Для тех, кто следит за деталями конфликта Украины и Венгрии, пятница началась, безусловно, с хорошей новости.

Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто в разговоре с украинским коллегой Павлом Климкиным пообещал, что венгерское правительство официально откажется от создания новой крайне болезненной проблемы в отношениях наших государств. Точнее, проблема уже создана Будапештом, но правительство Орбана может легко ее решить и планирует это сделать.

Речь идет о конфликтной должности «уполномоченного по Закарпатской области», название которой в Киеве восприняли как посягательство на суверенитет.

В Будапеште обещают заменить это название более «мирным» и нейтральным.

И хотя у Сийярто нет полномочий лично провести такую ​​замену, все свидетельствует о том, что венгерское правительство действительно решило сделать шаг назад, сняв этот конфликтный момент в отношениях с Украиной. Сообщение об этом появилось также на правительственном сайте.

Это шаг значит немало, и уже в ближайшее время будет иметь последствия. В частности, Украина готовится разблокировать назначение нового посла в Киеве (хотя и ждет еще одного шага Будапешта, чтобы это произошло). «Европейская правда» узнала имя дипломата, который должен поехать в Киев.

Интересная деталь: будущий посол Венгрии... родился на Закарпатье!

Но на этом хорошие новости заканчиваются.

Биография нового посла дает основания предположить, что Будапешт до сих пор, на пятый год войны, рассматривает Украину как часть «российской политики». Да и сам этот дипломат уже отметился заявлениями в пользу отмены санкций против РФ.

Поэтому в Киеве – в случае назначения – ему еще придется объяснять свои слова.

Венгерские фонды возвращаются

«Европейская правда» подробно писала о ходе нового конфликта, который длился ровно месяц. Киев с самого начала был настроен крайне жестко и не пойдет на уступки. Схожих по тональности заявлений от МИД и не вспомнить. Многочисленные источники в Киеве и Будапеште подтверждают: Украина предупредила венгерских коллег, что будет действовать жестко, а объявление ряда венгров «невъездными» будет лишь одной из мер.

Да и наш анализ показал, что от нового конфликта Венгрия только проигрывает – и не получает абсолютно ничего. А значит, были высокие шансы, что правительство Орбана сделает шаг назад и в Венгрии больше не будет должности с неоднозначным названием «уполномоченный министра, ответственный за развитие Закарпатской области».

Именно это произошло в последние дни августа.

Важная деталь: этот пост венгры не ликвидируют, а только переименуют. Еще неизвестно, как он будет называться в дальнейшем; вероятно, в новом названии будет говориться о сотрудничестве, как и было в прошлые годы, но фактически этот представитель правительства будет заниматься финансированием венгерских инициатив на Закарпатье. От этих планов Будапешт не отказывается.

Имя чиновника тоже не изменится: на «обновленной» должности останется Иштван Грежа. «Если для того, чтобы мы могли продолжать помогать Закарпатью, нужно изменить название должности уполномоченного министра – мы это сделаем», – говорится в комментарии МИД Венгрии.

Чего там нет – так это упоминания о встречном шаге, которого они ждут от Киева.

Посол из Берегова

Еще в середине мая, когда Виктор Орбан формировал новое правительство после парламентских выборов, в венгерских СМИ прошла почти незамеченной новость о запланированной смене посла в Киеве.

Нынешний руководитель венгерской дипмиссии Эрно Кешкень работает на этой должности с осени 2014 года, так что подошло время его замены. В рамках правительственной ротации глава МИД Петер Сийярто решил направить в Киев – столицу, ставшую стратегически важной для Венгрии, – одного из своих непосредственных подчиненных.

Телекомпания ATV тогда узнала от источников, что новым послом должен стать один из самых высоких по рангу венгерских дипломатов – государственный секретарь МИД Иштван Ийдярто, который сейчас отвечает в министерстве за культурную дипломатию (всего в МИД Венгрии четыре госсекретаря, эта должность является аналогом заместителя министра в Украине).

Но назначение посла – дело непростое.

Украина должна дать агреман – то есть согласовать его кандидатуру. С этим у Ийдярто возникли проблемы.

«Мы больше месяца назад передали запрос на агреман. Ответа нет», – пожаловался летом один из собеседников ЕП.

У такой задержки было несколько причин. Во-первых, проблемы в отношениях Украины и Венгрии не подталкивали украинский МИД действовать как можно быстрее – согласно неписаному правилу, когда отношения между странами проходят непростой период, агреманы послов принято «мариновать».

Во-вторых, в запросе из Будапешта оказалась ошибка, которая оскорбила украинских дипломатов. Дело в том, что Иштван Ийдярто родился в Берегове в 1963 году. Именно украинское название этого города – а также его английская транслитерация Berehove – является международно признанной. Но венгры передали нам документы, где записали город его рождения на венгерский манер «Берегсас» и «Beregszász» (венгры обычно передают Украине копии своих писем, переведенные на английский и украинский языки).

«Пришлось вернуть им запрос, объяснив, что такого города нет», – рассказал один из собеседников.

Венгерский дипломат, с которым мы общались, заверил, что эта ошибка не была преднамеренной и тем более не означает претензий Венгрии на Берегово. Но стоит отметить, что в официальной биографии дипломата на английском языке на сайте МИД – та же проблема.

Российский шлейф

Редакции неизвестно, остались ли связи с Украиной у венгерского дипломата, которого планируют назначить послом в Киев – ни в его биографии, ни в упоминаниях о дипломате в интернете информации об этом найти не удалось. Еще в советское время (не исключено, что в раннем детстве) он переехал в Будапешт.

