Представляя на пресс-конференции «Стратегия - 2020» концепцию реформ, Президент Украины четко заявил, что из всех реформ главной считает судебную. И с этим сложно не согласиться, поскольку беззаконие не просто развращает власть – оно убивает веру в справедливость и порядок, парализуя тем самым у граждан волю к общественно полезной активности. А без этой воли ни одно государство мира еще не совершало рывка в достойное будущее.
Немного о люстрации
Украинским судам предстоит длительный и болезненный период очищения. На смену тотальной коррупции, телефонному праву и откровенному пренебрежению к процессуальным и правовым нормам должно прийти служение букве закона. И, по всей видимости, в этом процессе очищения далеко не все нынешние служители Фемиды пройдут тест на профессиональную пригодность.
Однако при всем желании скорейших перемен крайне важно не пойти на поводу у эмоций. Наша недавняя история наглядно показывает, что лозунг «до основанья, а затем» легко реализуется исключительно в первой части. Тогда как со второй обычно возникают серьезные проблемы. Поэтому тезис о безотлагательной и тотальной люстрации судейского корпуса, несмотря на всю его привлекательность, нуждается в определенных ограничителях.
Во-первых, должна быть максимально соблюдена правовая чистота процедуры кадровой чистки. Потому как дорога в правовой ад выстлана не только благими пожеланиями, но и «революционной целесообразностью». Во-вторых, основная часть судейского корпуса должна получить право на «испытательный срок». Его суть предельно проста – отныне все судебные разбирательства должны превратиться в публичный тест на право сохранения судейской мантии. И каждый судья, кто сдаст этот экзамен, получит право на «условную амнистию», действующую до следующего сомнительного решения.
Таким образом, мы, с одной стороны, получим возможность сохранить профессиональный костяк судебной системы, предоставив шанс всем ее работникам, вставшим на путь исправления. А, с другой стороны, отпадет необходимость в создании специальных люстрационных органов, которые в наших далеко неоднозначных реалиях рискуют превратиться в конторы по продаже «судейских индульгенций». Потенциальным люстратором судебной системы по факту сможет стать любое физическое или юридическое лицо, пребывающее ныне в процессе судопроизводства. И вполне конкретный личный интерес добиться справедливого решения станет самым лучшим мотивирующим фактором.
Затянувшееся кривосудие
История ОАО «Гостиничный комплекс «Лыбидь» - это бесконечная череда судебных разбирательств, ставшая пусть и не самой яркой, но весьма показательной иллюстрацией такого емкого понятия как «правой беспредел». За 20 лет своего существования это предприятие «отличилось» на ниве всех возможных негативных происшествий – от кидка иностранных инвесторов до судебной волокиты по поводу возврата коммунального и банковского кредита. Так что с точки зрения перипетий хозяйствования гостиницу «Лыбидь» вполне можно было бы переименовать в «Гидке каченя».
Вот лишь некоторые ключевые вехи этой «славной истории» в изложении ведущих украинских медиа.
«Зеркало недели», 2003 год: «В марте 2001 года правление гостиницы сумело поставить до сих пор непревзойденный рекорд в истории украинского корпоративного управления. Оно исхитрилось провести собрание акционеров, вообще отстранив от участия в нем владельцев контрольного пакета акций» (инвестфонд NCH Advisors, США – авт.). «Для того чтобы добиться признания собрания нелегитимным, несмотря на абсолютную очевидность ситуации, понадобились серия судов и два с половиной года. Дело прошло и через Верховный суд, и через Высший апелляционный суд».
«Экономические известия», 2007 год: «Гостиница «Лыбидь» готовится к очередному суду с мэрией Киева. Восемь лет назад «Лыбидь» одолжила у управления гостиничного хозяйства столицы 12 млн грн, которые должна была вернуть фирма «Купава» — покупатель 36,32% акций отеля. Возврат долга оформили как финансовую инвестицию, и «Лыбидь» осталась без денег, но с судом: мэрия через суд требует возврата долга с процентами».
«Деловая столица», 2010 год: «ОАО «Сведбанк» в скором времени может приобщиться к отельному делу. Это произойдет в случае признания за ним в судах права собственности на находящийся в банковском залоге имущественный комплекс гостиницы «Лыбидь»… Сведбанк затеял судебное разбирательство в мае, обратившись в Хозсуд Киева с требованием взыскать в свою пользу имущественный комплекс, принадлежащий ОАО «Лыбидь»... Данное имущество является предметом залога по займу, который банкиры предоставили отельерам в сентябре 2006 г. двумя траншами на общую сумму $12,2 млн»
Ныне эстафету судебных тяжб с хозяевами ОАО «Гостиничный комплекс «Лыбидь» подхватило ПАТ «Омега банк», являющееся преемником прав требования, принадлежавших ОАО «Сведбанк». Однако, несмотря на всю внешнюю однозначность ситуации (долг не погашен, договор залога имущества действует, иск по поводу признания решения о взятии кредита и передачи имущества в ипотеку не действительными оставлен без удовлетворения), судебный воз и ныне там. Руководство гостиницы по-прежнему рулит своим заложенным «хозяйством», подавая все новые и новые встречные иски, судьи передают дела друг другу и ходят в отпуска, нарушая график назначенных заседаний, а банкиры бьются головой о стену украинского кривосудия.
Очередные заседания в судах различных инстанций назначены на октябрь. В связи с чем наши предложения об «испытательном сроке» и «условной амнистии» как инструментах люстрации судейского корпуса представляются более чем актуальными. Ау, банкиры, ну что, покажете пример рядовым гражданам, как нужно вычищать коррупцию и беззаконие из судов?! Или таки правы те, кто полагается на действенность «мусорной люстрации»?!
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом