Долларовые качели уже не будоражат украинцев. Гривня несколько окрепла, и даже немного «унизила» зеленого американца. Но украинцы не спешат верить национальной валюте. На это у них есть объективные и субъективные причины. Сами банки перестали «лопать», и активно зазывают людей с деньгами опять им поверить. Но бешеное кредитование ушло. Банки даже если и дают в долг, то под огромные проценты. Многих интересует, что будет с нашей валютой, возобновится ли ипотека, даст ли денег МВФ, грозит ли Украине дефолт. На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту ForUm’a ответил известный украинский экономист, правительственный секретарь Кабмина времен премьерства Виктора Ющенко Виктор Лисицкий.

- Виктор Иванович, последнее время о гривне говорят мало. Доллар тих. Он даже несколько сдал позиции национальной валюте Украины. Как себя чувствует наш пациент?

- Я всегда говорил, и никогда не устану повторять – гривня должна укрепляться. Мне, конечно, не очень верили, когда я об этом говорил. Признаюсь, что и моя супруга мне не верила. Сегодня уже даже она начала сдавать свои позиции (смеется – ред.).

Есть несколько объективных причин, которые должны были привести к укреплению гривни.

Во-первых, украинцы в течение длительного времени скупали американскую валюту. За 2008-2009 гг. валюты купили более чем на 20 млрд. Это же бешеные деньги! Если эту сумму умножить на курс гривни, то можно понять, сколько граждане Украины инвестировали в экономику США.

С другой стороны, если бы у людей росли официальные/неофициальные, но главное гривневые доходы, то это могло бы компенсировать разницу. На самом деле баланс доходов и расходов у населения показывает, что у нас гривневые доходы даже в номинальном выражении упали. Перспективы, что они заметно возрастут, нет.

Особенно тревожит то, что малый бизнес упал существенно в номинале. Мне часто говорят, что это не так, поскольку существуют серые схемы, конверты и т.д. Но если бы я был не прав, то была бы другая картина с розничным товарооборотом. Тогда бы розничный товарооборот не падал, а он падает в номинале уже много месяцев подряд, и в этом году его падение продолжилось.

О чем это говорит? Да о том, что у людей просто меньше денег, соответственно они меньше тратят. К примеру, в феврале, украинцы опять купили достаточно много «зелени», но деньги ушли в тень. Однако должен наступить момент, когда люди успокоившись, начинают потихоньку продавать доллары.

Вторая причина укрепления гривни – это улучшение внешнеэкономической ситуации. Экспорт потихоньку растет.

- В какой ситуации сейчас банковская система Украины? Люди отошли от шока, понесли деньги обратно в банки?

- Если взять такие формальные показатели, как депозиты физических лиц, то они растут, по крайней мере, в номинале, не месяц и не два, а много месяцев подряд. Это уже сформировавшаяся тенденция.

Кстати, укреплению гривни способствует также то, что банки практически свернули гривневое кредитование. Если сопоставить то, как росли кредиты два-три года назад с тем, как они растут сегодня, то становится совершенно очевидно, что это не рост кредитования для нашей экономики.

- Вы вспомнили о кредитах. Скажите, насколько реально, чтобы все вернулось на тот уровень, когда даже сковороду можно было взять в кредит, не предоставляя никаких документов?..

- Вообще-то, такое не исключено. Но я думаю, что это произойдет не скоро, потому что пока еще доля плохих активов в банковской системе достаточно велика. Это видно даже по основным показателям деятельности Нацбанка: на 1.01.09 было около 23 млрд., а на 1.01.10 это около 70 млрд. Это только то, что официально показано, я не исключаю, что эта цифра не такая уже и надежная, ведь банки могут хитрить.

Но хуже другое. Ситуация распределялась неравномерно. А для банковской системы неравномерность распределения такого зла особенно тревожна, потому что банковская система – это система тесно взаимосвязанных организаций и учреждений. И если где-то даже небольшой банк имеет проблемы по проведению расчетов, то это чувствуют и другие, более солидные банки.

- Национальный банк нашел возможность возобновить ипотечное кредитование в рамках новой жилищной госпрограммы. По словам председателя НБУ Владимира Стельмаха, Нацбанк готов участвовать в финансировании достройки домов путем рефинансирования коммерческих банков, но две трети вложенных в объекты средств должны поступать непосредственно от покупателей квартир. Насколько быстро это можно сделать?