А вот с Россией его связывают по крайней мере годы работы в Москве.

Ийдярто, у которого русский язык указан как второй рабочий после английского, в 2010-2014 годах работал послом в России, да и до того РФ входила в его зоне ответственности.

Вспоминается недавнее скандальное выступление венгерского премьера. В нем Виктор Орбан признал, что не верит в успех западного вектора интеграции Украины и скорее прогнозирует, что Киев вернется в зону влияния России (!!!).

С этим мнением гармонирует практика назначения послов в Украине. Нынешний руководитель венгерской дипмиссии Эрно Кешкень был послом в России в 1998-2002 годах. Новый кандидат на должность посла Иштван Ийдярто занимал эту же должность в 2010-2014 годах. К сожалению, складывается впечатление, что украинскую политику многие в Будапеште воспринимают как продолжение российской. Но следует подчеркнуть: опыт работы в Москве – еще не «приговор».

Гораздо важнее то, какого мнения придерживается дипломат – в частности, по поводу российской агрессии в Украине.

Но и здесь у нас нет хороших новостей.

Заявлений Ийдярто об Украине найти не удалось, лишь несколько коротких, подчеркнуто нейтральных фраз. О России он говорил гораздо чаще – даже спустя несколько лет после того, как уехал из Москвы. Мы не нашли в этих упоминаниях ни критики, ни осуждения агрессии – лишь сожаление о том, что Венгрия вынуждена выполнять санкционные решения.

В ноябре 2015 года в Будапеште состоялся гражданский форум Россия–ЕС, который отрыла речь Ийдярто. Тогда он выразил надежду, что диалог между активистами поможет восстановить политическое доверие между РФ и ЕС. Да-да, не деоккупация Донбасса и Крыма, а диалог.

Но самое откровенное заявление, которое удалось найти, датируется 2017 годом и прозвучало в эфире регионального российского телеканала. В нем дипломат отмечает, что Венгрия вынуждена придерживаться санкционной политики НАТО и ЕС, но хотела бы ее изменить. «Можно сказать, что Венгрия всегда была адвокатом против санкций», – объясняет Ийдярто, на то время – заместитель главы МИД.

«У нас интерес развивать экономические связи, а санкции этому не помогли, и даже ударили по экономике Венгрии – и по российской экономике тоже. Мы считали, что (до введения санкций) было очень хорошее сотрудничество между ЕС и Россией. Мы очень не рады, что это не продолжается», – добавил он.

Объяснением такого подхода, похоже, является еще одно выступление венгерского дипломата – на этот раз в парламенте своей страны, в 2016 году. Тогда, отвечая на вопросы депутатов, Ийдярто вновь подчеркнул, что Венгрия вынуждена присоединиться к санкционной политике, хотя и не хочет этого, но в оправдание своих слов подчеркнул, что не верит в энергетическую независимость Венгрии от России. Даже в будущем.

«Из России идет 80-90% венгерского импорта природного газа, почти весь импорт нефти, 100% топливных элементов для атомной электростанции «Пакш». В обозримом будущем, несмотря на наши стремления, нет реального способа сокращения нашей зависимости от России», – пояснил дипломат.

Что делать Украине?

Источники «Европейской правды» прогнозируют, что Киев все же даст агреман на назначение Иштвана Ийдярто новым послом Венгрии в Украине.

В конце концов, Будапешт сейчас несколько снизил обороты в нагнетании конфликта с Украиной. Вопрос «Берегсаса» решен – венгры подали новый пакет документов. Скандальное название «уполномоченного по Закарпатью» заменят на нейтральное. Да, это и близко не означает завершения конфликта Украины и Венгрии, но от его обострения Будапешт, похоже, отказался.

Правда, Киев уже сообщил Будапешту, что согласие на назначения должно быть взаимным. Как выяснилось, венгры также держат «подвешенным» украинский кадровый вопрос.

Будапешт по неизвестным редакции причинам не дает разрешения на открытие нового почетного консульства Украины в городе Шиофок (это самый большой город на Балатоне), хотя там уже есть местный авторитетный венгр, который хотел бы представлять наши интересы и при необходимости помогать украинцам, попавшим в беду. И это при том, что венгры и так имеют в Украине значительно большее присутствие – у них действует два почетных консульства, одно генеральное (в Ужгороде) и одно «обычное» консульство (в Берегове). А вот у Украины в Венгрии только один почетный консул и одно консульство, а генконсулов ​​нет вообще.

Возникает вопрос: что же делать с заявлениями будущего посла?

Будем откровенны, взгляды Иштвана Ийдярто по этому вопросу не являются атипичными для Венгрии. Точно такого мнения придерживается и премьер Орбан, который недавно также намекал на необходимость снять санкции с РФ. Да и министр Сийярто в 2015 году не раз говорил, что считает санкции плохим решением – но каждый раз подчеркивал, что Венгрия не будет ломать европейское единство по этому вопросу.

И это – печальная реальность.

Но если назначение состоится, послу Ийдярто все же придется как минимум объяснить свои слова. Без этого дипломату будет непросто работать в Украине. А еще ему придется выучить украинское название города Берегово.

И в дополнение – послу придется запомнить название нашего государства на английском. А оно звучит как «Ukraine», а не «The Ukraine», как записано в его официальной биографии. И это различие важно, ведь по правилам английского языка оно свидетельствует, что речь идет о независимом государстве, а не, например, о территории или регионе другой страны.

Жаль, что понимания последнего тезиса у официального Будапешта порой не хватает. Надеемся, что лично у нового посла с этим будет лучше.

Сергей Сидоренко, Европейская правда

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3600