Сколько Украина платит за российский газ, известно всем и каждому. Чем ближе к 2012 году, тем больше украинское правительство озадачивается: что же делать с кабальными газовыми контрактами с РФ, тем более что бюджетный год на исходе, а сверстать приемлемую главную смету страны при нынешних ценах на российский газ очень сложно.

Судя по последним месседжам первых лиц нашего государства, власть решительно настроена снизить цены на газ. Россия же пересматривать выгодные для себя условия не намерена. Что с этим делать и как жить дальше, в эксклюзивном интервью ForUm'у рассказал эксперт, экс-уполномоченный президента по энергетическим вопросам Богдан Соколовский.

– Богдан Иванович, скажите, означают ли заявления премьер-министра Николая Азарова о неприемлемости предложений России по Таможенному союзу и продаже ГТС то, что в газовых отношениях с РФ власть включила «задний ход», что правительство стало проявлять «экономический патриотизм», дабы выпутаться из газовой кабалы?

– Во-первых, непонятно происхождение самого термина «задний ход». Для этого необходимо знать, что такое «передний ход», чтобы говорить о «заднем».

У меня нет сомнений, что нынешняя власть хочет улучшить условия сотрудничества в газовой сфере, поскольку видит безысходность ситуации. Но подход власти к этой проблеме, по-моему, принципиально не верен.

Необходимо активно работать над созданием альтернативы. У нас есть 6-7 лет, чтобы полностью заменить российский газ. И тогда, при заключении новых контрактов с Россией, мы будем иметь прочную позицию для переговоров. Тогда мы сможем сказать: «Если вы нам не даете газ по нашей цене, то мы увеличим добычу, снизим потребление».

Понимаете, первоочередная задача для реализации этого плана – экономия газа. Но! Ею должен заниматься не министр Юрий Бойко, не Министерство топлива и энергетики. Их функция обеспечивать газом потребителей. Экономией же должны заниматься потребители (от частных до крупных заводов химпрома и металлургии).

Если не экономить, то к новым переговорам в 2019 году мы снова придем с тем же багажом, что и в 2009-м.

– То есть?

– Будем просителями у монополиста, который продолжит диктовать свои условия.

– Известно, что сейчас Украина добывает 20 миллиардов кубометров своего газа и покупает около 40 млрд куб.м российского. Как Вы думаете, насколько можно за 6-7 лет снизить использование газа, и из каких источников перекрыть потребление российских углеводородов?

– Потребление можно снизить минимум на 30%. Но для этого необходимо увеличить собственную добычу за счет шельфа природного и сланцевого газа, а также шахтного метана. Сейчас же мы имеем совершенно обратное – собственная добыча много лет из года в год сокращается, скважины истощаются.

Но главное, повторяю, это снижение потребления. Без него никак. Нам просто необходимо реформировать целые отрасли экономики, и возможно, перевести некоторые из них на другое сырье. Это аксиома.

Сейчас же правительство Украины в отчаянии. Почему, спросите вы. Отвечу: после Харьковских договоренностей все изменилось в худшую сторону, хотя декларировалась победа. Не нужно напрасно себя обнадеживать – россияне никогда не были уступчивыми, они монополисты и ведут себя соответственно. Они отстаивают интересы своей страны – России. Украине же нужно отстаивать свои, добиваться партнерских отношений.

– Скажите, разве можно заставить украинских потребителей, особенно крупных, снизить потребление газа? Как это сделать?

– Элементарно! Берем предприятие и ставим ему разумную задачу. К примеру, мы говорим: через три года нужно снизить потребление на 20-30% (либо путем перепрофилирования, либо путем модернизации, либо посредством смены собственника). Если потребитель не делает этого, государство вправе отобрать у такого предприятия лицензию. Столь жесткий подход даст результат.

– Возможен ли иной путь борьбы с российским монополизмом? Я говорю о неудачной попытке объединиться с европейскими потребителями и выкупать газ на восточной границе Украины, предпринятой при президенте Викторе Ющенко. Или поезд уже ушел?

– Вполне возможно. Хотя, если, как вы говорите, поезд ушел – это не означает, что не придет другой «поезд»… Схема проста: Россия продавала бы газ на нашей границе, а мы с Европой его транспортировали бы. И в таком случае исчезнут основания для каких-либо конфликтов.

– Разве это возможно?

– Я в этом уверен абсолютно!

– А Харьковские соглашения? Это была близорукость нынешней власти или же, подписывая их, украинская сторона верила в укрепление дружеских отношений с РФ и соответственно – в уступки в газовом вопросе?

– Я говорил и еще раз повторю: эти соглашения – большая хитрость России и близорукость украинских властей. Точка.

– Вы утверждаете, что при правильном подходе Украина за 6-7 лет снизит потребление газа. А что же делать сейчас?

– Платить, альтернативы нет.

– Так это же огромная нагрузка на нашу экономику.

– Не для того россияне подписывали и фактически вымогали диким способом с помощью газовой войны эти контракты, чтобы сейчас их изменить.

– Они останутся в прежнем виде?

– Чтобы никто не мог сказать «нет результатов переговоров», косметические изменения будут. Но, по сути, контракты останутся прежними.

Не исключено, что РФ пойдет на уступки, Но! Взамен на очень-очень большие уступки с нашей стороны. Правда, не думаю, что власть после Харьковских соглашений будет готова к серьезным уступкам.

– Почему?

– Украинская власть хочет остаться властью, а такие уступки чреваты для нее серьезными последствиями.

– То есть, так сказать, «родину продавать» не решатся: зона свободной торговли с РФ, Казахстаном, Беларусью и приватизация ГТС нам не грозит?

– Думаю, нет. В вопросе отстаивания газового вопроса Украины совпадают личные, партийные и государственные интересы тех, кто при власти.

Они хотят быть властью, а не марионетками. Хотят быть не губернаторами в России, а президентом, министром и так далее.

Значит, газовые предложения российского руководства уже угрожают суверенитету власти нынешнего руководства нашей страны?

– Безусловно!

– Богдан Иванович, говорят, что основная цель судебного процесса над Тимошенко – это использование его в качестве козырной карты в Стокгольмском арбитражном суде при рассмотрении там газовых контрактов. Насколько такая версия правдоподобна?

– Я не верю в Стокгольмский арбитраж по газу. Время уже упущено. Ставить так вопрос нужно было в марте-апреле.

Но с другой стороны, просматривая и анализируя с ведущими юристами эти контракты еще в 2008 году, мы сделали вывод: они написаны так, что очень трудно за что-то уцепиться, чтобы их расторгнуть. Сделать это фактически невозможно.

Говорить о том, что накажем Тимошенко и пересмотрим контракты… Этого не будет!.. Никакой международный арбитраж не станет разбираться, превышал ли кто-то в Украине полномочия или нет. Тем более что в этом вопросе нет ясности: десять раз можно доказать как одно, так и другое. Суд над Тимошенко и юридические позиции Украины в газовом договоре связывать не стоит.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6905