Украина уже несколько недель пребывает в состоянии продолжительного политического кризиса с эпицентром на Майдане Незалежности в Киеве. Ситуация меняется чуть ли не ежечасно, и спрогнозировать события хотя бы завтрашнего дня практически невозможно. С другой стороны, появились предпосылки полагать, что пик конфликта миновал, и пришло время для поиска выхода, оптимальных решений и компромиссов. Оценку нынешним событиям и прогнозы на ближайшее будущее ForUm`y озвучил политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
– Михаил Борисович, какова Ваша оценка текущей ситуации в стране?
– Я бы сказал, что сегодня у меня появилась надежда на то, что можно выйти из тупика, в который завели ситуацию обе стороны конфликта. Вчерашний день (9 декабря. – Авт.) прошел чрезвычайно аккуратно и обе стороны продемонстрировали готовность к мирному поведению. То есть было профессиональное вытеснение протестующих из правительственного квартала и практически не было драк со стороны оппозиции. Это вселяет некоторую надежду на то, что все-таки может быть найдено компромиссное решение.
– А применительно ли здесь именно понятие «революция»?
– Конечно, нет. Я бы сказал, что революционер там один – это Тягнибок. У него есть программная позиция о том, что нам нужна национальная революция, нам нужны национальные кадры, нужно полностью очиститься от всяких «чужеродных элементов», «пятой колонны» и так далее по национальному признаку. То есть нужна кровь. Если бы эти планы удалось реализовать, то это была бы настоящая революция. Но в XXI веке в европейской стране, при всем моем скептицизме, революция маловероятна. Все-таки мы принадлежим к европейской культуре, даже со всеми нашими отличиями от той культуры, которая есть в Западной Европе. Повторюсь, трудно представить, что в XXI веке возможна национальная революция. А что касается умеренных революционеров Яценюка и Кличко, которые не очень-то сильно используют это слово, но сам смысл его продвигать пытаются, то приди они к власти, разве была бы у нас смена элит, изменение курса? Был бы тот же капитализм, просто одни люди сменились бы другими. В общем, никакой революции не было бы.
– Даст ли какие-то результаты круглый стол, инициированный в Киеве президентами?
– Этот круглый стол, который собирают наши президенты, я считаю, что он совершенно бессмысленный. Поскольку инициаторы ни на кого не влияют. Их позиции заранее известны. Например, где сила и энергия, на той стороне будет и Кравчук, кроме того, он будет на стороне антироссийской. Ющенко независимо от силы принимает антироссийскую сторону. Кучма маневрирует, но он не имеет влияния ни на кого.
– А каковы вероятные сценарии дальнейшего развития ситуации?
– Думаю, что после приезда Виктории Нулланд (заместитель Госсекретаря США. – Авт.) и Кэтрин Эштон (Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности. – Авт.) можно надеяться на то, что они сыграют некую сдерживающую роль. Тогда будут выдвинуты более-менее реалистические требования к власти, а власть пойдет на какой-то переговорный процесс. Я очень надеюсь, что он закончится на протяжении ближайших двух недель, до католического Рождества, и уступки будут с обеих сторон. Для меня принципиально важно, чтобы при наличии общей установки движения в Европу было следование рекомендациям Европарламента, который прямо и ясно говорит о том, что демократическим политическим силам необходимо дистанцироваться от правых радикалов «Свободы». То есть власть идет на уступки, которые предусматривают тщательные расследования, наказание всех виновных, возможно, снимает людей с правительственных постов, но при этом оппозиция дистанцируется от «Свободы».
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом