3 апреля на ForUm ’е состоялась онлайн-конференция с Чрезвычайным и Полномочным Послом Сирийской Арабской Республики в Украине Мохамедом Саидом Акилем.
В ходе общения с нашими читателями посол рассказал о причинах военного конфликта в Сирии, о том, что может приблизить его окончание, как живется христианам в Сирии и об экономическом потенциале своей страны.
Сергей, Киев, 43 года, программист: Добрый день! Выражаю соболезнование сирийскому народу. Скажите, вот уже почти второй год в Сирии идет гражданская война или военная интервенция иностранных государств? Назовите иностранные государства (если такие есть), принимающие участие в сирийском конфликте, и причины, по которым они помогают боевикам (оппозиции, повстанцам, даже и не знаю, как их называть)? Существуют ли возможности (и какие возможности) для прекращения военных действий?
– Во-первых, в Сирии нет гражданской войны и быть не может, так как сирийцы давным-давно живут вместе как единое целое, вне зависимости от религии, конфессий и национальности. А то, что происходит в Сирии, это именно осуществление заранее поставленного и одобренного Западом (США и их союзниками) плана нового Ближнего Востока, основанного на теории борьбы между цивилизациями. По этому плану весь Ближний Восток должен разделиться на маленькие кантоны, которыми легко управлять. И мы видим осуществление этого плана, начиная с войны против Ирака в 2003 году. Следом пострадали Тунис, Египет, Судан, Ливия, Йемен, Ливан, а теперь и Сирия. Государства, которые ведут эту войну против нас, это США и остальные страны НАТО, в том числе и Турция. Вовлечен в этот план ряд арабских стран, таких как Катар, Саудовская Аравия и другие.
Между прочим, те, кто совершает теракты в Сирии, это не оппозиция, а именно террористы, поддерживаемые названными странами. В Сирии есть национальная оппозиция, которая выступает против вмешательства извне, против применения оружия и разделения страны. Часть этой оппозиции уже вошла в правительство. Такая оппозиция готова вести диалог с нашей властью для того, чтобы спасти Сирию и осуществить ряд реформ, необходимых для большей демократизации страны.
Самое главное для прекращения военных действий – чтобы, во-первых, те страны, которые финансируют и вооружают террористов, прекратили эти действия.
Во-вторых, чтобы все представители нашего народа вне зависимости от их убеждений и идеологии, сели за стол переговоров. Диалог между всеми силами народу необходим. Без этого проблема не решится.
Кстати, наша власть с самого первого дня конфликта и до сих пор призывает ко всеобщему национальному диалогу. Но, к сожалению, часть так называемой внешней оппозиции, которая называет себя коалицией сил революции и оппозиции Сирии, не соглашается. С самого же первого дня конфликта они сказали «нет» диалогу. Их единственное требование – это свержение власти и уход нашего президент со своего поста. Словом, они выполняют план нового Ближнего Востока.
Cronopol: Господин посол, скажите, кто, по вашему мнению, виноват в развязывании военного конфликта в Сирии?
– В этом виноваты те, кто поставил план гегемонии над нашим регионом. Это США и их союзники.
Платон: Добрый день, господин посол. Мы внимательно следим за борьбой сирийского народа против вооруженных наемников в вашей стране. Почему правительство Сирии не задействует всей мощи армии Сирии в подавлении выступлений вооруженных мятежников, а если для этого не хватает сил и средств, почему тогда не запросит официально помощь ООН, или помощь дружественных стран?
– Наша власть не хочет прибегать к использованию сверхсилы, исходя из гуманитарных соображений. Группы террористов, которые совершают теракты против народа Сирии и инфраструктуры страны, разошлись по районам, где большое скопление мирных людей. И поэтому получается, что это не война между двумя армиями, а уличные бои, которые нуждаются в хирургических действиях. Наша армия сильна, и мы не нуждаемся в поддержке других стран, тем более это может привлечь вмешательство других враждебных нам стран и увеличить масштаб нынешнего конфликта.
А насчет ООН, то мы все знаем, кто стоит во главе этой организации и направляет резолюции ООН в своих интересах.
Джалолиддин: Ассалям алейкум, как вы думаете, грозит ли Центральной Азии сирийский сценарий?
– Конечно, грозит. Советую читать статьи о плане нового Ближнего Востока, в том числе статьи Уильяма Энгдаля, которые рассказывают, что происходящее сейчас в Сирии является одной из ступеней плана, который будет расширен, дабы охватить большой регион, включая Центральную Азию.
Человек: Незадолго до свержения законного правительства в Ливии ее посольства стали переходить под флаг оппозиции, вывешивать его. Но на посольстве Сирии в Украине – флаг Сирийской Арабской Республики, да пока что и не слышно о подобных случаях с сирийскими дипломатическими представительствами. Скажите, что должно произойти, чтобы флаг на ул. Белорусской изменился?
– Наш сирийский флаг не изменится. Он и будет символом нашей родины, народа и власти. И, между прочим, когда предлагается другой флаг, это означает стремление к разделению страны. Поэтому те, кто с самого начала конфликта поднял другой флаг, вовлечены в заговор против Сирии.
Киевлянка: Прежде всего, хочу выразить поддержку сирийцам и правительству Асада. Очень жаль, что из-за мерзавцев, которых снабжает и поддерживает Запад, страдают невинные люди. Меня очень тревожит судьба христиан в Сирии. Какое у них сейчас положение?
– В Сирии подвергаются террору не только христиане. На данный момент весь сирийский народ воюет с международным терроризмом. Террористы совершают теракты против всей нашей инфраструктуры, убивают мирных жителей вне зависимости от их религиозных предпочтений, принадлежности к той или иной конфессии и национальности. Совсем недавно в мечети в Дамаске был убит один из очень известных во всем мире религиозных ученых шейх Бутти. И кроме него многие другие. По всей стране уничтожаются церкви и мечети. Поэтому нас волнует судьба не только христиан, но и всего народа. Между прочим, Сирия – светская страна, в которой люди живут и работают плечом к плечу на благо родины.
Главный муфтий нашей республики в ответ на вопрос, сколько в Сирии проживает христиан, ответил: 23 миллиона. Когда его спросили, сколько мусульман, он ответил так же: 23 миллиона. А на вопрос, какова численность населения Сирии, он ответил: 23 миллиона. Каждый гражданин Сирии представляет все религии и конфессии.
Кассар: Как вы думаете, если война в Сирии прекратится, есть ли шансы у Башара Асада сохранить свой пост?
– Я уверен, что президента Сирии Башара Асада переизберут на выборах, которые должны пройти в 2014 году, так как большинство народа поддерживает нашего президента. Это видно по многомиллионным демонстрациям, которые проходили в его поддержку. Конфликту в Сирии уже больше двух лет. Не было бы этой поддержки, наша власть давно потерпела бы поражение.
Дмитрий: Все нормальные люди в Украине желают Сирии успеха в борьбе с бунтом и международным терроризмом. Скажите, когда он будет побежден? Что для этого нужно?
– Хочу поблагодарить народ Украины за поддержку и за понимание сути того, что происходит в Сирии. Хочется, конечно, чтобы эта проблема как можно скорее решилась. Но, к сожалению, Сирия на данный момент подвергается ужесточенному давлению со стороны стран НАТО и ряда арабских стран, которые переправляют к нам всех наемников и преступников мира для свержения нашей власти. Они их финансируют, вооружают и снабжают всеми необходимыми средствами информации для того, чтобы добиться этой цели. Но народ Сирии держится, и будет отстаивать свою родину, чего бы это ни стоило.
Боярунец: Большинство вопросов связано с войной, и это не удивительно. Но война когда-нибудь кончится. Несколько лет назад мой товарищ был в Сирии и нашел ее обаятельной и перспективной страной. Какие отрасли сирийской экономики наиболее перспективны – и почему?
– Сирия – самостоятельная страна. В Сирии есть все, что необходимо для жизни, есть нефть и газ. Между прочим, в данный момент говорят, что обнаружены очень большие залежи нефти и газа на сирийских берегах Средиземного моря. В Сирии есть пшеница твердых сортов, которая в основном экспортируется в Италию на макароны. У нас есть фосфат высокого качества. Сирия считается четвертой страной в мире по производству оливкового масла. Сирийский хлопок известен на весь мир. У нас также есть сахарная свекла и много-много разных видов овощей и фруктов. Поэтому до нынешнего конфликта Сирия не имела никакого внешнего долга.
Андрей: Сколько может стоить восстановление страны после победы над мятежниками?
– Наша страна, к сожалению, подвергается международному терроризму. Инфраструктура страны очень сильно пострадала, но у сирийского народа есть и желание, и возможность восстановить разрушения в самый короткий срок. Недавно выступил глава Промышленной палаты Сирии. Он сказал, что владельцы разрушенных и ограбленных заводов готовы их перестроить в кратчайшие сроки. Наше правительство даже сейчас занимается восстановлением разрушенной инфраструктуры. Назвать приблизительный срок не могу, но самое главное – победить этот терроризм и верить в будущее нашей родины. И мы все восстановим.
Крис: Господин Посол, считаете ли Вы заявление лидера Рабочей партии Курдистана Оджалана о прекращении сопротивления турецким властям реальным шагом к примирению, или это только тактический маневр?
– Не знаю, маневр ли это со стороны Оджалана, но что касается Эрдогана, я думаю, что нельзя ему довериться. До нынешнего конфликта в Сирии наши отношения с администрацией Эрдогана были на высшем уровне. Но, к сожалению, Эрдоган на данный момент является одним из самых враждебных нам людей, так как он больше всех замешан в ожесточении сирийского конфликта. Эрдоган, как уже пишется во многих мировых СМИ, поддерживает террористов, способствует их финансированию, вооружению и снабжению всякими необходимыми средствами для нападения на нашу страну. Он организовал на территории Турции специальные лагеря для тренировки этих террористов и способствует их передвижению через нашу общую границу с Турцией.
Марина, Запорожье: Добрый день, господин Акиль! Расскажите, пожалуйста, какие впечатления у Вашей семьи от нашей страны? Нравится ли Вашей жене и сыновьям у нас?
– Нам всем в Украине очень нравится. Мои сыновья ходят в университет. Они быстро акклиматизировались к образу жизни в Украине. Украина – красивая страна, а украинцы очень добрый, дружелюбный народ.
Солдат Джейн: Добрый день, господин посол! Известно, что еще со времен Советского Союза Ваша страна обладает самым большим арсеналом химического оружия, а несколько месяцев назад прошло сообщение, что в лабораториях Сирии работают специалисты из России. Это так?
– Правительство Сирии никогда не говорило о наличии химического оружия. Когда нашими врагами был поднят вопрос о наличии такого оружия у нас с целью провокации против нашего государства, как это было сделано в Ираке, что являлось причиной для войны против него, единственное, что было сказано в ответ: у Сирии нет такого оружия, но при его наличии она никогда не использовала бы его против своего народа.
Учитель: Многие граждане Сирии для получения образования выезжают за рубеж. Как сегодня обстоят дела у вашего государства в сфере образования?
– В Сирии очень много солидных учебных заведений. Наши специалисты (врачи, инженеры...) славятся на весь мир. И то, что наше государство отправляло студентов на учебу в другие страны, делалось им для поддержания хороших отношений и наведения мостов между цивилизациями. На данный момент все вузы в Сирии функционируют по-прежнему. Между прочим, в нашей стране образование бесплатное, вплоть до докторантуры, медицина тоже бесплатная, вплоть до очень сложных операций.
Лида: Уважаемый посол, в Сирии работает моя близкая родственница, она замужем за местным гражданином. Скажите, насколько опасно для нее оставаться в стране и почему повстанцы ополчились против русских и украинцев? Что мы им плохого сделали?
– Во многих районах Сирии жизнь идет своим чередом. Госучреждения работают по-прежнему, люди ходят на работу, молодежь – в университеты, дети – в школы. Это, конечно, не говорит о том, что везде там безопасно. Есть некоторые горячие точки, где случаются столкновения между нашей регулярной армией и террористами. В некоторых районах совершаются теракты против населения и инфраструктуры страны. Многие иностранцы покинули страну в связи с нынешней обстановкой, но многие остались и живут нормальной жизнью.
Надеюсь, что ни с кем ничего плохого не случится, а также надеюсь, что страдания народа Сирии скоро закончатся. Террористы же направляют свои действия против русских и украинцев, в том числе и потому, что это дружественные нам народы, которые понимают суть происходящего в Сирии и поддерживают нас.
Абдулла: Как Вам работается в христианской стране?
– Сирия – страна светская и, между прочим, самая основная православная церковь находится в Сирии. В Сирии очень много христиан. Множество смешанных браков между представителями различных религий и конфессий. В Сирии люди разных вероисповеданий давным-давно живут дружно, и никто друг у друга не спрашивает, к какой религии или национальности он принадлежит. Поэтому в этом плане Украина не отличается от Сирии.
Ольга: Кому из украинских политиков Вы симпатизируете?
– Я многим симпатизирую. Называть имена не буду. В Украине есть очень много выдающихся политических деятелей.
Серж: Насколько я знаю, в древние времена Сирия была одним из центров восточной цивилизации. Расскажите, пожалуйста, о наиболее выдающихся памятниках культуры и истории в вашей стране.
