известия: Скандал с крымскими маяками некоторые политики в Киеве назвали "прелюдией к выдворению российского Черноморского флота из Севастополя". Насколько реальна такая угроза?
Виктор Черномырдин: Нужно разделять вещи стратегические и сиюминутные. Никто не претендует на собственность Украины, но штурмы к хорошему не приведут. Сейчас одно штурмуют, завтра - другое. А там военные, там оружие, между прочим. Нельзя конфликты обострять. Не такая это проблема, чтобы до скандала доходить. Вокруг нее специально шум поднимают. Но я убежден, что 98% украинцев даже не знают, что это за маяки и буйки, какую они несут нагрузку, что от них зависит. Все основные российско-украинские вопросы очерчены в Большом договоре наших стран. Я принимал непосредственное участие в его подготовке. В договоре все записано. Там сказано: аренда до 2017 года. Но документ большой, и потому в него что-то могло не войти.
По этим объектам надо принять дополнительное решение. Главное, что в договоре есть механизм разруливания ситуации. Надо не шуметь и не митинги устраивать, а вопросы решать. Для этого существует комиссия по Черноморскому флоту, есть межгосударственная комиссия, которую впервые возглавили президенты, руководители назначены по всем вопросам - от флота до экономики, они с гидрографией разберутся. Все согласны с тем, что на первом месте должна быть безопасность флотов: и гражданского, и военного. Ни разу не было, чтобы по вине тех, кто работает на маяках, случались сбои в судоходстве. Важно, чтобы за разговорами и "перетягиваниями каната" мы не допустили беды.
известия: Во время "газового конфликта" с обеих сторон звучали столь жесткие заявления, что порой складывается впечатление, будто Украина и Россия - чуть ли не враги...
Черномырдин: Попытка нарисовать нам, России и Украине, образы врагов - дело бесперспективное. Тот, кто такую попытку предпринимает, кроме неприятностей, ничего не наживет. Исторически, генетически и по-человечески мы не можем быть врагами. Нам надо пощадить людей, ведь много украинцев живет в России и русских - на Украине. Нельзя эти связи резать по живому ради каких-то сиюминутных политических выгод. Слишком опасно.
известия: Еще одним опасным явлением называют конституционную реформу, в соответствии с которой Украина становится парламентско-президентской республикой. Это новшество спровоцировало отставку правительства. Что произойдет дальше?
Черномырдин: Отставка кабинета министров увязана с реформой, изменившей Конституцию. С 1 января она номинально вступила в силу, но люди ее не восприняли. Для Украины это важный этап, требующий времени и понимания. Россию интересуют механизмы реформы, мы будем их изучать.
известия: Сейчас много говорят о предстоящем повышении цены на туркменский газ. Не приведет ли это к тому, что Москва тоже изменит цены и тем самым аннулирует недавние договоренности с Киевом?
Черномырдин: Решение по газу принято. Оно получило благословение на самом высшем уровне. Вокруг этого вопроса происходит масса спекуляций, но я скажу одно: ничего смертельного в новой цене нет. Украина может мягко войти в новую ситуацию. Стоит газ 50 или 95 долларов - разница есть. Но 95 - самая низкая цена на европейском пространстве. У меня язык не повернется сказать, что эта цифра - плохая для государства Украина. Но я не могу утверждать, что эта цена хороша для обычного украинца, который привык к дешевому газу. Тем не менее проигравших в газовом конфликте нет. Украинское правительство имеет все возможности, чтобы сгладить подорожание энергоносителей для своих граждан.
Меня успокаивает то, что газовые переговоры перешли в рыночную стадию, когда вопрос решается не на высшем уровне, а корпоративно. Создана совместная компания, она будет решать все вопросы. С учетом мировых тенденций и не в ущерб экономикам Украины и России.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом