У ході онлайн-конференції, яка відбулася на ForUm’і 21 липня, посол Словацької Республіки в Україні Павол Гамжик розповів про те, яке враження на нього справив Президент України Віктор Ющенко, поділився, що у своїй сім'ї він єдиний дипломат, і заявив, що Словаччина підтримує проект Nabucco.
Павол Гамжик: Доброе утро всем! Рад присутствовать на онлайн-дискуссии. И хотел бы сказать, что с нетерпением жду ваших вопросов. Надеюсь, наше общение будет взаимно полезным.
Павла: Украине не выгоден газопровод Nabucco. А нужен ли он Словакии? Чьим газом его собираются наполнять? И как вы думаете, это чисто политический газопроект и большую ли роль сыграет тут давление США?
Павол Гамжик: Мы заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы транзит газа через Украинуработал без перебоев. Но с опытом начала этого года, я имею в виду, газовый кризис, мы должны думать и о диверсификации поставок газа и нефти. Для нас проект Nabucco не является чем-то негативным, Словакия такие проекты, в общем поддерживает.
Дато: Как вы считаете надо Украине продолжать поставлять оружие режиму Саакашвили в Грузию? Права была власть Ющенко, когда поддержала грузинскую агрессию против Южной Осетии?
Павол Гамжик: Если позволите, я не буду высказываться относительно украинской позиции к этому конфликту, но могу сказать о позиции Словакии в этом вопросе. Мы поддерживаем грузинские суверенитет и территориальное единство, номы не поддерживаем поставки оружия в конфликтные зоны.
Олег: Уважаемый посол, к сожалению, наша пресса очень мало пишет о Словакии. Расскажите, чем отличается Словакия от Чехии и других соседних государств. И чем похожи украинцы и словаки?
Павол Гамжик: Это, к сожалению и для меня. Я буду стараться делать так, чтобы украинские СМИ больше знали и хотели писать о Словакии. Что касается похожести украинцев и словаков - я уже отвечал на этот вопрос, а что касается различий между чехами и словаками, мне кажется, что, во-первых, это две различные нации, которые говорят на двух различных языках.
Каждая нация имеет свою историю и это влияет и на людей - мне кажется, что словаки более эмоциональны, в то время как чехи прагматичны. Мне лично очень нравится неповторимое особенно чувство юмора у чехов.
ХАРЬКОВЧАНИН: Добрый день! А почему все-таки Чехословакия разделилась на Словакию и Чехию? Тут есть небольшая аналогия Украина-Россия и Украина-Восток и Запад. И не собираются ли Ваши страны опять объединиться?
Павол Гамжик: В федеративной Чехословакии были равноправные республики и две равноправные нации. Тем не менее, до 1993 года словаки не имели самостоятельности и независимости. Мы хотели полностью отвечать за себя и за свое дело, а чехи думали, что им будет лучше без нас.
И сейчас мы довольны друг другом, довольны что мы справились с этим, мы друг для друга самые близкие страны, как большая семья, которая разделилась, чтобы жить в двух отдельных квартирах. И мы не только не видим объективной причины для того чтобы снова «съехаться», но даже и не думаем об этом.
Александр: Что выиграла Словакия, вступив в Евросоюз?
Павол Гамжик: Мы получили возможность развития экономики, лучшую жизнь для наших граждан, стабильность не только экономическую и политическую, но и с точки зрения безопасности. Мы знаем, где мы состоим, мы равноправны с другими европейскими странами - членами ЕС. Мы принимаем участие в стратегических решениях для всего региона. Мне кажется, это не так уж и мало.
Алла Егоровна: Как у вас ладят президент с премьером? Не воюют ли как у нас?
Павол Гамжик: Сейчас они сотрудничают очень хорошо – они одна команда. Но в прошлом и у нас были большиесложности в отношениях президента и премьера. К счастью, это уже в прошлом.
Зоя: Насколько серьезно кризис ударил по Словакии? Что делают власти вашей страны, чтобы выбраться из него? За кредитом к МВФ не обращались?
Павол Гамжик: К счастью, финансовая ситуация в моей стране стабильная, но тем не менее,глобальный экономическийкризис коснулся и нас. У нас очень развита автомобильная индустрия – «Фольксваген», «Пежо-Ситроен» и «Киа». Потенциал нашей продукции составляет 1 миллион в год, что означает первое место в мире на количество населения.
И именно этой отрасли в моей стране коснулся кризис. В связи с этим рост экономики значительно замедлился. «Газовый» кризис в начале этого года тоже сильно поспособствовал.
Теперь что касается мер борьбы с кризисом. Прежде всего, это финансовая поддержка отраслей, которых затронул кризис, финансоваяподдержка инвестиций из-за рубежа. Правительство с помощью социальных мерстарается поддержать те слои населения, которых особенно сильно коснулсякризис.
Что касается кредита МВФ – у нас нет необходимости в этом.
Оляля: Скажите, пожалуйста, так ли часто в Словакии перекрывают улицы для проезда кортежей, как в Киеве? Не мешает ли это вам в быту?
Павол Гамжик: Иногда бывает, но мы относимся к этому с пониманием, поскольку естьнеобходимые сложности, с которыми нужно мириться.
Лилу: А где вам больше нравится жить - в Словакии или в Украине?
Павол Гамжик: Словакия - моя родина, которую я очень люблю.
Валентин: На какого кандидата Вы бы поставили на президентских выборах в Украине? И вообще имеют ли украинцы из кого выбирать?
Павол Гамжик: Всегда есть из кого выбирать, используйте эту возможность, все в ваших руках. Я же со своей стороны, как иностранный дипломат и представитель другого государства, не могу себе позволить обсуждать кандидатов на пост Президента Украины.
Людмила: Насколько и чем, по-вашему, отличается менталитет украинцев и словаков?
Павол Гамжик: Я чувствую, что мы ментально близки, но различаемся некоторыми условиями жизни в прошлом. Различия еще и в том, что мы малая страна, а вы - большая, поэтому те же самые проблемы,нам решить легче. Это влияет и на политику, и на людей.
Нелли: Господин Гамжик! В сентябре мне нужно будет с мужем получать словацкие визы. Мы планируем поехать в Братиславу в октябре. Будьте добры, расскажите, какие документы нужны, и сложно ли сейчас получить визу? Особенно если учесть, что я домохозяйка, а работает только муж.
Павол Гамжик: Я не вижу никаких проблем с получением визы для вас. Всю информацию вы сможете найти на сайте словацкого посольства и консульства в Киеве. Я искренне рад, что Словакия представляет для вас интерес, и заверяю, что в моей стране вам будут искренне рады.
WWW: Господин посол, в последнее время украинцам очень нелегко получить шенгенскую визу. В том числе, в посольстве Словакии. Требуется огромное количество документов. Много отказов. Планируется ли упрощение получения виз для украинцев?
Павол Гамжик: Да, мы планируем упрощение, некоторые из них уже сделаны в июне этого года, но необходимо понять, что все сложности были потому, что Словакия как член ЕС обязана была подписать Шенгенское соглашение. Эти проблемы с визами нас не радуют.
С другой стороны, Словакия находиться на первом месте в списке стран, которые меньше всех отказывают украинцам в визе. Мы очень заинтересованы в том, чтобы либерализировать визовые отношения.
Студент: Скажите, чем интересна работа посла?
Павол Гамжик: Мне кажется, что на этот вопрос я уже отвечал чуть раньше.
Роналду: Довольны ли Вы тем, что вы посол Украины?
Павол Гамжик: Да, поскольку это моя работа. Это самое лучшее решение и для меня, поскольку Украина - приоритетная страна нашей внешней политики. Здесь есть возможности для развития политических контактов и экономических связей, мы заинтересованы в стабильности Украины.
Все вместе это очень интересует меня с точки зрения моей профессии. Я очень доволен и очень рад работать в Украине.
Агилера: Сколько Украине нужно времени, чтобы стать полноправным членом Евросоюза?
Павол Гамжик: Ответ на этот вопрос находится в руках украинских политиков. Если решение всех политических ситуаций будет благоприятным, то уже в ближайшие 10 лет Украина имеет шанс стать полноправным членом ЕС.
Максим: Как лично Вы расцениваете политическую ситуацию в Украине?
