Верховная Рада приняла решение относительно разоружения незаконных группировок. Такое постановление поддержали 256 народных избранников, в том числе представители Партии регионов, которая часто игнорирует проекты новой власти. «В связи с ситуацией, обострением криминогенной обстановки и провокациями со стороны иностранных граждан на юге и юго-востоке обязать МВД и СБУ немедленно провести разоружение незаконных вооруженных формирований», — объявил спикер Александр Турчинов. По его словам, эта проблема отныне теряет политический характер и является сферой ответственности силовых структур. Он добавил, что желающие носить оружие должны быть в рядах Национальной гвардии.

Невзирая на то, что акцент сделан на провокациях со стороны иностранных граждан, под разоружение подпадают и другие организации, в частности отечественные. В первую очередь, «Правый сектор». История противостояния ПС и власти, кульминацией которого стало убийство при задержании Сашка Белого, дело которого обросло многочисленными версиями и противоречивыми свидетельствами, еще не завершилось. На днях в центре Киева произошла перестрелка между представителями «Правого сектора» и бойцом Самообороны Майдана. Трое людей было ранено. Причину конфликта представители ПС определили как бытовую. Позже в МВД сообщили, что представители «Правого сектора» в сопровождении правоохранителей покинули гостиницу «Днепр», где они до сих пор находились, и организовано отправились на одну из загородных баз.

Этот инцидент сразу получил широкое освещение в российских СМИ. «На мой взгляд, все эти перестрелки очень хорошо вписываются в российскую пропаганду. Они абсолютно подтверждают мнение россиян о том, что на улицах Киева нет порядка, и власть не может контролировать радикалов. Поэтому такие действия являются неприемлемыми, в частности с точки зрения того, что мы получаем плохую картинку для внешнего мира, — комментирует «Дню» депутат от фракции «УДАР» Виктор Чумак. «Я не думаю, что «Правый сектор» является проплаченным провокатором, но знаю одно, эти люди не дают себе отчет в своих поступках», — добавил он.

Как известно, «Свобода» раньше предложила собственную инициативу относительно того, чтобы узаконить владение оружием. Такое предложение Чумак оценил положительно. «Я поддерживаю такой проект, потому что выступаю за легальное обращение оружия в Украине. Каждый имеет право на самозащиту, однако оружие должно быть зарегистрированным», — говорит народный избранник.

«Правый сектор» и другие подобные организации по инерции живут в состоянии Майдана. Поэтому они либо от их имени вооруженные люди совершают преступления. Если раньше киевляне или гости столицы побаивались выходить вечером в город из-за того, что могут напасть «титушки» или переодетая милиция, то сейчас они боятся людей в балаклавах и с оружием. Во-первых, это дискредитирует саму идею Майдана как локомотива перемен, а во-вторых, в случае неспособности Яроша или других контролировать свои отряды, это будут делать те же милиционеры. И не исключено, как мы это уже увидели, методом силы (Сашко Белый).

Виктория Подгорная, политический консультант:

— Эта ситуация демонстрирует, что Украина нуждается в определенных антикризисных мероприятиях ради повышения толерантности в обществе. Это должно работать на демилитаризацию сознания граждан, которые принимают участие в таких движениях. Возможно, в настоящий момент это не так актуально, потому что мы находимся в ситуации войны с Россией, но я говорю в первую очередь не об оружии, а о мышлении. Ведь такие действия спровоцированы радикальными настроениями и работают на их повышение.

Если рассматривать ситуации по сути, «Правый сектор» работает против имиджа Украины как государства, которое движется по европейскому пути, и в целом создается впечатление, что он работает на Россию, которая уже полгода или даже больше ведет кампании против Украины как экстремистско-фашистского государства. Действия ПС поддерживают такую концепцию России и играют заодно. Существует вероятность того, что ими овладели радикальные настроения и опытные российские игроки очень удачно используют ситуацию, чтобы накручивать радикально настроенных молодых людей и провоцировать экстремистские действия.

Руководителям «Правого сектора» нужно понимать риски использования их в интересах другого государства против Украины. Все их действия должны быть связаны с контролем над ситуацией с экстремистскими радикальными действиями. Это — их ответственность как политической силы, тем более Ярош зарегистрировался как кандидат в президенты. Если он демонстрирует готовность брать ответственность за ситуацию в стране, он как минимум должен контролировать свою партию. Особенно, в условиях военной интервенции России в Украине. Каждая политическая сила должна коррелировать свои действия с интересами Украины.

Если это будет повторяться, Россия использует это как аргумент для возобновления наступления на юг и восток Украины. В результате, мы можем потерять очень многое. Поэтому наказание за подобные действия должно быть суровым.

Не знаю, сработает ли постановление ВР относительно разоружения. Такое требование справедливо, но здесь важно понимать, что вся ответственность за безопасность вернется к силовым структурам, милиции, армии, Нацгвардии. Парамилитарные группировки были созданы во время Майдана именно потому, что милиция не выполняла основную свою функцию защиты общества, а защищала только власть. Тогда это было позитивное явление, но когда есть новая власть и начались определенные изменения и реформы, милиция и созданная Нацгвардия должны взять на себя эти функции и, прежде всего, защищать именно граждан, а не представителей правящего политического класса. В таком случае разоружение является хорошим знаком, символизируя переход общества к мирному пути.

В целом, дискуссия относительно вооружения или разоружения населения достаточно сложная. Все же я считаю, что рисков в вооружении больше. Когда соответствующие нормы внедряли в США или Швейцарии, там существовала длинная традиция, невзирая на это, мы знаем, что происходит в Штатах. В Швейцарии вооружают только призывников, там нет армии — подготовку проходят все и применяют более жесткие формы контроля. Однако это меняет концепцию армии в целом. В Украине это не так актуально. Учитывая то, что у нас такая традиция отсутствует, негативных факторов может быть больше. Лучше модернизировать и реформировать армию по стандартам НАТО, получить членство, чем делать радикальные шаги, которые не соответствуют ни ситуации, ни традиции.

Анна Черевко, «День»

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1565