Не знаю, как кому, но лично мне после совместной пресс-конференции «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» утром 4 января захотелось громко расхохотаться. И совсем не от радости за нашу многострадальную Неньку и ее добрую (но строгую) мачеху старушку-Европу, которые теперь не будут замерзать, тесно обнявшись и дрожа под боком у страшной и жадной колдуньи России, а будут, как и раньше, жечь драгоценный газ в прежних количествах и почти за прежние же деньги.
Смеяться хотелось при взгляде на умильно-сахарные физиономии двух Алексеев – Ивченко и Миллера, которые едва ли не целовались привселюдно и не клялись друг другу в вечной дружбе до гроба. И это после того, как еще пару дней назад украинская сторона грозила российской судом, выдворением черноморского флота вон из Севастополя, самовольным отбором части газа, предназначенного для Европы и еще кучей других более мелких неприятностей вплоть до анафемы от Киевского патриархата, на что российская неизменно отвечала одним, зато очень веским аргументом, – а мы, мол, перекроем кран. Серьезность тона обеих сторон не оставляла никаких сомнений в том, что Украина и Россия если и не стоят на пороге вооруженного конфликта, то отношения между собой испортили всерьез и надолго, если не навсегда. И вдруг – трах, бах, Ивченко бросает все, несется в Москву, проводит бурную ночь переговоров с Миллером – и наутро оба, уставшие, но довольные, рассказывают всему миру о том, какое счастье иметь таких прекрасных деловых партнеров, как они. Как говорит одна бывшая жительница Мариуполя: «Очуметь!»
Особенно забавно было слушать, как глава «Газпрома» уверенно рассказывал о том, что Россия, как и обещала, будет продавать свой газ по 230 долларов за тысячу кубометров, а сидящий рядышком председатель «Нафтогаза» тут же бодро рапортовал, что Украина будет покупать его за вполне приемлемые для нее 95 баксов за тысячу кубов. Признайтесь, многие из вас в тот момент изумленно открыли рты и не закрывали их до тех пор, пока господа Миллер и Ивченко, видя, что общественность конкретно так «очумела» от такой странной арифметики, не объяснили, что покупать российский газ по 230 и продавать его Украине по 95 будет некая компания с довольно сомнительной репутацией «РосУкрЭнерго», судя по всему, гении бизнеса, которые решили доказать себе и всему миру, что заработать можно не только по традиционной схеме «купи подешевле – продай подороже», но и совсем наоборот. Седенькие профессора-экономисты уже было принялись рвать на себе волосы при виде того, как стремительно рушатся устои классической экономической теории, в которую они так свято верили и столько лет вдалбливали в головы нерадивых студентов, как внезапно все прояснилось. Оказывается, таинственная «РосУкрЭнерго», у которой пронырливые журналисты в мгновение ока успели раскопать темное полукриминальное прошлое, будет покупать не только предназначенный для Украины российский газ (по 230 долларов), но и туркменский и вообще весь азиатский, который, как вы догадываетесь, обходится нам значительно дешевле. И продавать Киеву все за те же 95 долларов. Это уже выглядело более разумно, правда, после тщательных подсчетов с учетом разницы в объемах поставок и ценах российского и туркменского газа, проведенных тут же дотошными математиками, все равно оказалось, что загадочный посредник все равно остается в убытке. Самые малодушные тут же зашептали странные словечки «коррупционные схемы» и «откаты», но мы в такие подробности вдаваться не будем. Во-первых, не пойман – не вор, а во-вторых – какое наше дело, правильно? Будем с газом – и это главное!
Президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко, видимо, овладели точно такие же мысли, и он даже оторвался на минутку от вырезания деревянных тарелочек где-то на своей любимой Ивано-Франковщине, чтобы поприветствовать успешное завершение переговоров. Его верный оруженосец – тьфу ты! – премьер-министр Юрий Ехануров был солидарен с шефом, считая подписанный договор безоговорочной победой Украины в «газовой войне».
Но не все в Украине думали так же, как властная верхушка. Едва только Алексей Ивченко вернулся домой, явно осознавая себя героем и спасителем нации, как на него обрушился шквал оппозиционной критики, причем ругали все – и «оранжевые» оппозиционеры, и «голубые», и «красные», и совсем уж неопределенной окраски. Экс-премьер Юлия Тимошенко, оперативно раздобыв где-то копию договора (который, кажется, даже Президент с премьером тогда еще в глаза не видели), тут же, как дважды два, доказала, что Украина подписала себе смертный приговор, связавшись с «РосУкрЭнерго», и было бы намного лучше, если бы поставками газа занималась небезызвестная компания «Итера», тесно связанная с столь милыми сердцу Юлии Владимировны «Едиными Энергетическими Системами Украины». И пообещала, между прочим, обжаловать контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» в суде. Правда, не уточнила в каком - в Печерском или в Шевченковском.
Впрочем, учитывая то, что политическую реформу леди Ю. тоже когда-то грозилась засудить и отменить, а между тем в первый день 2006-го года она благополучно вступила в действие, за судьбу газового договора можно быть не волноваться. Кстати, о политреформе! За этими газовыми разборками все как-то о ней забыли, а ведь мы уже неделю как живем в парламентско-президентской республике! Чувствуете, как все резко переменилось? То-то же. И я не чувствую. Как в одном популярном фильме: «– Видишь суслика? – Нет… – И я не вижу. А он есть».
Кохаймося!
Всегда ваш,
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом