Больше года назад Украина решила обустроить украинско-российский участок государственной границы. На проект, именуемый «Стеной» или «Европейским валом», уже успели потратить сотни миллионов гривен. И, судя по всему, это далеко не предел. Ведь работами охвачена пока лишь малая часть кордона.

О том, во сколько обошлась реализация проекта в прошлом году и какую сумму готовы вложить в него уже в этом, узнавал ForUm.

Прошлогодний результат

Основной фронт работ по реализации проекта в прошлом году пришелся на Черниговскую и Харьковскую области.  Там сейчас начинается второй этап инженерно-технического обустройства госграницы. В рамках первого успели отработать 230 км. Для сравнения – протяженность нашего кордона с Россией составляет более двух тысяч километров. Чуть больше 400 из них Украина сегодня не контролирует.

В 2015 году потратить на обустройство линии межевания планировали почти миллиард гривен. Правда, выделили в конечном итоге из госбюджета всего 400 миллионов. Как отметили ForUm’у в Государственной пограничной службе, деньги были реализованы в полном объеме.

Львиная доля средств пошла на устройство инженерных сооружений. В ведомстве уточняют, что имеются в виду рвы, валы и дороги. Стоило это Украине 193 млн грн.

Еще 58 млн заплатили за боевые подвижные модули. Более, чем по 45 млн грн потратили на невзрывное металлическое ограждение и устройство опорных пунктов и позиций.

На обустройство развернутых подразделений, закупку и установку башен наблюдения, а так же металлического забора в общей сложности выложили почти 23 млн грн.

Недешево обходятся бюджету и системы видеонаблюдения с сигнализацией. В прошлом году на их устройство пошло 29 млн грн.

Наименее затратными оказались проектные работы и проведение их экспертизы. По сравнению с остальными цифрами, это лишь капля в море - 1,5 млн грн.

В среднем же, по данным Госпогранслужбы, обустройство 1 км границы сегодня обходится Украине в 1,8 млн грн.

Продолжение следует

Финансовые запросы на этот год были еще больше. Предусматривалось, что в 2016 году на обустройство украинско-российского участка границы нужно порядка 1,2 млрд грн. Но, как показывает практика, планам свойственно отличаться от реального положения дел. Из государственного бюджета на эти нужды планируют направить денег даже меньше, чем в прошлом году – 200 млн грн. В Госпогранслужбе уточняют, что по состоянию на первое февраля были выделены ассигнования суммой в 5 млн грн.

В течение этого года намереваются завершить инженерно-техническое обустройство границы на участке Харьковского погранотряда и расширить деятельность на Сумскую и Луганскую области.

Однако пограничники дают понять – то, насколько серьезно продвинется работа, будет зависеть от объема финансовых ресурсов, которым они будут располагать.

«Все инженерные работы будут проводиться путем наращивания технической составляющей системы охраны государственной границы в зависимости от объема бюджетного финансирования», - ответили ForUm’у на официальный запрос в Госпогранслужбе  за подписью замглавы ведомства Олега Бляшенка.

Что в итоге?

Собственно, сам обустроенный участок украинско-росийской границы после столь дорогостоящего «тюнинга» должен составлять систему сплошных инженерных сооружений, дорог и невзрывных заграждений.  А также оборудованных мест несения службы, опорных пунктов и огневых позиций. Кроме того, этот комплекс должен включать развернутые подразделения с соответствующе созданной инфраструктурой, оснащенных, по информации ведомства, современными средствами оптико-электронного наблюдения, сигнализации и боевого поражения.

Но, даже если предположить, что деньги будут выделяться вовремя и в полном объеме, по мнению экспертов, уберечь Украину от вторжения на нашу территорию обустроенный кордон вряд ли сможет. Они отмечают – сооружения могут стать на пути «нелегалов», но не военной техники.

«Для современной армии это преграда. Но она не является непреодолимой», - говорит политический аналитик Института  евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.

С тем, что проект «Европейский вал» не рассчитан на военное противодействие, согласен и председатель Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций», полковник запаса Сергей Грабский. «Он предназначен для предотвращения контрабанды, незаконного проникновения на нашу территорию небольших вооруженных групп, формирований или нелегальных мигрантов. Он не удержит никакую армию», - отмечает военный эксперт.

Впрочем, говорит он, ни одна страна не строила границу и приграничные укрепления непосредственно на линии кордона для защиты от военной агрессии. Поскольку та не может быть удержана исключительно приграничными силами и средствами.

«Что касается создания каких-то укрепрайонов, есть довольно-таки хрестоматийный пример – Линия Мажино на границе между Францией и Германией. Были построены достаточно мощные инженерные сооружения, но их просто обошли», - рассказывает он.

Кроме того, отмечает эксперт, стоит учитывать, что в наше время изменилась и сама философия войны. Она стала пространственной, а не позиционной в своем классическом виде, к которому все привыкли по фильмам или книгам.

«Это динамичная война, охватывающая очень большие территории. Операции проводятся на большую глубину и отличаются высокой динамичностью. То есть, если мы говорим о подготовке к отбитию агрессии, оборонные сооружения могут быть организованы, как маневренная оборона на расстоянии от 50 до 150 км вглубь территории Украины. Мы периметр не удержим в любом случае. Он существует только на карте», - объясняет он.

Подходя к данному вопросу не с точки зрения противостояния военной агрессии, а с позиции защиты государственной границы необходимо тоже учитывать ряд важных моментов. «Если мы говорим в понимании обывателя, что это будет просто стена по примеру той, которая стоит на границе между Израилем и арабскими территориями, то, безусловно, это бессмыслица, и она работать не будет. Потому что у нас чрезвычайно большая протяженность границ», - считает Грабский.

При этом отмечает, что если говорить о комплексе инженерных и технических сооружений с возможностью организации глубоко эшелонированной обороны, это в принципе допустимо. Но, опять же, оно немного не совпадает с рамками наших границ.

«Потому что невозможно разместить просто по периметру войска, позиции и т.д. Они не будут работать. Для удержания контрабандистов, нелегальных мигрантов или других попыток проникновения не легализированных групп – да, это будет работать. Но это, в том числе, кроме чисто технического комплекса мер, еще так называемые оперативные меры. Это и создание сети информаторов, групп людей, дружин или территориальных подразделений, который будут представлять из себя что-то наподобие добровольной  народной дружины, которая будет помогать пограничникам. Только в таком случае мы можем говорить о чем-то существенном. Другое все будет просто закапыванием денег. Потому что сами технические сооружения без человеческого потенциала – это ничто», - полагает военный эксперт.

Тем не менее, считает он, вкладывать деньги  в обустройство и усиление границы Украине все-таки необходимо. Однако следует провести анализ эффективности и целесообразности использования этих средств.

«Необходимо понять, что мы вступили в такую эпоху, когда на северном востоке еще на протяжении очень долгого времени у нас не будет спокойной границы. Поэтому ее защита является приоритетной. И все деньги, которые идут туда, безусловно, должны быть использованы под общественным контролем и с высокой эффективностью», - говорит он.

Возможность же оценить сполна эффективность проекта у украинцев появится еще не скоро. Завершить его планируют только в 2018 году. Да и то, при условии, что будет надлежащее финансирование.

 

Татьяна Мацур, ForUm

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1436