– Рассказывать о Сирии можно очень долго. Сирия – колыбель многих цивилизаций и религий. В Сирии есть памятники, насчитывающие более 10 тыс. лет. В нашей стране был изобретен первый алфавит, лодка, краски, зеркало... проведены первые Олимпийские игры. В Сирии есть город Малюля под Дамаском, в котором люди до сих пор говорят на старо-арамейском языке – это язык Иисуса Христа. В Сирии масса крепостей, цитаделей, амфитеатров, множество старинных мечетей и церквей. В центре Сирии находится город Пальмира, который известен на весь мир. Короче говоря, Сирия – это музей под открытым небом.
Дипломат: В каких сферах деятельности Сирия видит Украину потенциальным партнером?
– Во многих сферах, например, в области экономики, науки, образования, транспорта... в том числе и в военной сфере.
Motor: Как вам украинская погода и затяжная зима? Тяжело ли было вам привыкать к нашему климату?
– Я привыкший к такой погоде и такому климату, поскольку прожил в Москве почти 10 лет. Поэтому мне не тяжело, а наоборот, нравится.
Тетянка: Нравится ли Вам работать в Украине? Труднее ли стало в последнее время?
– Мне нравится работать в Украине. Во-первых, потому что люблю Украину, люблю украинский народ. А во-вторых, с помощью этой работы я имею честь представлять свою родину и защищать ее интересы. А то, что стало труднее, то это исключительно в связи с напряженной обстановкой в Сирии.
Яна: Долго привыкали к жизни в Украине? Как Вам украинская кухня?
– Я жил здесь раньше, при Советском Союзе, поэтому привычки, обычаи и образ жизни украинцев не новы для меня. Я люблю Украину, люблю украинский народ. Между нами очень много общего. Поэтому привыкать к образу жизни было нетрудно. И украинская кухня мне очень по душе.
Мир: Как Вы думаете, существует ли в Украине расизм?
– Если со стороны власти, то нет, но в отдельных случаях – может быть. Я думаю, что подобные случаи в большей или меньшей степени происходят во всем мире, и в каждой стране по-разному.
Саша: Как вы оцениваете роль Украины в обеспечении международной безопасности?
– Украина как крупное европейское государство может играть важную роль в обеспечении международной безопасности. Я думаю, что руководители Украины способны обеспечить Украине нужное место на международной арене.
Мистер Х: Есть ли в Вашей стране сторонники однополых браков?
– Не слышал об этом.
Мэлс: Господин посол, в вашей биографии сказано, что вы инженер по образованию. Почему решили стать дипломатом? И откуда знаете русский язык?
– Во-первых, я учился в Москве, окончил Московский энергетический институт, и поэтому знаю русский язык. Я работал преподавателем в университете Алеппо, а также на разных административных постах, начиная с должности директора инженерного института, затем мэра города Алеппо, затем губернатора в двух провинциях Сирии. Этот опыт привел меня к назначению на должность посла Сирии.
Иван Николаевич: Добрый день, господин Посол! Я знаю, что в Вашей стране сейчас не лучшая ситуация, но все же хочу спросить – как складываются сейчас экономические отношения между Сирией и Украиной?
– Между Сирией и Украиной подписано очень много соглашений в разных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере экономики. Торговля между нашими странами продолжается, хотя товарооборот до какой-то степени уменьшился из-за нынешней ситуации и в основном из-за того, что Запад объявил против Сирии ряд санкций, которые мешают свободной торговле, так как некоторые страховые компании или не соглашаются страховать суда, идущие в Сирию, или завышают цены на это.
Дед: В советские годы СССР серьезно поддерживал сирийцев. А как бы вы сегодня могли охарактеризовать отношения Сирии и стран постсоветского пространства?
– В самом деле, Сирия получала хорошую поддержку со стороны социалистического лагеря во главе с СССР. Теперь все изменилось. Многие страны вошли в Евросоюз и приняли в своей политике сторону Запада. Но остались страны, которые и теперь поддерживают добрые отношения с Сирией. В основном это Россия, Китай и другие.
Кстати, страны БРИКС (Россия, Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка) и ряд других государств мира тоже поддерживают очень хорошие связи с Сирией. То есть мы не одни.
Евгений: Какими были Ваши конкретные действия по освобождению из плена журналистки Анхар Кочневой?
– По этому вопросу, в основном, мы поддерживали отношения и с украинскими властями, и с сирийскими властями, для того чтобы как можно скорее ее освободить. Наши власти, конечно, делали все возможное для этого. Преимущественно мы обменивались информацией, которая могла бы привести к ее освобождению.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом