Пять сел в Хустском районе Закарпатья – Березово, Горинчево, Липча, Кошелево и Иза – стали местом противостояния местных жителей и бизнесменов, которые планируют построить на реке Река каскад мини-гидроэлектростанций.

Закарпатцы говорят, что строительство шести малых ГЭС приведет к непоправимым экологическим последствиям. Они боятся, что после возведения электростанций в их колодцах исчезнет вода, в реке погибнет рыба. Но больше всего пугает их паводок и подтопление сельскохозяйственных угодий.

Неделю назад крестьян поддержал глава Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль. Он отменил решение Хустского райсовета о разработке проекта строительства каскада малых гидроэлектростанций.

Несмотря на это решение, а также протесты людей, в том числе перекрытие дорог, инвесторы не намерены отказываться от строительства.

Они утверждают, что строительство малых ГЭС не представляет экологической угрозы и поможет селам развиваться.

Дискуссия о строительстве малых электростанций на реках Закарпатья не нова. Еще в 2011 году говорилось о строительстве 360 таких станций. Однако впоследствии, в результате протестов местных жителей, а также экологов это решение облсовета отменили.

Местные власти заверили, что речь пойдет о строительстве только одного-двух десятков мини-гидроэлектростанций.

«Нашто нам болото?»

«Все село хотите затопить? - восклицает Мария, жительница Березово Хустского района. - Что будет с нашей рекой? Вода загрязнена, рыбы не будет, колодцы будут пусты».

«Нашто нам болото? Оби комары нас съели? То одна беда на нас придет, то другая!» - возмущается Николай.

В Березово 10 июля местные жители перекрыли дорогу областного значения Хуст-Долина и требовали встречи с районным и областным руководством. Они категоричны в своем решении – не хотят мини-ГЭС. Опасаются, что этот вопрос уже давно решен как в районе, так и в столице, а общественные обсуждения, которые должны предшествовать строительству ГЭС, - только формальность.

Районное руководство Хустщины уже дало разрешения компании-застройщику, ООО «Река Энерго», на замеры территории и изготовление технической документации для строительства каскада мини-ГЭС.

Согласие на строительство местное руководство объясняет перспективой улучшить финансовое положение сельских общин, а также отсутствием экологических угроз.

По словам председателя Хустской райгосадминистрации Назара Павлия, сегодня Хустский район является дотационным на 95%.

«Есть определенные проблемы в районе, - говорит он - это отсутствие береговых укреплений и инфраструктуры, дорог, уличного освещения. У нас заброшены помещения школ, садиков. Отсутствие государственного финансирования и собственных поступлений не позволяют решить эти проблемы, ситуация все больше ухудшается».

Инвестор, говорит чиновник, предлагает сельской общине ежемесячно несколько сотен тысяч гривен после начала работы малой ГЭС, которые могли бы использоваться на проблемы села.

Сельский голова Березово Богдан Беляк также убежден, что строительство ГЭС необходимо.

«Сам Бог велел ставить в Березово мини-гидроэлектростанции. Потому что позволяет и рельеф, и тот поток воды. По моему мнению, это не будет вредить окружающей среде, не будет перегорожена вся река, а лишь часть. Ничего не уничтожается, Река как текла, так и будет течь, там не будет перекрыта дамба, там будет водопад», - рассказывает он.

Местные руководители уверяют, что без окончательного согласия общины строительство не начнется.

Как у соседей?

Но селяне против. Они ссылаются на ситуацию в соседнем селе, Нижнем Быстром, где мини-ГЭС построили в 2014 году. Тогда местные жители также протестовали против строительства.

Березовцы уверены, что обещания застройщиков о финансовой поддержке не были выполнены. Соседнее село так и осталось дотационным, селяне не получили дешевую электроэнергию, зато зимой этого года страдали от паводка.

Все эти претензии опровергает компания «Акванова Девелопмент», которая строила малую ГЭС в Нижнем Быстром. Там говорят, что в последние месяцы репутация инвестора была существенно испорчена ложными обвинениями.

Проектный менеджер компании Юлия Листровая отмечает, что «Акванова Девелопмент» имеет договор о социально-экономическом и культурном партнерстве с Нижнебистровским сельским советом и уже несколько лет его придерживается.

«Еще до начала строительства ГЭС мы помогали селу. Договор предусматривает наши обязательства ежегодно инвестировать в развитие Нижнего Быстрого 150 тыс. гривен. Но эти суммы в реальности больше. После окончания строительных работ наша компания построила детский стадион и туалет для местной школы, помогали церкви, заменили большинство окон в школе, покупали топливо и колеса для школьного автобуса, компенсировали убытки от ледохода 2017 нескольким семьям», - рассказала она.

Листровая подчеркнула, что наводнения, на которые жалуются селяне, были и до строительства малой ГЭС, добавив, что «Акванова Девелоптемент» также занимается укреплением берега реки и борется с мусором, который местные жители и туристы выбрасывают в воду.

Менеджер объясняет, что компания не обещала и не может обещать селянам дешевую электроэнергию после строительства малой ГЭС из-за особенностей законодательства.

«Мы продаем электроэнергию напрямую, государственной компании «Энергорынок» - это требование закона», - подчеркнула она.

В то же время, говорит Листровая, малые ГЭС, такие как в Нижнем Быстром, способны усиливать электронапряжение в сети, а для горных районов это очень важно.

Специалисты из регионального молодежного экологического объединения «Экосфера» отмечают, что в разных регионах края разрабатываются новые проекты строительства мини-ГЭС на горных реках – в Раховском, Перечинском районах, о чем община зачастую узнает только тогда, когда в руслах появляется техника и начинаются строительные работы.

Экологи утверждают о случаях фальсификации и формального проведения общественных обсуждений. В качестве примера приводят то же село Березово.

В сентябре прошлого года, утверждают они, люди собрали более 600 подписей против строительства мини-ГЭС. Но в апреле 2017 года появилось новое распоряжение о разрешении на разработку технической документации для размещения малых станций на Реке. 9 июля в Березово состоялось собрание села, на которых люди снова протестовали и глава села Богдан Беляк заверил, что ни о каком разрешении на застройку ему неизвестно и никаких работ проводиться не будет.

«Но на следующий день сельский председатель проводит искусственное тайное собрание, куда были свезены молодые люди спортивной внешности, не местные, на мукачевских автомобилях, которые блокировали вход и запускали людей выборочно. Такая же ситуация наблюдалась и в селе Липча», - рассказывает правозащитник Виталий Грегор.

«Громада выразила председателю и исполкому сельсовета недоверие. Мы будем воевать до последнего. Мы призовем всех людей, живущих на берегах Реки, и надеюсь, что наша власть прислушивается к нашему голосу», - заявляет жительница Березово Мария Галай.

Недавно председатель Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль поддержал жителей Хустского и отменил решение райсовета о подготовке документов для строительства каскада мини-ГЭС.

«Ни Хустщине, ни Закарпатью не нужны  «инвестиции», которые дают прибыль нескольким людям, но вредят окружающей среде. Никаких распоряжений, я строго-настрого прикажу председателям райдержадминистриций – мы не будем поддерживать идею создания этих мини-ГЭС. Такой у нас край, что беды можно ждать, откуда и не думаешь. Поэтому никаких планов развития ГЭС у меня не было. Все, что было, было сделано до меня», - цитирует закарпатского губернатора его сайт.

Инвестор: проект – перспективный

Однако представители компании «Река Энерго», которая планирует строить мини-ГЭС в Березово и других селах, имеют кардинально противоположную позицию: они уверены, что малые электростанции Закарпатью нужны. А проблемы возникают из-за того, что местные жители не разобрались должным образом в ситуации.

«Мы уже не раз предлагали: давайте сядем за круглый стол, все обсудим. Нет, слова не дают сказать», - рассказывает директор компании «Река Энерго» Юрий Игнатко.

«Река Энерго» наняла Институт энергетики и охраны окружающей среды «Энергоинжпроект» для подготовки проектной документации строительства малой ГЭС.

Исполнительный директор института Евгений Гриценко сказал, что инвестор не откажется от намерений построить каскад малых электростанций в Хустском районе и не исключает судебных обжалований решения главы облгосадминистрации, так как считает этот проект перспективным.

«Мы готовы отвечать своими сертификатами и репутацией перед всеми государственными и общественными структурами за этот проект. Мы гарантируем, что без всех необходимых экспертиз и заключений об экологических последствиях строительство не будет начато. Но, к сожалению, сложилась ситуация, когда, манипулируя мнением общественности, нам не дают возможности рассказать об этом проекте и о том, как он может помочь депрессивному сегодня селу развиваться», - сказал Евгений Гриценко.

«Люди говорят: дайте денег. А мы говорим – давайте создадим рабочую группу из активистов села и инвесторов и решим, что селу нужно. Мы готовы финансово помогать крестьянам еще до ввода в эксплуатацию станции. Мы предлагаем 40 рабочих мест постоянно, до 200 мест – на период трехлетнего строительства. Мы хотим дать селянам не рыбу, а удочку, чтобы у них были свои чистые водоемы, чтобы развивался туризм», - отмечает представитель инвестора.

Экологи убеждены в сокрушительных последствиях строительства малых ГЭС для Реки.

«Карпаты – горы низкие и практически все ГЕСы, которые строятся у нас, очень вредят рекам. Наименьшее влияние на реку имеют ГЕСы, работающие на природном стоке. Но таких на Закарпатье не строят», - рассказывает председатель общественной организации «Экосфера» Оксана Станкевич-Волосянчук, которая вместе с группой активистов защищает аутентичность горных рек.

Экологи говорят, что в результате строительства мини-ГЭС в Нижнем Быстром образовалось водохранилище, которое нарушило гидрологический режим реки, вследствие чего в нем погибает малек рыбы.

«Река до строительства малой ГЭС работала как канал: вся рыба из Тисы шла на нерест в верховья реки. До 15 видов краснокнижных рыб живут в водах реки, часть из них также внесена в международные охранные списки. Некоторые из рыб, живущих в реке, существуют только на Закарпатье и только в этой реке», - добавляет Оксана Станкевич-Волосянчук.

Сопредседатель коалиции общественных организаций «Форум экоспасения Закарпатье» Олег Лукша утверждает, что застройщиками руководит прежде всего выгода от «зеленого тарифа».

Законодательство, принятое еще в 2008 году с целью поддержки альтернативной энергетики, предполагает, что электроэнергию с малых ГЭС государственный энергорынок должен закупать в обязательном порядке и по более высоким, чем от традиционных энергопоставщиков, тарифам.

Лукша отмечает, что юристы и экологи не является категорическими противниками развития альтернативной энергетики.

«Мы вообще не выступаем против малой гидроэнергетики как таковой. Мы – за неукоснительное соблюдение законов и нормативных актов, которые должны предшествовать строительству. Не было бы никаких конфликтов, если бы застройщики соблюдали все правила и норм, предусмотренных законодательством», - сказал он.

Противостоянию конца не видно, однако дискуссии между экологами и инвесторами обнаружили одну общую позицию: и те, и другие говорят, что решению о строительстве ГЭС должна предшествовать экспертиза экологических последствий и общественный контроль.

Зоряна Попович, Светлана Дорош, ВВС Украина

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1034