Национальный банк изменит механизм расчета и значение нормативов обязательного резервирования, пишет издание «Капитал».
«Мы должны гармонизировать нормы обязательных резервов для валютных обязательств и обязательств в гривне и сделать их в целом меньше», — сказал первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук в прошлую пятницу.
Как уточнил Писарук, регулятор планирует установить требования к резервам как по валютным, так и по гривневым обязательствам на одном уровне. «Нормы резервирования могут отличаться в зависимости от срочности пассивов. Но вот нормы в валюте и гривне, мне кажется, должны быть одинаковыми. Не видим особых экономических оснований поддерживать их на разном уровне», — отметил он.
Как пишет издание, одинаковые требования для резервов по остаткам как в гривне, так и в инвалюте действовали в Украине с октября 2004 г. по август 2006‑го. Но в декабре 2008 г. ставка для любых срочных депозитов и текущих счетов в нацвалюте была обнулена, а изменениям с тех пор подвергались только нормативы для иностранной валюты. Как объясняли тогда в НБУ под руководством Владимира Стельмаха, это было сделано для дедолларизации экономики и сдерживания стремительной девальвации курса гривни, который тогда за последние два месяца 2008‑го упал с 4,86 UAH / USD до 7,70 UAH / USD. Сейчас для банков действует нулевая ставка по вкладам в гривне, тогда как по средствам в инвалюте на текущих счетах — 10 % и 15 % для юридических и физических лиц соответственно. По краткосрочным вкладам в инвалюте — 10 %, долгосрочным — 7 %.
На каком именно уровне будет установлен новый единый норматив, Писарук не уточнил. Издание пишет, что здесь возможны два варианта, но в обоих случаях требования к валютным вкладам будут снижены. «Будем выносить вопрос на заседание правления, чтобы снизить обязательное резервирование через нормативы — у нас очень высокие нормативы, особенно по валютным остаткам», — еще в сентябре пообещала директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова. Но в одном варианте оба норматива будут обнулены, в другом — нормативы для валютных вкладов будут снижены, а для гривневых — повышены.
По информации издания, в первом случае эффект от возврата единых требований будет слабый — привлекательность гривневых вкладов не изменится. А обнуление резервных требований к валютным депозитам приведет к повышению процентных ставок по ним с нынешнего уровня 6,3 % для краткосрочных и 9,1 % для долгосрочных депозитов, но на практике не отразится на поступлении валюты в банки. «Принудительная конвертация валютных депозитов при досрочном снятии и ограничение суммы снятия настолько подрывают доверие населения к валютным депозитам и банкам, что даже повышение процентных ставок не сможет этого компенсировать и способствовать притоку валютных средств в банки», — считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Кроме того, потенциальные вкладчики могут расценить это действие НБУ как свидетельство того, что банки испытывают дефицит валютной ликвидности, что также не способствует росту доверия населения к финучреждениям.
«Обнуление резервных требований к валютным депозитам приведет к повышению процентных ставок по ним», - пишет издание.
Во втором случае результат может и вовсе оказаться неоднозначным и даже негативным. Реального эффекта на приток валютных вкладов, как и в первом случае, не будет. А повышение требований к резервам по гривневым вкладам приведет к снижению процентных ставок по ним, которые сейчас составляют в среднем 10,3 % для краткосрочных и 20,1 % для долгосрочных депозитов. Но в условиях оттока средств с гривневых депозитов, который и так достиг 32,9 млрд грн с начала года, подобное снижение их привлекательности лишь затруднит для банков доступ к гривневой ликвидности.
По мнению экспертов, НБУ следовало сделать шаг в обратном направлении — сохранить действующие нормы резервирования для гривневых депозитов и повысить - для валютных вкладов. «Это сделало бы валютные депозиты менее привлекательными и уменьшило бы спрос населения на валюту как на инструмент зарабатывания денег», — уверен Устенко.
Как пишет издание, изменения в расчете обязательных резервов коснутся и учета наличных в кассе банка. «Целесообразно будет включить в определенной мере объемы наличных в кассах в расчет обязательных резервов… Если не полностью, то хотя бы 50 % (от суммы наличных в кассах банка)», — пояснил Писарук. Регулятор вынужден пойти на это, поскольку в условиях продолжающегося оттока вкладов банки вынуждены хранить в кассах достаточный запас наличных, что усложняет для них выполнение требований по резервированию.
Требования к обязательным резервам могут либерализовать уже скоро. По словам Писарука, подготовка соответствующих изменений и анализ последствий их введения будут завершены в ближайшее время. И уже на текущей неделе поправки могут быть формализованы.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом