Как пишет издание, в новом проекте также предусмотрено, что документацию по ТЦО должны готовить и подавать на запрос фискальных органов не только крупные плательщики, но и все остальные. Причем срок для выполнения запроса сокращен с двух до одного месяца. Кроме того, предложено продлить проверки по вопросам ТЦО с 6 до 18 месяцев с правом продления еще на год. Еще одно нововведение — предложено увеличить с трех до семи лет срок, в течение которого налоговые органы могут инициировать проверку по трансфертному ценообразованию.
Не внеся в отчет информацию о всех операциях, подпадающих под категорию контролируемых, компанию ждет штраф в 1 % от суммы незадекларированной операции. Правда, сумма санкций не может превышать 100 минимальных зарплат. Сегодня это всего лишь порядка 121,8 тыс. грн. Хотя в первой версии закона, которую готовили еще в 2013 г., штраф за неподачу отчетности предлагался в пределах 2,5 млн грн.
В случае принятия закон вступит в силу уже с 1 января 2015 г. «Сейчас проект еще не внесен на рассмотрение в Верховную Раду, поэтому мы не исключаем, что его текст может претерпеть изменения», — отмечают аналитики EY. При этом, принимая во внимание тот факт, что сегодня власти с головой погрязли в бюджетном процессе, принятие новых норм по ТЦО могут и вовсе отложить. Тем более что депутаты, лоббирующие интересы финансово-промышленных групп, вряд ли станут в срочном порядке голосовать за ужесточение норм по трансфертному ценообразованию.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом