В Польше по-разному оценивают открытое обращение, подписанное украинскими политиками, учеными, культурными и религиозными деятелями, но в этом вопросе все же пора поставить точку. Такое мнение, отвечая на критические публикации в польской прессе, выразил один из подписантов обращения, литературовед, писатель, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия» Владимир Панченко, сообщает Wschodnik.pl.
«Я знаю о нескольких отзывах (по поводу обращения. - Ред.) в польской среде, не только в прессе, но и в политикуме и в интеллектуальной среде. Они разные. Мне приятно, что наше обращение поддержала очень авторитетная Gazeta Wyborcza. Они придерживаются той же точки зрения, что и мы, украинцы. Нужно когда-то ставить точки. И, в принципе, эти точки уже поставлены. Они даже написали, что президент уже извинялся, хотя возможно, кому-то показалось, что он «не слишком низко кланялся», - считает Панченко.
«Но есть и противоположные оценки, в том числе и в высоком польском политикуме, мол, все это нужно довести до жестких характеристик. Они хотят использовать в соответствующем законе понятие «геноцида». Конечно, я не в восторге от этой позиции. Она будет означать, что мы снова начинаем бередить исторические раны, а значит, и нынешние политические раны. Тогда возникает вопрос: а кому это нужно. Полякам? Нет. Украинцам? Нет. Европе? Нет. А кому выгодно? России. Если исходить со стратегической точки зрения, то, конечно, нам нужна примирительная интонация с обеих сторон. Мы ее и предложили. Думаю, что на этом все-таки надо останавливается», - продолжил он.
Также Панченко выразил надежду, что в интеллектуальной польской среде и в политикуме, найдется достаточно здоровых сил, считающих, что нужно ставить точку.
«Я знаю, что по этому вопросу было много дискуссий среди историков, много круглых столов. Историки нашли формулировку. Иногда они пишут о «Волынской резне», иногда о «Волынской трагедии». Но, в конце концов, суть от этого не особо меняется. Если говорить о том, что после историков свое слово должны сказать политики, то и они тоже это сделали. Уже были акты извинения, были общие действия. Мне кажется, что сейчас время для примирения, а не время бередить раны», - считает Панченко.
В то же время профессор полагает, что не стоит упускать из виду тот факт, что летом 1943 года украинского государства не существовало.
«Когда речь идет об исторической оценке событий 43-го года, то следует помнить, что на тот момент украинского государства не существовало. Если там были трагические события, совершавшиеся военными силами, отрядами, то они не представляли государство. Одно дело, когда в 1915 году были противостояния Турции и Армении, то там речь шла о двух государствах. В данном же случае, речь не шла об Украине, как о государстве. Нынешнее государство Украина, извиняясь, как бы наперед берет на себя дополнительные обязательства и дополнительную ответственность. Думаю, что польской стороне нужно учитывать то обстоятельство, что в 1943 году Украина как государство не существовала», - заключил он.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом