Скорее всего, местные выборы в Украине пройдут 31 октября 2010 года. По крайней мере, на этой дате настаивает партия власти. Одновременно предполагается изменить правила игры для потенциальных слуг народа. Выборы депутатов поселковых и сельских советов предполагается провести по мажоритарной системе, т.е. голосование будет проходить за конкретных людей, а в бюллетенях будет пофамильный список кандидатов. Победит тот, кто наберет большее количество голосов. Выборы депутатов районных, городских, районных городских советов, областных советов и Верховной Рады Крыма предлагается провести по смешанной системе: 50% депутатского состава будет формироваться политическим партиями, т.е. голосование будет за список, и 50% — на мажоритарной основе. При этом право выдвигать своих депутатов на местных выборах получат только политические партии, тогда как блоки партий будут лишены такой возможности.
Реформирование избирательной системы стало объектом множества дискуссий.
Прокомментировать инициативы изменения в избирательной системе согласился известный политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов
- Владимир Владимирович, на Ваш взгляд возврат к мажоритарной системе – это прогрессивный шаг, или возврат в прошлое?
- Лично я - противник смешанных систем. Потому что я - убежденный сторонник классической пропорциональной системы. Я считаю, что региональные списки нам нужны «а ля Россия», когда голосуя за партию, голосуешь за конкретного кандидата в своем округе. Соответственно у тебя есть «твой человек», который представляет избирательный округ и ты знаешь, за кого ты голосовал. Но в тоже время ты голосуешь за партийный список, а не за этого человека. Вот это было бы выходом в нашей ситуации.
- Такая система широко распространена в Европе, например в Германии. Но, согласитесь, на данном этапе «закрытых» партийных списков от таких выборов больше вреда, чем блага.
- У нас никто не знает, что такое «открытые списки». На одном круглом столе каждый выступающий в один голос говорил о том, что должны быть «открытые списки». Это записано и в программах партий кандидатов в президенты. Я провел эксперимент: каждого, кто говорил об открытых списках, я спрашивал: что конкретно они понимают под открытыми списками? Так вот, оказалось, что каждый имеет ввиду абсолютно разные вещи. Поэтому я считаю, что фраза «открытые списки» - это фантом, никто не знает, что это такое.
- Я так понимаю, что открытые списки – это когда сами избиратели могут их корректировать. Правда, мне не совсем ясно как это возможно, если списки кандидатов утверждаются на съезде партии…
- Но у нас под открытыми списками порой подразумевают полную профанацию, то есть по идее ты - избиратель - можешь вычеркнуть из списка любого человека. Представь, а как это считать и кто это должен контролировать, чтобы вычеркнули именно «того»? Еще есть вариант - поставить порядковый номер кандидатам… Это сколько месяцев в избирательной комиссии будут считать, кто на каком месте стоит в списке из 400 человек, и все это сводить вместе? На мой взгляд, такие идеи - это полная чушь.
- Тогда откуда появляются подобные идеи «открытых списков»?
- Дело в том, что мы уже имели похожую систему, когда избирали членов Верховного Совета СССР. Это были первые выборы времен «перестройки». В общих чертах, народу предложили оценить список, в котором был один лишний кандидат, котрого избиратели должны были исключить из списка. Знаешь, кто оказался «одним лишним» по этой системе голосования? Им стал Борис Ельцин. То есть, люди не сильно озадачиваются ранжированием кандидатов или оценкой их политических праграмм, личных качеств. Они просто вычеркивали самую узнаваемую фамилию. То же самое будет и у нас. В итоге во власть пройдет серость, которую никто не знает.
- Но, согласитесь, оставлять все как есть тоже нельзя. Изменения нужны, но какие?
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом