Украина переживает сложное время. Год для страны начался непросто, и пока что постоянство наблюдается только в одном – нестабильности политической и экономической жизни государства. Пока общественное внимание занято ностальгией по Крыму и рассуждениями о военных действиях на востоке, экспертное сообщество задается совсем другим вопросом. Конфликты когда-нибудь да закончатся, но что останется после них? Ведь деньги любят тишину, а большие деньги – абсолютную тишину. О том, что происходит сейчас с украинской экономикой, и что останется на изнуренной раздорами земле, ForUm спросил у главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака.
- Украина переживает сейчас не лучшие свои времена. Как Вы оцениваете состояние отечественной экономики в нынешних условиях?
- Пока что я испытываю сдержанный оптимизм. Украину как минимум не бросили самостоятельно решать свои проблемы. Западный мир принял Украину как геополитический объект, пока не как субъект. Это выражается в том, что нашей стране готовы давать большие кредитные ресурсы из разных источников. Нам готовы помогать выбраться из сложившейся ситуации, как правительства других стран, так и известнейшие мировые фонды (немецкий, британский, американский). Они организовали пул крупнейших мировых банков, и все вместе зарезервировали инвестиции для Украины на сумму от 300 до 700 млрд долларов, по программам продолжительностью от 15 до 30 лет. Но объем инвестиций по каждому направлению будет зависеть от внутренней военно-политической ситуации в Украине. Мой оптимизм базируется на том, что мир наконец то заметил Украину и ее потенциал.
- Украина могла бы обойтись без кредитов?
- В данной экономической и политической ситуации не могла бы.
- Проблемы в отечественной экономике появились из-за политической ситуации в стране или на нее больше повлияли отраслевые факторы?
- В Украине произошло наложение абсолютно неэффективной, беспомощной экономической политики и политической ситуации, которая стала результатом многолетних действий авторитарных режимов. Негативные тенденции в экономике и политике сошлись в одну точку и поэтому имеют такие тяжелые последствия.
- В каком состоянии находится один из китов нашей экономики - украинская промышленность?
- Промышленность Украины, особенно тяжелое машиностроение и химия, находится в критическом положении. Эти предприятия много лет ориентировались преимущественно на один рынок – Россия, Таможенный Союз, СНГ. Сейчас они пожинают плоды своей непродуманной экспортной политики. Другие предприятия, в основном высокотехнологичные, которые не ориентированы на российский рынок, переживают не менее тяжелые времена, но не такие критические. Чуть лучше обстоят дела у аграрного сектора. Именно он в этом году, как и в прошлом, будет спасать отечественную экономику от окончательного падения.
- А отечественный бизнес?
- Вроде бы делаются какие-то шаги к упрощению административных процедур, регистрации и, в общем, работы малого и среднего бизнеса. Но с другой стороны надо понимать, что для бизнеса необходима общая экономическая среда. Сейчас эта среда в Украине абсолютно не развивается, для этого нет условий. Исключение составляют только некоторые компании.
- В начале года экономисты говорили об оттоке капитала из Украины. Сейчас уже конец весны. Удалось ли остановить эту тенденцию?
- Отток капитала из Украины продолжается, и будет продолжаться до тех пор, пока наблюдается конфликт на востоке, пока Украина по кускам теряет контроль над своими территориями. Наибольший отток средств стоит ожидать как раз в той местности, где происходят столкновения. В таких условиях никто не будет вкладывать деньги в развитие бизнеса, и выводить их будут ускоренными темпами. Похожую картину мы сможем увидеть и в других областях Украины. Предприниматели хотят себя защитить и заблаговременно обезопасить активы. Сейчас оставляют в обороте только минимально выгодные средства.
- В этом году мы столкнулись с огромной девальвацией гривны. Чего ждать от национальной валюты в будущем?
- Курс гривны в этом году будет полностью зависеть от развития военно-политической ситуации. Все происходящее на востоке отразится на национальной валюте. Если нынешняя ситуация будет продолжаться, то можно ожидать дальнейшую девальвацию. Если же все это остановится, то прекратятся и негативные ожидания, которые сейчас в основном формируют девальвацию. Но, конечно, прошлого курса 8,9 и даже 10 грн за доллар уже не будет.
- Украине стоит опасаться дефолта?
- Дефолт – это конкретное состояние государственного бюджета, который не может выполнять свои обязательства. Пока что такой опасности нет, потому что многие организации готовы давать нам кредиты для выполнения государственных обязательств. Пока прямой опасности дефолта нет.
- По данным НБУ, на 1 мая золотовалютные резервы в иностранной валюте составили $ 12,420 млрд. Это критичный размер резервов для Украины?
- Этот объем золотовалютных резервов даже ниже минимально критичного уровня.
- Украина получила первый транш кредита МВФ. Спасут ли эти деньги страну?
- Важным является тот факт, что с Украиной возобновил сотрудничество МВФ. Именно на это ориентируются другие возможные кредиторы. Но суммы траншей не являются спасительными. Они просто дают сигнал в целом для валютного рынка, финансового и банковского сектора, а также для инвесторов, которые хотели бы сотрудничать с Украиной о том, что с нами все же можно работать, ведь этой стране дал кредит МВФ. Но транши (по крайней мере, те, которые поступят в 2014 году) всего лишь спасают страну от дефолта. И не более.
- Стоит ли тратить эти кредитные средства на оплату долга за российский газ?
- Я считаю, что никаких оплат российского газа в нынешних условиях быть не должно. Украинская власть должна выставлять счет за оккупированные территории. Например, за Крым Россия должна заплатить Украине 5 млрд евро. Прошло 2 месяца – 10 млрд заплатите Украине. Украинской власти пора переходить в контратаку, а не быть в положении того, кто постоянно защищается, потому что такая стратегия приведет к дальнейшим поражениям. Нужно контратаковать, если не на военном, то хотя бы на политическом, информационном или экономическом поле.
- Какой рост ВВП в 2014 году Вы прогнозируете?
- Падение ВВП понятно, что будет, и, конечно значительное. А степень падения будет зависеть от того, что будет подконтрольно нашей власти, то есть какая часть территории и соответственно экономики будет украинской. Даже этот показатель сейчас зависит не от экономики, а от военно-политической ситуации.
- Госстат заявляет о том, что уровень инфляции с начала года составил 6,4%. Каким будет этот показатель по итогам года?
- Учитывая глубокую девальвацию, которая тянет за собой инфляцию (сначала на импорт, потом на услуги и отечественные товары), мы вряд ли получим меньше 15%. Но нужно еще понимать и методологию подсчета инфляции, чтобы мы себя не обманывали. Пора переходить на международные стандарты и не манипулировать статистическими данными. Недавно в потребительский набор было введено 39 интересных позиций товаров и услуг, цены на которые характеризуются постоянным уменьшением или стабильностью. Но они составляют небольшую часть потребительского набора большинства украинцев. Это манипуляции, которыми пользовалась власть каждого цвета.
- А как вы оцениваете деятельность экономического блока нового правительства?
- Не хочется пока как-то оценивать, прошло мало времени. Но нынешние тенденции дают понять, что экономический блок власти самоустранился и просто подменил свою политику условиями МВФ. В глобальном значении у нас есть временный администратор МВФ, который определяет экономическую политику Украины.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом