В Украине наблюдается укрепление гривни. Накануне майских праздников национальная валюта заметно укрепилась. По оценкам экспертов, до 10%. Впрочем, цены на товары на рынках и в магазинах не спешат уменьшаться. Хотя должны были бы. Почему не действуют законы рынка на украинских полках? О причинах «День» спросил экспертов.

Укрепление гривни — результат нескольких факторов, говорят опрошенные «Днем» эксперты. «Первым послужило выделение кредита МВФ.

Вторым — информация о предоставлении финансовой помощи от ряда стран: ЕС выделил 1,8 миллиарда евро, США до конца года пообещали предоставить госгарантии на миллиард долларов, правительство Японии и Польши озвучили программы по поддержке Украины», — рассказывает главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг» Виталий Шапран. Он также обращает внимание на еще один фактор стабилизации, заметный не сразу. «Падение гривни началось в декабре-феврале и было спровоцировано оттоком капитала из страны. Статистика 2014 года свидетельствует о «побеге» 10 миллиардов долларов. Это деньги, которые забрала наша так называемая старая элита», — объясняет он. Сейчас отток денег уже остановился, а вместе с ним и значительное давление на гривню.

Почему же не уменьшаются цены? На взгляд финансиста Эрика Наймана, бизнес осенью 2014 года и зимой 2015 года много потерял на девальвации и сейчас возмещает убытки. Эксперт объяснил, что де-факто, например, стоимость бензина и продуктов питания должна была бы снизиться, поскольку гривня укрепилась на 10%. Но этого нет, потому что предприниматели наверстывают утраченное.

Его поддерживает Шапран. «Девальвация действует на рынок потребительских услуг и товаров постепенно. Осенью курс начал расти с 8 до 15 и дальше 20 гривен за доллар. Запасы импортных товаров, накопленные в это время, еще не разошлись, поэтому цену продавцы не уменьшают. Как правило, это касается товаров с длительным циклом продажи: мебель, одежда и тому подобное. А вот техника, программное обеспечение и все, что может «устареть», производители сейчас продают по курсу немного ниже», — объяснил он.

Приведенные аргументы больше касаются импортеров. А вот относительно товаров украинского производства мнения экспертов разделились. «Одно дело, если производитель продает продукцию на внутренний и внешний рынок, тогда он пытается сравнять цены... Но есть и другая группа производителей, которые имеют валютные кредиты и вынуждены их обслуживать, поэтому девальвация автоматически бьет и по ним», — говорит Шапран.

Однако народный депутат, бывший глава парламентского подкомитета по вопросам государственной экономической политики Дмитрий Шлемко другого мнения. «Первое — никто не верит, что гривня укрепилась надолго, поэтому в период относительной стабильности украинские производители пытаются перестраховаться. Второе — товаропроизводитель и продавец всегда хотят больше зарабатывать сегодня, чем вчера, потому и не спешат опускать цену», — считает он. С точки зрения нардепа, АМКУ следовало бы детальнее изучить рынок потребительских товаров. В частности, подчеркивает он, нужно было бы проверить цены на топливо и отечественные продукты питания, например, молочной группы. «Если молоко закупают за копейки, а потом в пять раз дороже продают, то это ненормально», — подчеркивает он.

Кое-что АМКУ уже начал делать: в конце апреля оштрафовал крупные торговые сети («Сільпо», «Фора», «Фуршет», «Велика кишеня», «ЕКО маркет», «Караван», «БИЛЛА», «НОВУС», «Спар», «Бимаркет», «МЕТРО») за картельный заговор на 203 миллиона гривен и дал два месяца на исправление.

Как остановить цены? По мнению Виталия Шапрана, даже если гривня укрепится существенно, то стоит рассчитывать лишь на приостановку темпов инфляции. «Приблизительно 3-9 месяцев девальвационное влияние на украинских полках еще будет ощущаться», — прогнозирует эксперт.

Чтобы навести ценовой порядок, с точки зрения Наймана, нужно учесть две составляющие: первая — эмиссия гривни, а вторая — наполнение потребительского рынка товарами и услугами. «У нас НБУ любит действовать на одну часть уравнения — эмиссию. Тогда как наиболее эффективным является стимулирование увеличения товарного предложения: чем больше конкуренции, тем меньше цены. А это задача правительства, которое должно было бы создать условия для развития бизнеса. Хотя без помощи Нацбанка Кабмину не обойтись, ведь при учетной ставке 30% годовых ни о каких условиях работы не стоит говорить, потому что это выживание для бизнеса», — объясняет он. Эксперт сомневается, что до конца года удастся укротить инфляцию и вот почему: «Экономика ощутила очень сильный девальвационный шок. Это шок 90-х годов», — подытоживает он.

Шапран предлагает еще одну меру к предложениям Наймана. «Сначала гривня укрепилась в начале апреля, потом произошло ее ослабление, и до майских праздников наблюдалась четкая тенденция ревальвации. Конечно, это хорошая новость для рынка и хорошее условие, чтобы рынок нормализовался. Но чтобы закрепить успех гривни, нужно снять административные ограничения. Ведь нынешняя тенденция — это укрепление в условиях все еще сохранения административного давления», — сказал он.

Наталия Билоусова , День

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

658