- Мне нравится ход его мыслей. А вот насколько быстро?.. Это можно сделать достаточно быстро. Но на то, чтобы это дошло до широких масс строителей нужно некоторое время. Ясно, что это не полгода, а значительно меньше.

- Ваш прогноз, каким будет годовой процент для потребителя?

- Процент вряд ли будет радикально отличаться от того, который сейчас сложился на рынке.

- Почему?..

Понимаете, сейчас банки живут за счет того, что установлены проценты по депозитам, грубо говоря, в два раза больше, чем инфляция за последний год. У нас инфляция около 11%, а проценты по депозитам около 20%, и соответственно, по кредитам существенно выше 20%.

Такая сложилась ситуация на рынке. А дать команду «А ну, банки! Немедленно уменьшить проценты по депозитам и по кредитам!»... И толку? Я думаю, что это нереально сделать. Поэтому, трудящиеся будут кредитоваться в банках по тем ставкам, которые реально сложились.

- Владимир Стельмах оказался человеком непотопляемым. Власть сменилась, а он и дальше глава НБУ, более того, его не собираются снимать. Оппозиция утверждает, что его оставили в НБУ, чтобы «печатать деньги»…

- Когда оппозиция говорит такие вещи, то она показывает свою не очень серьезную осведомленность.

Деньги печатают все время. Кого из нас удивляют новые, только напечатанные бумажки в кошельке?.. Деньги ветшают и просто нуждаются в замене.

Нацбанк необеспеченного выпуска денег не делает уже достаточно давно. Это все прекратилось еще тогда, когда Виктор Ющенко был совсем молодым главой НБУ. Тогда он стал намертво. Это прекратилось, то ли в 1994, то ли 1995 году. И теперь Нацбанк, если и выпускает средства в обращение, то это обеспеченные средства.

Второй момент, сегодня темпы роста денежной массы вообще практически ничтожны, упали в номинале все монетарные показатели за прошлый год. Это произошло, потому что надо было возвращать долги, а многие люди потеряли работу и перестали приращивать добавочную стоимость, которая является основой появления новых денег. В конечном счете, у нас инфляция одиннадцать с копейками…

Если НБУ использует цивилизованные инструменты, которые позволят ему выпустить пару-тройку десятков миллиардов гривен в обращение, предположим, для кредитования строительства, то я буду среди тех, кто будет рукоплескать такому решению! Я более чем уверен, что на инфляцию это окажет ничтожное влияние.

- Вчера миссия Международного валютного фонда (МВФ) прибыла в Киев. На Ваш взгляд, как будут развиваться события, стоит ли Украине рассчитывать на очередной транш?

- МВФ прекрасно понимает, что бросать Украину нельзя. Поэтому, он будет искать компромисс. У МВФ есть какие-то определенные требования. Но, возможно, что не все из них Украина может безотлагательно выполнить, и, возможно, наша страна предложит свои компенсаторные меры, которые удовлетворят МВФ.

Я прогнозирую – они договорятся. МВФ и все остальные проамериканские, проатлантические силы прекрасно понимают, что если они сейчас бросят Украину, то через некоторое время она окажется с Россией в одном союзе.

Я согласен со Збигневом Бжезинским, что без Украины Россия никогда не восстановится, как великое государство. Поэтому сейчас МВФ будет оттягивать нас от России, в том числе и этими кредитами. А нам просто нужно вести себя по-умному и соблюдать национальные интересы.

- И еще один вопрос. Украине стоит опасаться дефолта?

- Нет. Федор Ярошенко (министр финансов Украины – ред.) и другие, заявляли, что дефолт нам не грозит. Я не думаю, что они говорили бы неправду.

Не надо забывать, что и МВФ, и Всемирный банк, и агентства международных рейтингов очень внимательно следят за ситуацией в Украине. Они видят, что Украина не только перспективный рынок, но и зона интересов РФ.

Соответственно, они понимают, что с Украиной надо вести себя так, чтобы она не удрала к России. Поэтому, я не думаю, что если бы наши и говорили неправду о дефолте, то они бы это пропустили.

Еще одно. Standard & Poor's подняло недавно наш рейтинг, что весьма важно для западных людей.

- Значит, просвет все же есть?

- Думаю, да. И передайте людям, пусть возвращают те 20 млрд. долларов в банки.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

8074