Сэр, несмотря даже на то, что спор между Россией и Украиной из-за цены на природный газ на данный момент кажется исчерпанным, остаются вопросы. Многие из нас еще не позабыли, что значит жить в обществах без демократии, прав человека и главенства закона. Нас весьма печалит тот факт, что за трансформацией во многих странах Центральной и Восточной Европы не последовала аналогичная трансформация в России.
Перекрыв кран на глазах миллионов людей, "Газпром" продемонстрировал, как может быть осуществлена угроза прекращения подачи энергоносителя, и каково значение (загадочных для некоторых) слов "энергетическая безопасность" и "диверсификация". "Газпром" просветил не только миллионы людей, но прежде всего политические элиты, и то, что для многих было непонятным, стало всем очевидным. Через несколько лет мы будем благодарны Владимиру Путину за то, что он подтолкнул Европу всерьез задуматься об эффективном использовании энергии и большей диверсификации источников.
Газовая ссора показывает, что Россия не остановится перед использованием энергии как оружия, независимо от средне- или долгосрочных последствий, даже если они ставят в трудное положение тех партнеров, которые более всего нужны России. Долгосрочные инвестиции в инфраструктуру энергетического сектора России по-прежнему необходимы и они не придут с очень непостоянного рынка ценных бумаг Москвы, как это недавно попытался сделать "Газпром".
Нам нужна твердая политическая воля, чтобы заложить новые основы для обоснованной, конкурентной и надежной энергетической политики Европейского Союза (ЕС).
Эту политику следует строить на следующих фундаментальных принципах:
- Принять все меры к возможно большему повышению самодостаточности ЕС в вопросе снабжения энергией и к выделению больших средств на исследования альтернативных источников энергии.
- Работать в направлении интеграции национальных энергетических систем, что позволит получать энергию из различных источников и более гибко использовать аварийные запасы энергоносителей.
- Проводить основательные исследования практической осуществимости запланированных энергетических сетей, диверсификации источников энергии, принимая во внимание как экономические реалии, так и принципы защиты окружающей среды. Вместо того чтобы решать существующие проблемы, новые газопроводы могут создавать новые, причем не только путем ослабления энергетической безопасности некоторых государств - членов ЕС, но также и путем, например, возможного в будущем экологического бедствия в Балтийском море.
ЕС должен обрести общий голос в своей энергетической политике, включая свою политику в отношении России. Эти меры должны быть последовательными и недвусмысленными. Они должны исключить спорные действия некоторых европейских политиков, не имеющие ничего общего с интересами как Европы, так и России.
Благодаря тому, что администрация Путина и друзья г-на Путина в "Газпроме" показали свою подлинную натуру, мы сегодня узнаем, насколько мы пригодны к тому, чтобы встать рядом с гражданами России в их борьбе за мир и процветание. Наш общий европейский опыт свидетельствует, что мы должны подняться на защиту дорогих нам ценностей и верований.
Март Лаар, бывший премьер-министр Эстонии; Гунтарс Крастс, бывший премьер-министр Латвии; Витаутас Ландсбергис, бывший президент Литвы; Ежи Бузек, бывший премьер-министр Польши.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом