Писатель, журналист и политический обозреватель Олесь Бузина считает, что Ющенко не подаст в отставку даже в случае признания его Указа неконституционным, так как Президент не представляет себя ни на какой другой должности. Сравнивая Майдан-2007 года с «оранжевым» Майданом, Бузина отмечает, что теперешний - организованнее, меньше и гигиеничнее.

Также в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’a Бузина рассказал о том, когда у него открывается сезон моржевания, и о юридическом тупике, возникшем после Указа Президента.

- Олесь, как Вы относитесь к идее досрочных парламентских выборов?

- Для выборов нет никаких законных оснований. В этом отношении абсолютно прав Александр Мороз. Как бы там его не называли, но в первый же день, когда начался кризис, это был понедельник, 2 апреля, он совершенно четко сослался на 90 статью. Там нет никаких разночтений. Для выборов нет оснований. Если президентская сторона жалуется, что коалиция переманивала депутатов, то переманивание депутатов не является законным основанием для роспуска Верховной Рады и досрочных выборов. Переманивание депутатов – это с человеческой точки зрения нехорошо, я с этим абсолютно согласен. Другое дело – каких депутатов набрали БЮТ, и каких депутатов набрала «Наша Украина». Но, прежде всего, БЮТ. Я, видя, кто перебегал от БЮТ к «регионалам», очень часто думал, что это небольшая потеря для БЮТ и еще меньшее приобретение для Партии регионов. Прежде всего - моральное. Я там видел несколько таких забавных личностей, я просто удивлялся, что регионалы их берут к себе. Не хочу сейчас называть имена, но они производили на меня именно такое впечатление. Но, тем не менее, как бы это по-человечески не выглядело нехорошо, все, что не запрещено законом – разрешено. И, как ни странно, у нас даже эти «перебегания» депутатов не запрещены. У нас нет крепостного права для депутатов. У нас Юлия Тимошенко пока еще не полноправная помещица-Салтычиха в своей фракции, а всего лишь Юлия Тимошенко, гражданка Украины. И пусть у нее даже есть английский зять, но это не дает ей права вести себя так, как вели английские феодалы в XII веке до принятия Великой хартии вольностей.

- Но если все-таки допустить, что досрочные выборы состоятся, допустим, в октябре - какая партия, по Вашему мнению, наберет большинство голосов?

- Честно скажу – я не могу быть пророком, потому что у украинцев очень переменчивое настроение. Если бы выборы состоялись тогда, когда их хотели Тимошенко и Ющенко – 27 мая – я думаю, что они бы «продули» еще мощнее, чем в прошлом году. В прошлом году все колебалось пополам, и все решил переход Мороза, причем переход Мороза на сторону коалиции. Пусть Юлия Владимировна заглянет в свою жадную женскую душу и увидит, что она старому заслуженному политическому деду Морозу не хотела дать спикерство, на которое он имел полное право. Ничего бы этого не было, была бы коалиция во главе с Тимошенко, если бы не ее жадность.

К осени ситуация может еще пять раз поменяться в ту или другую сторону. Может меняться настроение избирателей. Знаете, те, кто голосует за бело-синих – они по большому счету еще в 2004 году были более-менее довольны своей жизнью. Каждый по-своему. Кто-то по принципу: лишь бы войны не было, лишь бы Украина не распалась, лишь бы какая-то власть твердая была, а не каждый день беспорядок в голове у руководителей страны. Кто-то заработал денег – кто больше, кто меньше, кто стал за это время миллионером, а кто просто получает свои 250, 300 или 400 долларов и тоже доволен. За регионалов будут голосовать те, кто, в общем, доволен. И поэтому у регионалов более стабильный электорат. А вот что касается электората Юлии Владимировны, тут мы еще посмотрим. Там народ собрался эмоциональный, который верил в чудо. А вот если их волшебница, их святая чуда не совершила, то после этого люди могут не только разувериться в святой, но и вообще в религии.

- Олесь, а Вы лично будете принимать участие в выборах? Если да, за кого будете голосовать?

- Я не буду говорить, за кого я буду голосовать, потому что другим сразу станет обидно. Мне кажется, поскольку я, кроме того, что писатель, еще и политический обозреватель, то я не должен навязывать свои мнения и свои симпатии народу. Но на выборы я обязательно приду. Я вообще ни одних выборов не пропустил, кроме первого тура президентских за Януковича. Я знал твердо, что будет второй тур, и я в то время, когда весь народ туда валил, ехал купаться к себе на дачу, так как я начинал моржовый сезон. А навстречу мне неслись из предместий Киева дорогущие джипы с оранжевыми флагами. Богатый народ выезжал проголосовать за Ющенко. Но я знал, что будет второй тур выборов, спокойно на второй тур пошел и отдал тогда свой голос. В прошлом – могу сказать, отдал свой голос тогда за Януковича, о чем, кстати, не жалею.

- Ходили ли вы на «голубой» Майдан? Чем он отличается от Майдана 2004 года?

- Во-первых, теперешний Майдан организованнее, меньше и гигиеничнее. На оранжевом Майдане в 2004 году тоже стояла масса нормальных простых людей, с иллюзиями, верящих во что-то. Самое удивительное, что на оранжевом Майдане 2004 года почему-то народ подходил брать ко мне автографы как к автору книжки «Вурдалак Тарас Шевченко». Для меня это было самым большим удивлением. Я, кстати, с ними не спорил тогда, в 2004 году. Ну, я думал – люди должны сами разочароваться, чего с ними спорить? Хотя у меня были другие взгляды на развитие ситуации в стране.

Я скажу даже, почему я голосовал тогда за Януковича. Янукович обещал русскому языку статус второго государственного. Для меня это было самым важным. Я способен самостоятельно заработать деньги, я не прошу ни у какого правительства никаких вспомоществований на свои книжки. Но для меня как для писателя, который пишет по-русски преимущественно, важен статус русского языка. Тем более, у нас есть пол-Украины, где никогда не было русификации – это все южные области. Там русский язык сложился естественно, это так называемая Новороссия. Это те земли, которые в конце XVIII века завоевали у турок и у Крымского ханства. Это земли, начиная от Донецка и заканчивая Белгород-днестровским и Измаилом, включая Крым и Одессу. Там, естественно, есть русский язык, и, как я недавно говорил Анне Герман – мы согласны на унизительный для русского языка статус второго государственного. Нас он полностью удовлетворит. Меня как киевлянина он удовлетворит. Но мне смешно видеть Жулинского, который начинал преподавателем русского языка – чего ж он русифицировал Украину в 50-е годы? Какой же он теперь великий националист? Вот это вот переломило мои впечатления.

Сейчас на Майдане меньше людей, чем биотуалетов. Крещатик не забит, Крещатик 99 процентов времени функционирует в нормальном режиме, можно проехать. Никто не стоит табором на Крещатике. В 2004 году я залезал на крыши домов на Крещатике для того, чтобы посмотреть сверху на Майдан, который разросся якобы аж на Крещатик. Там ведь внутри-то был полупустой Майдан. Там не сидели люди битком набитые в 2004 году. То есть это была такая тоже пиар-акция: видите, Майдан не может вместить людей, занят целый Крещатик! Как и разговоры о том, что на Майдане стоит 500 тысяч народа. Реально посчитали – ну не вмещает он такую цифру. Негде там разместиться полумиллиону народа. Это сказка.

- Конституционный суд приступает к рассмотрению Указа Президента о роспуске парламента. Олесь, как вы считаете, признает ли Конституционный суд Указ Ющенко неконституционным?

- Если он будет рассматривать дело честно, то он его признает неконституционным.

- Возможно ли, что в случае признания Указа неправовым Ющенко подаст в отставку?

- Никогда он не подаст в отставку. Ющенко слишком любит внешние атрибуты власти для того, чтобы подавать в отставку. Он себя не представляет никем другим. У него была мечта: значиться Президентом. Не так работать на этой должности, как просто пользоваться почетом. Он же недаром в свое время говорил, что к вам же приехал не тот, который гусей пасет, а Президент. Он человек тщеславный, ему нравится ходить на Банковую, в свой кабинет. Сам статус Президента его возносит в своих глазах. Он дорого за это заплатил, скажем честно. Кусок здоровья отдал на это. Как для такого мужчины, красавца плейбоевского типа, я думаю, он не обидится – ну плейбой, у него американская жена, две семьи, много детей, плейбой, красавец мужчина. Такому Президентом быть самый смак.

Потом то, что он издал неконституционный Указ – это же не является поводом для того, чтобы его сразу автоматически выгнать в отставку. Кучма бы тогда вообще ни дня не должен бы быть Президентом Украины. Ну, издал, ну, суд поправит, если поправит. Ну и будет сидеть дальше Ющенко, продолжать себе править Банковой и окрестными селениями.

Кстати, казус такой довольно странный – говорю как человек, немножко поднаторевший в юридических моментах - существует большой юридический вопрос: исполнять ли Указ Президента или не исполнять до того, как суд признает его конституционным или неконституционным? Это огромный юридический вопрос.

- Но ведь Указ признан действующим?

- Да, он признан действующим, но с другой стороны Верховная Рада тут же его признала негодным для исполнения. Если вы обратитесь к профессиональным юристам, одни юристы скажут, что исполнять, а другие скажут, что не исполнять. Более того, мы видим, что возник юридический тупик. Для того чтобы проводить выборы, нужно принимать изменения к закону о бюджете, а изменения к закону о бюджете нельзя принять, потому что Президент считает Раду разогнанной. Но, тем не менее, мы знаем, что по Конституции, и тут прав Мороз, Рада существует, пока не изберут новую Раду. Получается строго по Швейку, я бы сказал так: не спеши исполнять приказ, может быть, его еще отменят. Или так: исполнять, но очень не спеша, не торопясь.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

8836