Павол Гамжик: Она сложная. По-моему, она до определенной степени «тормозит» дальнейшее развитие страны, не способствует политической стабильности, которая является прерогативой дальнейшего формирования демократии, становлению экономики и выполнению намерений государства по евроинтеграции.
Зина: Много ли в Словакии украинских гастарбайтеров? Правда ли, что им предлагают 500 евро и билет в один конец лишь бы они уехали обратно на родину?
Павол Гамжик: Их у нас не так много, чтобы это вызывало какие-то проблемы или негативные чувства. Мы не практикуем выселение людей с нашей территории. Украинцы для нас близкие люди.
Полина Гагарина: Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от встречи с Виктором Ющенко. Как Вы вообще к нему относитесь?
Павол Гамжик: Для меня он - Президент Украины, институция, известный человек, который играет свою роль в истории вашей страны. Мне симпатичны его украинскость, его желание поддерживать во всем украинский дух.
Мне нравятся его намерения по части евроинтеграции Украины. Когда я вручал ему свои верительные грамоты, наш разговор, несмотря на то, что был официальный, оставался сердечным и подтвердил интерес дальнейшего развития отношений между нашими странами. От себя лично я могу добавить, что я уважаю его как политика и человека.
Ирина: В вашей семье дипломатия – это династия или такую должность избрали для себя только Вы?
Павол Гамжик: После окончания юридического факультета Братиславского университета я работал юристом, и мне удалось попасть в чехословацкий МИД – это было в 1984 году. Никто из моей семьи никогда не работал в дипломатии, и у моих дочерей также другие профессии.
Кира: Умеете ли Вы владеть своими эмоциями? Как часто вам приходится сдерживать себя?
Павол Гамжик: От природы я спокойный и уравновешенный человек. С другой стороны, свои положительные эмоции я никогда не скрываю. Мне нравится быть естественным.
Rondine: Большой был кастинг на должность посла в Украину?
Павол Гамжик: Этого я не знаю. Это было решением Президента и премьер-министраСловакии. Они искали опытного человека, политика и дипломата – так случилось, что выбор пал на меня, и я этому очень рад.
Я дважды состоял в словацком правительстве, был министром иностранных дел, и как вице-премьер-министр отвечал за результат наших переговоров о вступлении в ЕС. И я думаю, что мойопыт может пригодиться и украинской стране в ее намерениях относительно евроинтеграции.
Jonny: Павол, скажите, а как Вы относитесь к тому, что сейчас происходит в украинской политике? Кого-то поддерживаете?
Павол Гамжик: Я дипломат, поэтому я не могу никого поддерживать. Я поддерживаю только дружественные отношения между нашими странами и стараюсь делать все для их развития. Но для этого, прежде всего, нужна стабильность внутри обеих стран.
С другой стороны, я понимаю сложности нынешней ситуации в Украине, это ситуация «транзитного» периода – это касается и экономики, и политики. Мы тоже в 90-х годах прошли этот сложный путь.
Вы знаете, что мы не вступили в НАТО вместе с нашими соседями, и что наши переговоры с ЕС начались позднее, чем у Венгрии, Польши и Чехии. Это произошло потому, что в то время в Словакии была достаточно сложная внутриполитическая обстановка, но мы прошли через это и теперь, благодаря этому опыту, мне кажется, мы понимаем украинские сложности лучше, чем остальные. И хочу пожелать, чтобы в Украине этот непростой период длился не слишком долго.
BOXER: Господин посол! Как Вы относитесь к федеративному государственному устройству Украины? Ведь нельзя не учитывать интересы русского и русскоговорящего населения Украины.
Павол Гамжик: Я согласен, что нужно учитывать интересы русскоговорящего населения. Но, с другой стороны, я думаю, что единство Украины – самая важная вещь, которую надо укреплять.У словаков есть опыт федеративного устройства - Чехословакия разделилась в 1993 году, поэтому замечу, что такое устройство государства вряд ли поспособствует укреплению единства страны.
Павол Гамжик: Велике спасибі всім, хто задавав запитання. Я радий, що вони виявилися цікавими, я відповідав на них із задоволенням. Думаю, що це не останнє наше спілкування. До побачення!
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом